Бизнесмен

Стефания Лемберг
Как приучить ребенка к труду? Как научить ценить заработанные деньги? Этими вопросами Маргарита была озадачена несколько дней. У нее подрастал сын Игорек, и Маргарита должна была найти или придумать какой-то метод его правильного воспитания.
Мольбы и просьбы матери ей помочь по дому и при этом хорошо учиться в школе, обращенные к сыну, не помогали. Не помогали и ссоры на этой почве. И тогда Маргарита решила прибегнуть к самому эффективному, на ее взгляд, методу воспитания – мотивацией ребенка рублем.
Слова «деньги», «рубли», а лучше, конечно, «доллары, евро», как заметила Маргарита, давно зачаровывали ее сына. Даже учительница математики в школе, Зинаида Ивановна,  тонко подметила власть над сознанием Игорька слова «деньги». И быстро перестроилась. Игорек отчаянно не любил математики, законы сложения, вычитания и деления дробей никак ему не давались. И тогда проницательная учительница к названиям чисел, которые надо сложить или вычесть, стала добавлять слова «рублей» или «долларов».
- А сколько рублей у тебя останется на компьютерные игрушки, если мы от 2567 рублей отнимем, к примеру, 378 рублей? – и зачарованный Игорек, ученик пятого класса, быстро и успешно  решал пример на вычитание прямо в уме, даже не дотрагиваясь до калькулятора в сотовом телефоне.
А если уж счет шел на доллары, то примеры сложения и даже деления дробей прямо в уме решались еще быстрее. Впрочем, Игорек не был каким-то исключительным ребенком в классе и, отработав свою методику подачи учебного материала на Игорьке, Зинаида Ивановна начала применять ее повсеместно с другими детьми. И мать Игорька, Маргарита, переняла опыт учительницы.
Теперь каждое утро, спеша с рюкзачком в школу со своими друзьями, Игорек загибал свои пальчики, подсчитывая, сколько он заработает за день, помогая матери по хозяйству за деньги. Каждая его услуга – почистить картошку для борща или пропылесосить в квартире – имела свою базовую стоимость, свой тариф. И Игорек подсчитывал, что ему нужно бы сделать еще, чтобы повысить свой заработок.
Маргарита завела ему банковскую карточку. За каждую пятерку в школе она тоже  кидала ему на карту энную сумму. Игорек быстро втянулся в новую систему отношений, предложенный матерью. Благодаря методике Маргариты, он за короткое время выбился из хронических троешников в стабильные хорошисты, и уже мечтал стал отличником, чтобы получить от матери высший тариф по оплате.
Маргарита с радостью наблюдала, как изменился ее сын, - как стремясь заработать все больше и больше, он растет, развивается, перехватывает из ее рук инициативу. Совсем по-другому обстояли дела в семье его друга Артема, которого родители баловали, заваливая парнишку любыми подарками по его первому «хочу» просто так, не зависимо от того, заслужил он эти подарки, заработал своим трудом или нет. Маргарита открыто, при сыне, осуждала родителей Артема, предполагая заранее, что они растят потребителя и эгоиста. Свой же собственный метод воспитания сына она находила безупречным.
Но вот однажды Маргарита слегла с высокой температурой. Пойти на работу в тот день она не смогла. В офисе сразу случился скандал: начальник ее обвинил в сознательном тунеядстве и желании его подвести, подставить, и грозился уволить с работы, если на следующий день она не появится на своем рабочем месте.
Маргарита позвонила на сотовый Игорьку.
- Сыночек, - попросила она, - зайди после школы в аптеку, купи мне лекарства от температуры и противовирусные таблетки.
В ответ же она услышала:
- А сколько на этом я заработаю? Какой у меня тариф?
- Какой тариф, сына, что ты? – удивилась мать. – Я заболела, на улице сквозняки, а у меня лихорадка. Мне срочно нужны лекарства, если до завтра я не поправлюсь, меня уволят с работы.
-Мама, но я же не виноват, что ты заболела. Я бизнесмен, я зарабатываю себе на мечту, ты ведь сама говорила, что любой труд должен оплачиваться!
- Сынок, я твоя мать, - взмолилась Маргарита, - ты просто обязан мне просто помочь!
- Я ничего никому не обязан! – ответил Игорек в телефон, и отключился.
И тут Маргариту осенило. Эти фразы: «Я никому ничего не должна, я никому ничего не обязана!» - так часто мелькали в ее разговорах с другими людьми, что сын их запомнил, усвоил и унаследовал от нее, как личное кредо. Теперь это кредо самой Маргариты работала против нее. Она сама развратила сына деньгами, забыв объяснить ребенку самое главное, что любовь и забота идут от души, а не продаются за деньги. Она и сама считала, что чувство долга перед кем бы то ни было, ей ни к чему, и стремилась к полной свободе. Теперь родной сын демонстрировал ей ее жизненную установку на деле: ты никому ничего не должна, и тебе тоже никто ничего не должен, даже твой сын.
Впервые в жизни Маргарита по-настоящему испугалась. Сейчас ее болезнь не смертельна и ей хватит сил справиться самой. А если она на самом деле тяжело заболеет, не сможет ходить, двигаться, работать и оплачивать услуги родного сына, что тогда?
Как ребенку теперь объяснить про любовь и заботу, про чувство ответственности за другого человека, про то, что не все в жизни измеряется лишь деньгами?
Маргарита опять была в тупике. Она снова не знала, как воспитывать сына.