Наследие предков. Часть 11

Олег Малашонок
Тема: Кафедральный Свято-Духов собор.

или бывший Кастёл Нарождения Найсвятейшей Панны Марии

или бывшая церковь Святых Кирила и Мефодия.

   Доброе утро, дорогие судари и сударыни!

   Путешествуя пешком по Минску, невозможно пройти мимо красивого здания, распложенного на красивой возвышенности города и являющейся его национальной жемчужиной , чей божественный свет расскрывается последовательно белорусской и русской речью. Речь идёт о нашем кафедральном Свято-Духовом соборе, расположенном на улице Кирила и Мефодия, 3.

   Кафедральны Свята-Духау сабор.

   Першым фундатарам кляштара бернардзiнак быу троцкi ваявода Аляксандр Служка, дзякуючы якому у 1633 годзе быу пабудаваны драуляны касцёл. (У Мастацкам музеi Лiтвы у Вiльнi i Нацыянальным музеi у Варшаве захоуваюцца партрэты Аляксандра Служкi, копiя апошняга экспануецца у Гетманскай зале Нясвiжскага замка). У 1642 годзе з iнiцыятывы А.Служкi пачалi будаваць каменны храм. Паставiць яго перашкодзiу захоп Менска маскоускiм войскам (1655-1660 гады). Мураваны касцёл Нараджэння Найсвяцейшай Панны Марыi быу асвячоны 31 жнiуня 1687 года.

   Маскоускi дыпламат П.Таустой 15 красовiка 1697 года пабывау у касцёле "...у панен барнадынок", якiя "в косцёл входят тайною лесницею, устроенною в стене, и стоят на хорах, смотря в костёл сквозь решеток, чтоб их люди не видели. Те барнадынки при мне играли на органах на хорах и пели зело предивно. Вечерни и утрени отправляют сами бес попа, толко к ним приходит ксендз для отправления мши".

   Пасля пажару 1741 года у вынiку рэканструкцii (доужылася да 1746 года) касцёл набыу выгляд двухвежавай, шасцiслуповай, трохнефнай, пакрытай гонтам базiлiкi з трохграннай апсiдай. У 1760-я гады у кацёле закончылася будаунiцтва манументальнага мураванага алтара. Яго упрыгожвау абраз Мацi Божай з Дзiцяткам. Алтар меу шэсць калон, якiя неслi барочны антаблемент з двума анёламi i вазонамi. У канцы 18 стагоддзя iнтыр"ер святынi упрыгожвалi сем стукавых алтароу, з якiх ацалелi шэсць, у тым лiку галоуны. Прэзбiтэрыум (прастора перад алтаром) па баках аздоблена алтарамi Укрыжаванага Хрыста i Святога Францiшка Серафiцкага. Пры слупах храма стаяць алтары Святога Антонiя i Святой Клары, якiя таксама дашлi да нашага часу. А вось з алтароу Найсвяцейшай Троiцы i Мiхаiла Арханёла, якiя завяршалi бакавыя каплiцы, ацалеу толькi адзiн. У iм цяпер знаходзiцца абраз Мацi Божай Менскай. Цэнтральны неф перакрыты цылiндрычным скляпеннем, бакавыя - крыжовымi. Iнтыр"ер храма захавауся, зазнаушы нязначныя змены.

   У час перабудоу 19 стагоддзя многiя дэкаратыуныя элементы галоунага фасада былi страчаны: разбураван партал, закладзены нiшы, знiла частка карнiзау, у нiжнiх ярусах прабiлi новыя вокны. Уважлiва разглядаючы фiгурны франтон, у яго центры можна было раней зауважыцьсляды дзвюх нiш.

   Пад касцёлам знаходзiлася крыпта для пахаванняу.

   У 1860 годзе касцёл быу перададзены праваслауным i пераасвячоны у царкву iмя Святых Кiрыла i Мяфодзiя. Царква прызначалася для студэнтау Мiнскай духоунай семiнарыi, якая часова, пасля пераезду са Слуцка, размяшчалася у келлях былога кляштара бернардзiнак.

   У 1869 годзе па хадайнiцтве архiепiскапа Мiнскага i Бабруйскага Аляксандра Дабрынiна з дзяржаунага скарбу былi выдзелены сродкi на рамонт храма (з 13 тысяч рублёу палова пайшла на добраупарадкаванне сабора i усталяванне у iм новага iканастаса, рэшта- на рамонт былога кляштара бернардзiнак). Галоуны прастол царквы 22 кастрычнiка 1870 года быу асвячоны у iмя Сашэсця Святога Духа.

