Голос мысли

Авакянц Артём
ГОЛОС МЫСЛИ

Мы слышим звуки, видим очертания, вдыхаем запахи, и всё это кажется нам естественным, взаимосвязанным. Кроме того мы научились произносить голосом мысли. Научились ли?..
Помню, как в детстве падающая звезда и мысль о том, что она может исполнить любое желание, если успеть его загадать, вызывали секундный восторг. Но как только звезда ударялась о землю, приходило понимание, что даже самое коротенькое желание невозможно даже сформулировать за столь непродолжительный миг. Став взрослее, я осознал, что желание и мысль существуют вне времени и слова, которыми можно их описать, которые есть средство передачи чувства. Разве может человек проникнуться всеми красками переживания, если он ещё не любил? Ведь слова, которыми мы пользуемся, - это лишь универсальные посредники только знакомых нам ощущений, взглядов, эмоций. Но, разыскивая выход, в поиске слов, понятных собеседнику, я нередко сталкиваюсь с мыслью о том, что существуют образы, к которым нельзя подобрать полноценных определений, и это снова отбрасывает меня далеко в размышления об истоках.
Ребёнок, не знающий еще ни одного языка, учится воспринимать мир, отличать человеческую речь от иных звуков, строит цепочки образов, которыми он мыслит. Его понимание мира не зависит от того, каким образом мир способен понять его. Таким образом, не зная геометрических определений, ребёнок без труда способен увидеть разницу между плоским треугольником и шаром. Однако спустя время образов понимания оказывается недостаточно для общения, и немые ранее мысли начинают звучать в голове самыми разными голосами, тысячами форм всего спектра приобретённого лексикона. Мы перестаем объективно воспринимать как внешний, так и внутренний мир, потому что язык не только выстраивает тропы, ведущие к пониманию самих себя и общества, но и воздвигает стены по периметру этих троп. Другими словами, с возрастом мы утрачиваем способность мыслить образами. Но бывают исключения...
В ходе эволюции чувств и развития внутренней философии человек стал задумываться над вопросами. Чем выразить мысль, если к ней невозможно подобрать слова? Как передать чувства и переживания, не исказив их? И можно ли увидеть звук, услышав его цвет? Так возникло искусство.
Пытаясь подобрать сосуд, в который можно было бы поместить безмерную идею, каждый творец находит наилучшие для себя инструменты. Композитор использует звук. Экспериментируя с ним, деконструируя его и собирая воедино мелодику природы, музыкант входит в резонанс со своим разумом и, конечно же, с чувствами созвучных душ. Художник смешивает цвета, отражая на холсте только те линии, пятна и образы которые считает недооцененными, неувиденными глазом обывателя. Поэт берёт в свои руки слова и рушит воздвигнутые этим же словом стены, срезая пути, прокладывая новые тропы выразительными средствами, лишая привычных значений банальные определения. Каждый раз поэт заново учится говорить.
Благодаря этим и многим другим проявлениям искусства, соприкасаясь с произведениями, каждый способен услышать голос мысли автора, которая не смогла уместиться в его сознании, либо оказалось слишком тяжела, либо не сумела быть высказанной. Источники у искусства самые разные, но все они находятся во внутренней системе образов. Возможно, голос моей мысли тоже способен откликнуться эхом в чьей-то душе…