Цементовоз

Андрей Романовъ
          ... а что будет, если барабан будет вращаться с большей скоростью, чем нужно для обычного сохранения раствора в полагающемся ему - густом, но всё-таки - жидком состоянии?...

***

          По дороге едет обычный, почти неприметный в потоке всех остальных машин, представитель строительной техники - цементовоз. Вообще-то правильней назвать его - автобетоновоз, автобетоносмеситель или, попросту, миксер. А то и вовсе мешалкой называют. Хамы, может, и не хамы, но, правда, тоже не сильно приятно, когда тебя мешалкой...
          Везёт он на себе барабан с цементным раствором. Или "В" себе - тут же всё относительно. Как посмотришь! Так сказать, какая точка зрения.
          Цемент - это волшебный порошок - сухой сыпучий продукт, а бетон - в своём обычном состоянии - твёрдый, как камень. Чтобы затворить гремучую смесь для святого дела строительства чего-то нового и важного, цемент заливают водой и замешивают это тесто с песком и другими заполнителями. Делают это на адской кухне бетонных заводов, а вот цементный раствор нужен на строительной площадке - там, где возводится ... ну, скажем весомо, но не грубо, а с пафосом, и зримо - храм. Да, назовём его так - храм! - Храм культуры, искусств, наук, зодчества, Славы, Веры, Надежды, Любви, Софии, Мельпомены, Афины, Зевса, а то и просто Храм. Для некоторых и одного Слова достаточно. Ибо слово было... Да. И так тоже когда-то было. Но вот "зримо" - это если уже много построено, а то по первости можно и не заметить, что что-то уже, оказывается, готово... А на стройплощадку надо заходить осторожно - в каске и прочем защитном обмундировании, а то что-то вновь построенное, но незакреплённое, может и очень аккуратно и в тоже время неаккуратно - экий парадокс! - расстроиться прямо на вас. Поэтому на стройке работают только суровые и бесстрашные ребята. Смелые, простые, но понимающие, что да как надо. И не надо советовать им, что куда класть или что на что положить - они сами вам всё могут доходчиво объяснить - тоже кстати, в одном-двух словах, но таких, что сразу понятно становится! И теперь уже - значительно больше, чем раньше. А им имеет право указывать только их начальник - прораб. Так-то. Мастер! Наших-Скорбных. Что, фамилия такая у него! - Да-да, между прочим на стройке ещё и не такие смешные фамилии встречаются!
          Замешивают раствор на заводе - дают ему этакий завод, но замешанный цементный раствор имеет очень нехорошее свойство со временем сворачиваться, как кровь в тромбы, и густеть раньше срока, а чтобы ребятам со стройки завезли цементный раствор в надлежащем состоянии - в жидком виде, а не камнем, - жизненно необходимо периодически помешивать раствор, пока его везут, чтобы он не успел загустеть и застыть памятником самому себе. Вот поэтому и придумали использовать автобетоносмесители, которые и доставляют раствор, и параллельно мешают его по дороге, поддерживая его себе в тонусе.
          Да, едет цементовоз себе по дороге почти неприметный - неприметный, потому что все остальные машины - тоже в некотором смысле цементовозы. Только везут они не цемент, а, наверное, что-то другое... Ну, да кто что и кого везёт... А кто-то, может, кому-то и не везёт, а несёт... Или всё-таки цемент это? - Потому что происходит с ними со всеми что-то очень похожее, как будто все они тоже цементовозы. Так вот, значит, едет он себе по дороге, серенький - неприметный такой... Бывают, правда, и разноцветные такие цементовозы - у кого ромашки на барабане, у кого - лютики, у кого-то вообще попугай или медвежонок... Да-да, я сам таких видел - и вы увидите - ищите их на улицах нашего Города таких - они иногда встречаются!... Так-то обычно какой-то более строгий рисунок - в полоску, клеточку, чаще - однотонные. А нынче ещё модно розовых тонов! Да, считается, что так красиво, стильно. Ну, что ж - на вкус и цвет цементные растворы разные.

***

          Что-то туго как-то... прижало - не вздохнуть... заездился - надо хоть приостановиться - передохнуть, перекурить или свежим воздухом подышать... Отлить, что ли, в кювет...
...
          Ф-ф-фу-ух-х, ну, вроде полегчало! Хорошо-о-о!... Ох, да что ж я! - Меня же ждут! Сейчас иззвонятся!... Надо быстрее ехать!...