   Паводле У.Дзянiсава, у перыяд польскай акупацыi 1919-1920 гадоу будынак быу пераабсталяваны пад касцёл. У 1920-я гады храм зачынiлi. Савецкiя улады загадалi абсталяваць тут спартыуную залу для пажарнай каманды, затым перадалi будынак Цэнтральнаму архiву Кастрычнiцкай рэвалюцыi БССР.

   У 1926 Савет Народных Камiсарау БССР, а у 1927-м годзе - Менскi акруговы выканаучы камiтэт зацвердзiу "б. Царкву мужч. Кляштару" на "вул. Бакунiна" у спiсе "помнiкау старажытнасьцi, якiя абвешчаны дзяржаунай маёмасьцю". Ахоуная грамата была выдадзена на iмя "Менскага Гарадзкога Аддзялення Камунальнай Гаспадаркi".

   У канцы 1920- пачатку 1930-х гадоу, паводле няпэуны звестак, крыпта храма была прястасавана пад перасыльную турму, у якой былi зныволены раскулачаныя сяляне. Як сведчылi старажылы, з храма знялi крыжы i замест iх усталявалi чырвоныя сцягi, аднак парывамi ветра яны былi скiнуты.

   Паводле свечання А.Шукелойця, да нямецкай акупацыi у 1941 годзе тут знаходзiуся "архiу рэвалюцыi", якiм апекавалася спадарыня Дзяржынская, а пасля яго "давялося звальняць для праваслаунай царквы". Храм перадала вернiкам Менская гарадская управа.

   У 1943 годзе царкву асвяцiу архiепiскап Фiлалей Нарко, аднавiлiся багаслужэннi. Быу уталяваны новы трох"ярусны iканастас.

   У 1947 годзе над храмам былi усталяваны крыжы. Упершай палове 1950-х гадоу i у канцы 1970- на пачатку 1980-х гадоу сабор рамантавауся.

   Цяпер Свята-Духау кафедральны сабор- галоуны храм Беларускага экзарха Рускай праваслаунай царквы.

   Кафедральный Свято-Духов собор.

   Первым благотворителем католического монастыря бернадинак был троцкий воевода Александр Служка, благодаря которому в 1633 году был построен деревяный косцёл. (В Художественном музее Литвы в Вильнюсе и Национальном музее в Варшаве хранятся портреты Александра Служки, копия последнего экспанируется в Гетманском зале Несвежского замка.) В 1642 году по инициативе А.Служки стали строить каменный храм. Окончательно построить его помешал захват Менска московским войском (1655-1660 года). Каменный костёл Рождества Богородицы был освещён 31 августа 1687 года.

   Московский дипломат П.Толстой 15 апреля 1697 года побывал костёл  "...у панен барнардынок", которые "в костёл входят тайной лесницею, устроенною в стене, и стоят на хорах, смотря в костёл сквозь решёток, чтоб их люди не видели. Те барнардынки при мне играли на органах на хорах и пели зело предивно. Вечерни и утрени отправляют сами бес попа, толко к ним приходит ксендз для отправления мши".

   После пожара 1741 года в результате реконструкции (продолжалась до 1746 года) костёл приобрёл вид двухбашенной, шестистолбовой, трёхнефной, покрытой гонтой* базилики с трёхгранной апсидой. В 1760-я года в костёле завершилось строительство нового монументального каменного алтаря. Его украшала икона Богородицы с Ребёнком. Алтарь имел шесть колонн, которые несли барочный антаблимент с двумяангелами и вазонами. В конце 18 века интерьер святыни украшали семь кратко-звучных алтарей, с которых уцелело шесть, в том числе главный. Прэзбитериум (пространство перед алтарём) по бокам украшено алтарями Воскресшего Христа и Святого Франтишека Серафийского. При колоннах храма стоят алтари Святого Антония и Святой Клары, которые также сохранились до настоящего времени. А вот с алтарей Святой Троицы и Михаила Архангела, которые завершали боковые каплицы*, сохранился только один. В нём теперь находится икона Богородицы Менскай. Центральный неф перекрыт цилиндрическим дугоподобным скляпеннем*, боковые- крестообразными. Интерьер храма сохранился, испытав незначительные перемены.

   Во время перестроек 19 века многие декоративные элементы главного фасада были потеряны: разрушен портал, закладена ниши, исчезла часть карнизов, в нижних ярусах пробили новые окна. Внимательно рассматривая фигурный фронтон, в его центре можно было раньше заметить следы двух ниш.

   Под костёлом находилась крыпта* для захоронений.

   В 1860 году костёл был передан православным и переосвещён в церковь имени Святых Кирила и Мефодия. Церковь предназначалась для студентов Минской духовной семинарии, которая временно, после переезда со Слуцка, размещалась в кельях бывшего католического монастыря бернардинок.

