Этюды. Одним файлом

Боргил Храванон
C О Д Е Р Ж А Н И Е


Этюд №1. «Расслабьтесь, социальный взрыв невозможен!»…
Этюд №2. Поэт, если он поэт…
Этюд №3. Жертва не вправе благодарить палача…
Этюд №4. «Все как один»? Как вдохновляло…
Этюд №5. Выборы здесь - «силовой», мол, «хоккей»…
Этюд №6. Раньше или чуть позже, позже или чуть раньше…
Этюды №7-8. «Напился на радостях»…
Этюд №9. Бойтесь, цезари…
Этюд №10. Верёвке этой сколь ни виться…
Этюд №11. С безучастностью тёртого инока…
Этюд №12. Проказник-март под маской вьюги…
Этюд №13. Когда шелестят…
Этюд №14. Моя ль бессонь со сном твоим рифмуется?..
Этюд  №15. Сильная власть, т.е. забронзовевшая власть…
Этюд №16. Оснащая рифмами там - концы всех строк…
Этюд №17. Не в зале концертном…
Этюд №18. Просрочена возможность продолжить…
Этюд №19. Совершенное убожество…
Этюд №20. Тот, кто всех лучше…
Этюд №21. Живопись может быть абстрактной…


                Фортепианным этюдам Чарлза Айвза


ЭТЮД  № 1


«Расслабьтесь,
Социальный взрыв невозможен!»
=
Социальный
Обвал
Неизбежен:
Облик такой же -
Итоги те же,
Разве что ни
Экран из огня и брони
Остановить
Не поможет,
Ни предотвратить -
Телеэкран,
Социальных обвалов
Вернейший
Гарант!


ЭТЮД  № 2


      Поэт,
Если он поэт
(Повторенней «если» нет
         =
Рифмы повторенней нет)
Жив он или…

     (Нет?) -

День рождения -
Каждый день его
       =
      День
Бессмертия -
Каждый день.


ЭТЮД  № 3


Жертва
Не вправе
Благодарить палача,
Если в (неумолимом) ходе («я-только») выполнения
(«Что-то человеческое шевельнулось в душе»)
Палаческого приказа
Он оказался
Не так
Жесток,
Как мог.

Жертва
Вправе
(Хоть не обязана)
Поблагодарить (уже не) палача,
Если от «я-только» исполнения
Палаческого приказа
Он
(Пусть не сразу)
Отказался,
Сменив
Приказ
На человеческий
Долг.


ЭТЮД  № 4


«Все как один»?
       Как
Вдохновляло,
       Век
Вдохновляло -
И рраз! -
       Перестало:
Все -
       Это много,
Один -
       Это мало!
       +
Если
       Забыл кто:
В поле -
       Не воин
«Все как»
Один!


ЭТЮД  № 5


Выборы
  Здесь -
  «Силовой»,
Мол,
  «Хоккей»:
  Не мастерством,
А всей
  Тушей
    Бей,
  Дави,
С разгону
  В стенку вминая?
…Нибудь-
Когда
 (Всего лучше -
    В мае…)
  Силовой этот
Быдло-
  Хоккей
    В люстрационную
  Стенку
Вминая,
    Другой
  Найдётся
Хоккей:
  Поумнее,
    Безмерно
  Честней,
Человечней…
  Злее.
    И -
Как вы
   (Смутно)
  Догадываетесь -
Посиловей!


ЭТЮД  № 6


Раньше или чуть позже,
позже или чуть раньше
все разозлятся:
ты злишься? -
                прок в этом есть.
Лишь злобным не стань.


ЭТЮДЫ  № 7-8


«Напился на радостях» -
радость,
             знать,
                невелика:
выпить -
              эт' можно,
а бессознанка к чему?
Точат сомненья?

                …В точке привычной
                «Окского» пива банку -
                с мартом,
                привычно:
                за надежду! -
                «надежде
                на надежду»,
                знать,
                рано.


ЭТЮД  № 9


Бойтесь,
             цезари,
мартовских ид,
                что давно
круглый год…
                И - мир!


ЭТЮД  № 10


Верёвке *этой*
      Сколь ни виться
Уверенно и столь привычно,
      Как будто вправду
Витки её ложатся *в правду* «свыше» -
      Её конец,
Конец *ей* -
      Ближе…
Ась?
    «Ненамного»?
Ближе раз во много,
      Чем
На годов
      Десятки
Наготовлено
      Витья
Спокойного -
      Воло'конец,
Волокон!


ЭТЮД  № 11


С безучастностью
                Тёртого инока
В лоб
        В собственный -
                Пули режима:
День -
       Мусорная Ходынка,
Два -
       Огненная Цусима.

