2. Весло. Мария Якунчикова

Светлана Леснова
Весло увязло в  тишине ,-
Чуть тронешь - оборвутся нити
В сплетеной тканями волшбе
Предчувствий, таинств и наитий.

Качнется лодка невпопад.
Проглянет в памяти былое,
Раскрывшееся наугад,
Блеснувшее сквозь наносное.

Что всколыхнется под веслом
Воспоминания  недлинном,
Предстанет в свете золотом
Фрагментом жизненной  картины.

И в Подмосковье  старый дом
В усадьбе,Жуковке, на Клязьме
И чаепитье  за столом
И творчества  весёлый праздник. . .

Припомнишь девушку с веслом
И горн на пионерской зорьке...
Шатер из ивы над прудом...
И плавное скольженье лодки.

У каждого она была
В тенистой заводи покоя,
Струила тихая вода
Неспешно время золотое.

Весло. Мария Якунчикова.
(Выжигание, масло по дереву)

 Мария Якунчикова, художница, сестра Натальи Якунчиковой, жены Василия Поленова. Лето 1887,1888,1889 г. проводила на съемной даче у Поленовых в Жуковке в Подмосковье близ Мытищ, ( на месте дома теперь Болшевская школа №1).Три лета там гостил наездами и Константин Коровин, любимый ученик Поленова, гостями Поленовых были их родственники Мамонтовы, К. Алексев -Станиславский (имения их были поблизости), художники из «Мамонтовского кружка», гостившие в Абрамцево - Врубель, Серов, Левитан,Нестеров,братья Васнецовы.
На творчество Марии оказала большое влияние Елена Поленова, К.Коровин, запечатлевший  Марию в картине «В лодке», «За чайным столом», «Осенью (девушка в саду)». В тот же период её портреты были написаны Серовым, Врубелем.

------
Мария Якунчикова (1870—1902) — один из самых ярких мастеров Серебряного века. В ее творчестве органично сплелись модерн, символизм, элементы экспрессионизма с поисками национальной формы.

За свою недолгую жизнь Якунчиковой удалось создать значительное число произведений. От реалистического, натурного метода к модерну и символизму, от станкового искусства к созданию декоративных панно в уникальной технике резьбы и выжигания по дереву — таков вектор ее творческой эволюции. Якунчикова выставлялась в России и Европе, ее произведения воспроизводились в крупных художественных изданиях, а созданный ею эскиз обложки в виде лебедя украсил несколько номеров журнала «Мир искусства».

Впервые за 115 лет в 2020г. юбилейная выставка ( к 150-летию художницы) в Третьяковской галерее представила в полном объеме творческое наследие мастера — более 60 живописных работ, около 10 произведений декоративно-прикладного искусства, а также более 60 акварельных этюдов, пастелей, офортов.