   В 1869 году по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра Добрынина с государственной казны были выделены средства на ремонт храма (с 13 тысяч рублей половина пошла на благоустройство собора и на установление в нём нового иконостаса, часть- на ремонт бывщего католического монастыря бернадринок). Главный престол церкви 22 октября 1870 года был освещён во имя Сошествия Святого Духа.

   Согласно В.Денисова, в период польской оккупации (1919-1920 года) здание было переоборудовано под костёл. В 1920-я годы храм закрыли. Советская власть повелела установить здесь спортивный зал для пажарной команды, затем передали здание Центральному архиву Октябрьской революции БССР.

   В 1926 году Совет Народных Комисаров БССР, а в 1927-м году- Менский окружной исполнительный комитет утвердил "б. Царкву мужч. Кляштару" на "вул. Бакунина" в списке "помнiкау старажытнасьцi, якiя абвешчаны дзяржаунай маёмасцю". Охранная грамота была выдана на имя "Менскага Гарадскога Аддз. Камунальнае Гаспадаркi".

   В конце 1920- начала 1930-х лет, согласно неполных сведений, крыпта* храма была приспособлена под пересылочную тюрьму, в которой были лишены свободы раскулаченные крестьяне. Как заметили старожилы, с храма сняли кресты и вместо их установили красные флаги, однако порывами ветра они были скинуты.

   Согласно сведетельства А.Шукелойця, до немецкой оккупации в 1941 году здесь находился "архив революции", над которым осуществляла опеку госпожа Держинская, а после его "давялося звальняць для праваслаунай царквы". Храм передала верущим Менская городская управа.

   В 1943 году церковь осветил архиепископ Филофей Нарко, возобновились богослужения. Был установлен новый трёхярусный иконастас.

   В 1947 году над храмам были установлены хресты. В первой половине 1950-х годов и в конце 1970- начала 1980-х собор ремонтировался.

  Сейчас Свято-Духов кафедральный собор- главный храм Белорусского экзарха Русской православной церкви...

Русские преображения Богородицы.

На земле, на белорусской,
В католической тоске,
В вере православной, русской,
Замер Храм на волоске

Катериненского зова...
Был он Панни дорогой,
Стал двумя Мужами слова,-
Неизбежною мечтой.

Сам Кирилл, Мефодий в шоке
От прекрасной Панни глаз;
Не поймут их подвиг многи,
Что глядят на храм в тот час.

-Как же так!- ксёнз удивлённо
Восклицает в тишине.
Он страдает упоённо
В перевёрнутой стране.

Ведь, Мужи достойной славы
Божьей Матери никак
Не достигнут муз октавы,
Не постигнут Её шаг?!

Но метаморфоз Марии
Продолжается в мозгах,-
Панни голосок красивый
Возвышает Духа Фраг.

- Боже мой!- католик в гневе
От таких метаморфоз,-
Дорогая, в кое веке
Вы запели звуком рос?!

Звуком тайного касанья,
Звуком бестелесных крыл,
Звуком тайного лобзанья,
Чей огонь всех нас покрыл?!

-Боже мой! Какие страсти
Найсвятейшей доброты
Пережили муки власти
Мира, где блистаешь Ты?!

Одинокая Панненка
Возвратись в кляштар любви
И сними с ушей злу пенку
Перевёрнутой крови!

Спой напев наш белорусский
На органе знойных чувств!
Спой мотив любви неузкий
Лёгким трепетаньем уст!

Богородица живая,
Выйти с алтаря на твердь!
Панни Сердца молодая,
Покажи нам подвиг весь!

Вы родили в Вифлиеме
Нам Учителя навек;
Он вскочил в познанья стремя,
Подарив познанья век.

Найсвятейшая Мария,
Утоли печаль мою!
Сердце я Тебе открыю,
Песню я Тебе спою!
   



1. Примечание: Литературный источник: Виктор Корбут, Дмитрий Ласько "Минск Наследие старого города". Минск "Беларусь", 2016 год, страницы 87, 93.

2. Примечание: Фотография Свято-Духового кафедрального собора сделана мастером панорамных снимков Дмитрием Михайловичем Ласько (на странице 88 книги "Минск Наследие старого города", Минск "Беларусь", 2016 год).

3. Примечание: Гонта- материал для крыши в форме небольших дощечек, остро соструганных с одного боку и с пазом- с другого.

4. Примечание: Каплица- небольшое костёльное сооружение с иконами без алтаря, молельня.

5. Примечание: Скляпенне- дугоподобное перекрытие, которое соединяет стены, опоры конкретного сооружения.

6. Примечание: Крыпта для пахаванняу - скрытое место для захоронений.

7. Примечание: Крыпта храма- внутренняя часть храма.