Страна F20

Иванна Дунец
Анна Козлова
«F20»

|роман, 2017|

Я понимаю, что лето. Я понимаю, что всеобщее настроение сейчас — это отпуск, море и легчайшее чтиво, которое принято черпать не просто ложками, а поварёшками из огромной чаши успешного (это слово, к сожалению, ключевое) современного книгоиздания под названием «массовая литература». Жанров для выбора предостаточно: тут тебе и детектив, и приключенческий роман, и фантастика (фэнтези), и дамский роман. Но, что их объединяет? Почему – «массовая»? Всё просто. Объединяет их наличие нескольких канонов. А именно: определенный тип фабулы произведения; предсказуемость поведения персонажей; повторяющиеся типы конфликтов; и, главное, предварительный посыл (как правило, уже на обложке книги) наличия нерушимости читательского ожидания человеческих масс — если это детектив, то обязательно свершится преступление, которое (непременно!) будет раскрыто в финале произведения, а если это дамский роман, то вас неминуемо ждёт счастливый финал любовной истории.

Иногда в библиотеке, когда сдаю прочитанные книги, я наблюдаю чудные «картины маслом» явления «здесь и сейчас» того самого массового Читателя (некоторые даже помечаю в своём ежедневнике — уж, очень харизматичны). Расскажу о недавно «подсмотренной». Семья. Муж и жена. Подходят к библиотекарю. Здороваются. Он улыбается. Она – нет. Между ними и библиотекарем происходит минутный диалог о том, что произошло нового за прошедший месяц в их семье: привезли внука на каникулы, книги не читает, из-за ноутбука не вытащишь, на рыбалку ехать отказался и прочее. Сетуют, что в их время всё было иным. При этом каждый держит в руках полиэтиленовый пакет с книгами. У женщины — бледно-вишнёвый, с несуществующими в природе цветами, а у мужчины – серо-стальной с надписью «Bagforyou». Ему около 60 лет, осанка командирской выправки, подтянут, крепок, пышет здоровьем и любезностью. Кокетничает с моложавой библиотекарем, пока та принимает книги и распихивает в каждую из них формуляры. Жена в это время стоит чуть поодаль. Молчит. Смотрит себе под ноги. Ей чуть больше 50-ти лет. Грустные глаза-блюдца. Курносый нос. Тело и одежда ассоциативно отсылают вас к образу ярко расписанной матрёшки, за исключением алого румянца на щеках. Загадываю про себя, что у женщины в пакете исключительно дамские романы с такими же несуществующими в природе цветами на обложках, а у мужчины – непременно детективы и «про рыб». И вот, жена, разумеется, только после того, как муж сдал содержимое своего пакета, тишайше достаёт порцию «бледно-вишнёвого» чтива. И так же тишайше уплывает в направлении соседнего стеллажа. Я подхожу ближе. Смотрю на сданные ими книги. Его – ярко-тёмные обложки с воинствующими атрибутами: кобура, пистолеты и погоны; и три журнала «Рыболов», её – матрёшкина яркость сердец вперемешку с несуществующими цветами. В библиотеке они провели не более двадцати минут. Индивидуальные пакеты быстро были заполнены тем же материалом – средством защиты каждого из них от реального мира.