***

          Куда же я так спешу-то всё? - Что ж мне всё неймётся-то? - И, по ходу, опять прихватило! - Гул какой-то низкий... Выйти, что ли, проверить?... Да ну, что может случиться? - Ладно, сейчас перекурю да отпустит...

***

          Что ж такое? Тарахтит уже совсем - уже не низкий гул, а биение!... Это движок?... Так, всё, алё! - да! Да еду, еду я! - Тут что-то... Да не ори ты на меня! Еду сейчас, скоро буду! Что ж такое?! Ну-ка, ... ну-ка... О-о-ох... А что тут не вращается-то почти уже ничего... Та-а-ак... Куда ж я теперь с таким поеду? И поеду ли уже? Похоже, что что-то слома...

***

Ало, нашайнике!
Нашайнике!
Бетона-ма!... Та-а!
Бетона-ма... нэ-эт!...
Са-асем... нэ-эт!
Есть, но... нэ-эт!...
Нашайнике, зашэм-ана крыщишь? - Я слышу! Но... бетона-ма са-асем нэ-эт!
Заглох! Забилса-сем! - Барабана-ма ни ращаица, - барабана-ма писец! - Сымент-ама устой, утрома тарвался! Сыщас са-асем устой! Камин-ама, лажить, пилита, сы-мент, пилят-а! Хрен у матори?! Писец польный!!! Нашайнике, што делать?!! Нашайнике!!! Штооо???!!!

***

          Цемент застыл в барабане. Почему-то перестал работать механизм.
          Где-то не доглядел. Где-то не проверил. Где-то упустил.  Где-то перестарался. Где-то не учёл свои особенности. Где-то не перестраховался. Где-то не подзаправился, не подкачался.
          Теперь практически нет смысла ехать на площадку. Можно заехать, попробовать разобрать барабан, вытащить камень затвердевшего раствора, отправить его на переработку - рецикл. Можно ещё использовать - смысл, конечно, есть. И от него тоже будет польза.
          Но вот этот рейс уже закончен. Надо будет ехать за новой партией.

***

          Но некоторые не едут за новой партией.
          Некоторые просто не парятся. Некоторые настолько привыкли ехать, что им не важно уже ничего. Они ничего не видят кроме своего руля. Не важно, кто перед тобой едет, кто после тебя, кто рядом с тобой в потоке и навстречу - прут так, как привыкли. Они забывают, что барабан уже не вращается, а на площадку они привезут камень. Как будто они уже и слили свой раствор, и он уже затвердел. Каменные. Непрошибаемые. Барабан постепенно глохнет, живительный для объекта строительный раствор застыл раньше времени.

***

          Надо следить за состоянием бетонной смеси в своём барабане, чтобы не застыла камнем.
          И все это понимают. В принципе. В целом. В общем. Как-то так. Каждый понимает по-своему. В меру своей идеологической, политической, медицинской, физической и прочих видов подготовки.
          Некоторые следят, периодически делая передышки для двигателя, но так чтобы барабан продолжал вращаться; кто-то наоборот, старается побыстрее ехать, чтобы подгонять вращение, кто-то меняет режим езды, едет по специально отведённым для этого дорогам, на которых нет ухабов и рытвин, где едешь себе спокойно, размеренно, в своём удобном темпе, как будто и стоишь на месте, а движение производишь - и барабан крутится, вращает раствор, и тот поддерживается в тонусе.
          Кто-то меняет режимы езды периодически - выбирает новые маршруты, а кто-то исследует карты и изучает матчасть и возможности, чтобы применить их на своём пути.

