Свет -бьющий
Изнутри...
Порочен и...
Невинен...
Казалось,
Очищал
Мне душу,
В свой черёд...
И снова
Одержим
Я гением
Челлини...
И за собой
Меня
Он за руку
Ведёт!...
06.06.2013.
Его искусство-
Та живая нить,
Что с небом нас
Смогла связать
Во-многом...
Он душу дьяволу
Продавший,
Чтоб творить!..
Наверняка прощён был
После Богом!..
08.07.2018.
В старину соль очень дорого ценилась, место солонки было всегда рядом с хозяином дома. Если за столом оказывался гость желанный – солонка пододвигалась ему, если же соль оставалась на своем месте – значит гостя в доме не жаловали. Брали соль щепотью и потому вид у солонки был иной. На Руси солонка была глубоко почитаема, ведь хлеб да соль всегда были символами гостеприимства и благополучия. Расписные и резные деревянные «солоницы» всегда занимали свое почетное место на праздненствах, а порой имели и обрядовое значение. Часто солонку делали в форме лошади и утицы, символов солнца - голова лошадиная, а хвост обязательно утиный. Ведь считалось, что солнце ночью на утке, а днем на лошади. А соль признавалась даром солнца. Материальная ценность соли была велика. Долгое время соль являлась денежной мерой. Дворянское сословье солонки и сахарницы заказывало у известных мастеров, и это были уникальные произведения искусства, цена которых была сравнима с ценой ювелирных украшений.
Сейчас одна из немногих старинных солонок сохранившихся до наших дней - знаменитая золотая солонка "Салиера" была создана выдающимся флорентийским мастером Бенвенуто Челлини в 1540-1543 годах . Золотая солонка украшенная аллегорическими фигурами Океана и Земли.
Бенвену;то Челли;ни (итал. Benvenuto Cellini; 3 ноября 1500, Флоренция — 13 февраля 1571, Флоренция) — итальянский скульптор, ювелир, живописец, воин и музыкант эпохи Ренессанса.
Челлини родился 3 ноября 1500 года во Флоренции, в семье землевладельца и мастера по изготовлению музыкальных инструментов Джованни Челлини (сына каменщика) и Марии Лизабетты Гриначчи. Бенвенуто был вторым ребёнком в семье, появившимся на девятнадцатом году брака родителей.
Несмотря на желание отца, которому хотелось видеть сына музыкантом, Бенвенуто в 1513 году нанялся учеником в мастерскую ювелира Брандини, где обучился способам художественной обработки металла. С этих лет начал участвовать во многих драках, особенно с другими ювелирами, отчего в 1516 и 1523 годах изгонялся из родного города. После скитаний по Италии осел в 1524 году в Риме, где сблизился с верхушкой Ватикана.
В 1527 году участвовал в обороне Рима от имперских войск. После поражения римлян покинул город. В 1529 году вернулся в Рим и получил должность начальника папского монетного двора, которую занимал до 1534 года. Все его ювелирные произведения той эпохи (за исключением нескольких медалей) не сохранились — они были позднее переплавлены.
Мстя за брата, в 1531—1534 годах Челлини убил ювелира, затем напал на нотариуса, после чего бежал в Неаполь, где опять лишил жизни ещё одного ювелира за то, что тот плохо высказывался о Челлини при папском дворе.
В 1537 году был принят на французскую службу королём Франциском I, исполнив его портретную медаль. Снова попав в Рим, Челлини был арестован, обвинён в краже папских драгоценностей, однако он смог опять бежать. На воле мастер пробыл недолго: он вновь был заключён под стражу и, однако, после освобождён.
С 1540 года жил при французском королевском дворе в Фонтенбло, где завершил работу над единственным дошедшим до нас ювелирным произведением, подлинность которого не подлежит сомнению, — большой солонкой Франциска I (1540—1543).
Во Франции мастер освоил технику бронзового литья и с этой поры начал выполнять крупные скульптурные заказы. С 1545 по 1553 годы Челлини находился на службе у герцога Козимо I Медичи во Флоренции, где создал знаменитую статую Персея, держащего голову Медузы-Горгоны. Здесь он исполнил и ряд других скульптур, реставрировал античные произведения. Отдельного внимания заслуживает активное участие Челлини в местном академическом движении. С 1545 по 1547 год он включился в деятельность недавно основанной Флорентийской академии, интеллектуальная жизнь которой отразилась как в его лирике, так и в автобиографии и трактатах (Челлини называл академию «чудесной школой»).
В 1556 году Челлини опять заключили в тюрьму за драку с ювелиром. Последним его значительным монументальным произведением явилось «Распятие». Под домашним арестом мастер начал писать автобиографию, ставшую жемчужиной его творчества.
Скульптор скончался 13 февраля 1571 года в родной Флоренции. Был похоронен с большими почестями в Церкви Благовещения.