К счастью современного читателя, у него всегда есть выбор. И даже, что читать в отпуске. Сегодня я расскажу вам о книге, которую прочла в свой первый летний «weekend». Это роман молодой российской писательницы и сценариста Анны Козловой — «F20». Анна в 2003 году с отличием окончила факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. После печаталась в «Независимой газете», «Литературной газете», «Литературной России», журналах «Родина» и  «Юность». Она является сценаристом известных в России сериалов, к примеру — «Краткий курс счастливой жизни» (2012), снятый режиссёром Валерией Гай Германикой и «Садовое кольцо» (2018), продюсером которого выступил режиссёр Валерий Тодоровский (очень люблю его «Страну глухих»). В 2017 году Анна Козлова стала лауреатом литературной премии «Национальный бестселлер» за роман «F20». Так вот, всего этого я ещё не знала, а просто держала в руках книгу со странным названием «F20» и с кровавого цвета, испещренной опять же странными фразами, обложкой. Роман посоветовала моя библиотекарь со словами: «Иванна, только не растягивай его, а прочти сразу весь!». Странное пожелание. «Ещё одна «странность», — подумала я тогда, — и я точно не буду читать этот роман!». Странностей больше не случилось, и я, запихнув роман в сумку, к вечеру о нём благополучно забыла. О романе я вспомнила только вечером первого дня отдыха, почти через неделю. Недоверчиво повертела в руках. Прочла аннотацию. Насторожилась. Подумала, что лучше сейчас было бы сердечное «матрёшкино», но вспомнив странные слова библиотекаря, начала читать без промедления и остановки.

Из аннотации к роману «F20»:
«… Новый роман Анны Козловой «F20» посвящен людям, про которых не пишут, и даже стараются не говорить. Их не берут на работу, на них не женятся, от них не хотят детей. Они больны, но никто не станет собирать деньги на их лечение, потому, что их болезнь страшнее рака, безнадежнее СПИДа, позорнее сифилиса. По коду МКБ f20 — это шизофрения…»

Прочла я его за один вечер. Признаюсь вам, что всё же несколько пауз во время чтения я сделала. Но только для того, чтобы перевести дыхание (посмотреть на мой мир: розово-белёсые облака заката и глаза тех, кто рядом), набрать побольше воздуха и опять погрузиться в место, где почти нет столь привычного мне духовного кислорода. Да. Это так. Почти всё время (а точнее — 235 страниц) ты задыхаешься в этом пространстве от сквозного отчаяния, что огромному количеству людей, живущих в нашем мире, приходится пребывать параллельно в мире под названием —  F20. У него нет координат. О нём почти никогда не говорят. Его почти никто не может точно идентифицировать. Но – он есть. И по статистике, в России в нём проживают около 500.000 (пятисот тысяч) человек. Только задумайтесь… Страна «F20». Не глухих, не слепых, а наоборот, слышащих и видящих более чем другие.

Для размышления: количество населения страны Черногория составляет чуть более 600.000 человек, на островном государстве Мальте проживают около 450.000 человек, а в России есть несколько городов с похожим количеством жителей: Калининград, Тула, Чебоксары и Киров; число незарегистрированных больных шизофренией может в три-четыре раза превышать данные официальной статистики; 40% случаев заболеваемости шизофренией — это генетические и наследственные причины, начиная от тяжёлой для плода беременности, патологии родов и инфекционных детских болезней, до физических травм. При этом тяжесть травм имеет большое значение. Особую опасность представляют черепно-мозговые травмы и те, которые повлекли за собой потерю конечностей. А 60% — связаны с различными внешними обстоятельствами, включая взаимоотношения в семье, на работе, качество жизни, связь с вредными производствами, неблагоприятными природными явлениями и плохой экологией, в целом.