***

          Свернуть рычаг управления барабаном... Вращайте баран, - будто сказал ведущий. И барабан начал крутиться с большей скоростью. Ничего особенного... пока что... просто обороты повыше, не такой низкий гул, как будто полегче, но ощущения странные... Как будто что-то неожиданно случилось, но при этом сам не успел заметить, как и что конкретно. Но кажется... теперь? - что... ну, во-первых, теперь стало понятно, что это цементовоз! А раньше?... А раньше не думалось, что ли, об этом... "Кручу-кручу-кручу, педали кручу..." Как же я раньше не понимал, шо це ментовоз?... Почему я раньше не думал об этом? А, может, всё-таки думал? Но как-то раньше это было как-то... не глубоко, что ли... "Глубоко копает!" - А насколько глубоко надо-то? Да и тут же наоборот нужно не глубоко, а как можно выше залить бетона... Да, надо ехать, надо везти, а то с разговорами пустыми... А заметил, что гул опять стал, как и прежде. Заметил? Коробка барахлит! - В ремонт её, тудыть?... А, может, это коробка автомат? - Она сама переключается в зависимости от скорости езды!... Да что я?! - Я не механик, я водила! - Я не разбираюсь во всех этих тонкостях!... Хотя, может, действительно съездить к мужикам на базу, загнать его в бокс да попросить разобраться вместе, что там за устройство?... А с другой стороны, мне-то какая разница? - Я наёмный водила, а не собственник! - Как ездит, так и ездит пускай!... А гул сильнее по ушам давит. Что-то у меня со слухом стало! - Раньше такого не было - слушал себе на полную путевое радио, подпевал, и гул не мешал, а теперь... Так-то... А как же так? Может, я хочу теперь не радио послушать? Или радио, но не всякое, а конкретное - говорят, есть хорошая частота... да где же она?... Как будто что-то поймал - помех стало меньше... А, так это гул барабана как будто затих! Ан-нет, не затих, я его слышу! Слышу! - Это же музыка! Я слышу, как он вращается, - я чувствую каждый его новый проворот! - Да, каждый проворот как будто отдаётся во мне! - Я понимаю, что вот сейчас люк проходит в верхней точке, и ромашка, соответственно, как раз посредине корпуса... Да что там - я каждый сектор теперь понимаю - это же сложный механизм - там же шестерёнки, редуктор целый многоступенчатый, и я теперь понимаю, что он не в идеальном состоянии - и что каждый мелкий элемент, каждый звук, из которого складывается шум гудения, - это какая-то микрополомка, заусеница, плохо проваренный и не проверенный - не просвеченный - шов! - Вот тут скол на шестерне! - Да, даже такая деталь как шестерня может не выдержать, если работать в неправильном режиме... А вот сейчас, вот сейчас - будет сварной шов барабана!... Вот же он! - Странно, я же раньше и не обращал внимание, какие тонкости, оказывается, можно услышать во вращении собственного барабана!... Ну, вы меня понимаете, я, конечно, имею ввиду барабан цементовоза...
          Хотя я теперь в кои-то веки чувствую его своим! Может, это и не моя собственность: придёт время - закончится рейс - и я выйду из кабины и оставлю его на площадке парка... А в следующий раз мне скорее всего выдадут другой миксер... Как я эту смену отработаю, какой показатель будет, такой и результат будет - такой мне в следующий рейс и другой АБС дадут... Хотя что значит - "какой показатель?" - в нашем-то деле! - Смогу ли я привезти максимум смеси, что не успеет свернуться? Ох, не знаю, не знаю - чем дальше еду, тем, как будто, меньше уверенности, что я управляю и умею управлять этим цементовозом! Не то чтобы это он мной управляет... но и просто взять и слезть с него я не хочу! - Что это за дело тогда такое? - Мне доверили, а я - брось такую машину?... Хотя кто мне её доверил? - Я так долго, кажется, еду, что уже и забыл то сладкое, наверное, было, время, когда я получал дорожную карту... Да, интересно поразмышлять, повспоминать, но, пожалуй, всё-таки стоит ускориться, а не замедляться, будто уходя в прошлое!
          И я ещё немного ускорюсь - хочу послушать, как вращается барабан на высоких оборотах! - Это же так интересно! Для меня уже не так важна и интересна стала дорога от завода к объекту - она же каждый раз одинаковая: загрузка, ворота завода, улицы, набережные, улицы, просёлочные, улицы, ворота стройплощадки! Да, конечно, и улицы другие, и поехать можно каждый раз другим маршрутом! А что, - это идея! В следующий раз... Стоп! А в прошлый раз я как ехал?... А разве...? Я помню, как ехал в прошлый раз?... Кажется, что это был сон - когда я тогда... но я же приехал на объект?... Наверное... раз я работаю здесь... где?... Какая фирма? Что за компания? Какой объект??? - Я грузовой - меня может остановить любая инспекция! И что я им скажу?... Куда я хоть еду?...