О сюжете. История, которую нам рассказывает главная героиня романа — Юля, а точнее не рассказывает, а просто её живёт, очень неоднозначна для восприятия. История боли, сомнений, трагедии, борьбы, приятия, и, конечно, любви. На протяжении всего чтения, я ловила себя на еле ощутимой аллюзии к повести «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева. Хотя, казалось бы, ничего похожего между ними нет: нет точек соприкосновения ни в сюжете, ни в стиле написания. Но это ощущение не покидало меня ни вовремя прочтения романа Анны Козловой, ни после. И через несколько дней меня озарило: есть! Это градус воздействия на читателя, градус проникновения в историю (жизнь) героев и градус отклика вашего сердца. И ещё. Будьте готовы к тому, что читая этот роман, вы  пройдёте несколько стадий принятия (почему-то в этом у меня нет сомнений), о которых понятным и доступным языком рассказала всему миру ещё в 1969 году в своей книге «О смерти и умирании» швейцарская учёная психолог Элизабет Кюблер-Росс. Это и отрицание, и гнев, и торг, и депрессия, и, наконец, принятие. Говорят, что, как правило, сталкиваясь с негативными (или нестандартными для психики) событиями или явлениями, люди в том или ином виде проходят через эти пороги принятия явления таким, каково оно есть на самом деле. По-моему, это работает. История девочки Юли, её младшей сестры Анютика, их матери и отца, бабушки и, конечно, отчима Толика — не что иное для меня, как путешествие в Страну «F20». Мне неловко будет назвать Юлю – гидом, но это так и есть. Она невольно стала моим проводником в тот мир, которого до прочтения романа Анны Козловой в моей реальности не существовало.

«… — Как только я слышу про человеческие отношения, долг, семью, бескорыстие, я сразу понимаю, что человек и секунды в себе не копался, и ему так страшно, что он всё что угодно сделает, лишь бы перенести внимание с себя на тебя. Как будто это ты лично ответственна за галиматью, заваренную у него в башке обществом. Людям стыдно, — сказала я, — стыдно признаться, что им всего мало. Денег, радости, любви, хорошего секса…
— А тебе? — вдруг спросила мама. — Тебе не стыдно?
— Нет, — ответила Юля. — В отличие от всех остальных я понимаю, что дело не во мне, а просто так устроен мир. Именно мир, мама, а не иллюзии, за которые ты хватаешься. Я и есть реальность, и я никому не нужна. Потому что непонятно, как меня можно вынести, не свихнувшись и не впав в отчаяние…»

Послевкусие. Прошло несколько недель, пока я приняла решение рассказать вам об этом романе. И дело не в том, что он получил «нацбест», и не в том, что  сам по себе он уже явление в современной русской литературе. Дело в другом. Прочитав его, я задумалась. А о существовании скольких параллельных «стран» в нашем мире мы ещё не знаем. К примеру, Страна аутистов. Каковы её жители? О чём они думают? Каким образом устроено их мировоззрение? Смогут ли они когда-нибудь поведать нам о своей стране? Понимаете? И пусть роман Анны Козловой и является на половину вымыслом (да, хоть на 80%), я всё равно ей благодарна за то, что ей хватило смелости совершить это путешествие. Путешествие в Страну «F20», где жители слышат голоса, видят то, чего на самом деле не существует, и где они непрестанно перемещаются по улицам городов той самой страны только потому, что остановившись, они не выживут…

Для утешения: в 2017 году группа психиатров под руководством профессора Тома Крейга из Королевского колледжа Лондона разработала новую терапию лечения больных шизофренией, которая позволяет избавиться от навязчивых слуховых галлюцинаций. Метод основан на диалоге с «аватаром» — компьютерной визуализацией голоса, «живущего» в голове пациента. Статья ученых опубликована в журнале «The Lancet Psychiatry». Показано, что Avatar-терапия привела к значительно большему уменьшению числа слуховых галлюцинаций, чем поддерживающее консультирование. При этом 7 из 75 участников сообщили об исчезновении галлюцинаций на 12-й неделе лечения, а на 24-й неделе таких пациентов стало 14 (почти 20% - огромная цифра, на самом деле); история жизненного пути Джона Форбса Нэша-младшего (1928-2015) — американского математика, работавшего в области теории игр и дифференциальной геометрии, лауреата Нобелевской премии по экономике 1994 года за «Анализ равновесия в теории некооперативных игр» и Абелевской премии 2015 года за «Вклад в теорию нелинейных дифференциальных уравнений» — страдавшего шизофренией почти 60 лет своей жизни.

P.S: Я понимаю, что лето. Я всё понимаю. Надеюсь, что и в Стране «F20» лето тоже есть…

https://poembook.ru/blog/33725