          А то - "надо поехать другим маршрутом", "надо попробовать разогнаться"... тоже мне! - Гонщик Спиди... Мало таких под-спиди гонщиков по кюветам валяется да чугунные решётки набережных попроламывали!... Но гул меняется! И я продолжаю это слышать! Как же это здорово!... А ведь я могу и не пробовать специально куда-то сворачивать, когда я и так могу ехать любым понравившимся мне маршрутом, и при этом продолжать слушать эту странную, необычную, необыкновенную музыку барабана! Да, такая вот новая истина: барабан - это не только инструмент для задания ритма, это ещё и мелодический музыкальный инструмент!
          Однако какие открытия я совершаю на ходу... или по дороге... пока еду!
          Интересно, а о чём думают другие водители?... - Приоткрыть окно... и, не врубая на полную собственную радиосистему - я и так хорошо слышу свою станцию, прислушаться и у слышать, что ловят в других машинах в потоке!...
          Но как же? - Может, стоит поделиться этой музыкой с другими?! - Может, стоит иногда врубить радио погромче и поделиться? Какая разная музыка доносится из разных окон! И не скажу, что она мне нравится. Возможно, моя музыка тоже не сильно понравится другим...
          А что будет, если я поеду быстрее - музыка будет догонять меня? - Скорее, буду ли я так же внимательно слушать эту музыку?... Барабан вращается всё быстрее! - Как будто там... может, цемент куда-то делся? - Часть его, может, вылилась по дороге? Быть может, я что-то расплескал и попортил этим дорогу! - Раствор застынет, и на асфальте появятся новые кочки от свежих плюшек... Хотя... если приглядеться, можно наоборот постараться расплескать раствор по дороге так аккуратно, чтобы специально попадать в рытвины и выбоины в асфальте! И наоборот, теперь дорога будет только ровнее после меня... После меня проедет каток и выровняет всё...
          Странная частота вращения барабана вывела меня на мысли о катке... Почему я о нём думаю? Я вижу его в зеркало заднего вида? Он догоняет меня? - Нет! Я просто помню, что он едет где-то за мной, и рано или поздно он догонит меня... Наверное, когда я заторможу перед въездом на площадку... А зачем я еду на площадку? Почему я решил, что я еду именно туда? - Может быть, я просто езжу по городу, разбрызгиваю раствор по ямам... пока его не израсходую?... Может, весь город - это мой объект! Может, мне нужно не на один объект ехать, а именно колесить по городу? Может, это здание, мимо которого я только что проехал, - это был один из моих объектов? Заехал ли я к ним? Нужен ли им был раствор?...
          Ах, я так легко теперь еду, будто у меня не цемент в барабане, а что-то значительно более лёгкое - какая-то более лёгкая субстанция... Вращается барабан всё быстрее... Я как будто... лечу? - Барабан вращается с такой скоростью, что архимедов винт будто поднимает меня в воздух! А я всё еду и еду... будто лечу и лечу...

***

          Кап - последняя капля раствора упала в захватку, обрамлённую траурной рамкой опалубки, как коровья лепёшка. Как нелепо. Плюх... упало в сердцевину. И всё остановилось. Только разровняли по уровню отлитое, и, как на экране осциллографа, который теперь не видит больше помех - ни единого бугорка.
          Ну, вот, - облегчённо можно воскликнуть, - и это дело окончено. Этот рейс подошёл к концу. Убрали подающий лоток, миксер завёл мотор, развернулся, дал газу и поехал за новой порцией живительного раствора.

          Он уехал, но обещал вернуться. Милый автобетоносмеситель с моторчиком и ромашкой на барабане. Пока не построят этот "храм", он будет продолжать приезжать каждый раз с новой порцией цементного раствора. Быть может, в следующий раз это будет миксер с бременскими самогонщиками или мешалка с водяным. Но он обязательно вернётся. Только другим. Правда-правда. Вот те крест! Совсем другим...

Стройка века продолжается!


22, 25, 27, 28/06/2018

П.с.: спасибо всем моим любимым, кого я процитировал.

иллюстрация позаимствована с сайта:

https: //www. sprinter. ru/ shop /goods