Крепок лоб! -
            Наваждение
                Тянет и тянет
Долгий,
            Штурм Трои как,
                Самообстрел:
Пока-покамест
                (Хоть и на грани)
Не обвал,
            Не саморасстрел -

Но ползёт улита,
                Ракушка вьётся
К какой-нибудь точке,
            Где веер из пуль
(Где саморасстрел
                Режима
                Начнётся)
С треском
               Проверенным
                Разметнётся
(В крик первый
               Эпохи иной
                Свернётся!)
В нибудь-
               Какую
                Толпу…


ЭТЮД  № 12


Проказник-март под маской вьюги
(Под балаклавой - так бодрей)
      Погнал позёмки струи-струги
      По льда застругам. Но борей
Днесь - весь весенняя забота
На стаи белых *(нет черней
      Безлунной ночью)* лебедей
      Порвать небесное болото.
Борей зимой и сам намёрзся:
Репей ли - рифма «свирепей»?
      Иль та сосулька, что смеётся:
    - На' вот! Возьми меня скорей!
На зуб! Испей от ста скорбей! -
И тает без обид на солнце?


ЭТЮД  № 13


Когда
          шелестят:
«А жить-то надо…» -
шелест
          снимает
вопрос
        «Кому?»
что не дорос
до вопроса
        «Зачем?»


ЭТЮД  № 14


                *Проклят и прогнан,
                Но прежде -
_________________ Помог одной
                Звёзды увидеть.*


Моя ль бессонница со сном твоим рифмуется?
Как чаши на весах,
__________Как небольшой планеты
Два полюса.
__________Одной недлинной улицы
Как два конца-кольца...
__________Что' в подсвещённой мгле там?
В своём мозгу
__________(Раздробленном...)
___________________Ты бродишь,
Растерянна навек?
______________ Тревогу я возьму -
Свободен лабиринт от *всех* моих чудовищ,
Что мною сражены
______________ Тринадцать лет тому:
Их «больше никогда»
______________(Не верь...) -
_____________________Навеки сила.
...Петардами во сне кряхтя,
_____________________Спит город.
Невидим тучеход,
______________ Но колет звёздный ворс,
Как память-плоть про всё,
_____________________Что между нами было:
На полную луну застёгнут небово'рот,
Как наше всё,
__________ Что с нами не сбылось.


ЭТЮД  № 15


Сильная власть,
Т.е. забронзовевшая власть
Встанет как статуя.
Сильная,
Т.е. сакрализовавшая себя
Власть
Встанет
Как скала.

Именно и только
*Как* ста'туя,
*Как* скала:

Разве власть - стату'я?
Разве власть - скала?
Иль власти предназначенье -
Стоять,
       Стоять
              И стоять
«Недвижно-несокрушимо»?
Предназначенье власти -
Во многом,
Предназначенье власти -
В другом,
Совсем,
     *Совершенно*
              В другом!
(Сами знаете -
       Знаете все -
       Хоть вспоминаете редко;
       Зато вспоминаете
       Тоже *все*.)
Ergo,
       В совсем другом обитает
(Всё ещё) редкое
*Совершенство* власти
=
*Несокрушимость* её
=
Её сила.

(«Пресловутая» - да не та!)

А забронзовевшая власть
Не из бронзы отливка -
Из гипса штамповка.
(В лучах
              Прилагающегося заката...)
От сакральности своей
(Сладко-
              Обвально…)
Изнемогающая власть
Не из гранита -
Из глины
Сляпанная скала.


ЭТЮД  № 16


Оснащая
Рифмами
     Там -
Концы
Всех строк,
     Некоторых -
Здесь,
А всего
     Чаще -
Вовсе обойдясь
Рифмы
     Без -
От концов
До начал
     И обратно
До концов
Вновь
     Слагаемых
Стихов,
Вдоль
     Всех
Строк
(Т.е. *за* любою
     Состоявшейся
Строкою)
*Всё
     Со всем*
Срифмуй
Без сбою:
   *В этом*
Будь
Сверх-
     Строг!


ЭТЮД  № 17


Не в зале концертном,
Что *слышит* в себе
                Композитор,
Не в театральном,
Что *верит* в себе
                Драматург,
Не в галерее картинной,
Что *видит* в себе
                Живописец,
Не в скульптора
                «Греческом зале»
И не в Толстом Журнале,
Что с поэтом прозаик
                *Носят* в себе,
Пополам поделив,
Должно
          Создаваться -
Созидаться
        *Может*
                Искусство!

Однако
          Оно
          SOS!-даётся
Почти
          Всегда
                Там,
В квартале вечно пустых
(Лишь творческим жаром полных)
Залов бродячих,
          Переносных.

И живо
          Лишь тем,
                Что *почти*.

Когда же на эту накладку -
          Маститость переносную,
          Маститость переходящую -
Намерение накладывается,
В «практику» переползая,
«Классику» -
        «Создавать»,
«Классику» -
        *Продлевать*
(Осознанное,
          Проверенное,
Обкатанное
          Намерение!)
«С помощью приёмов авангарда»:
То взятых щепоткой приправ(д)ы,
То -
     Не реже ничуть -
«Взятых за основу»
(Обкуренная «тишина»
Из ваенга-шлягера словно…)

Тогда на этом пути
Порою кое-чего добиваются
(«Порою»
          Это
          =
Не так уж и редко).
Да результат
Жалок
          Вдвойне:

Непонимание главного
Плюс по(д)нять его
          Шанс,
Что упущен
Вконец.


ЭТЮД  № 18


Просрочена
Возможность
            Продолжить.

За ней просрочена
Возможность
            Восстановить.

И, наконец,
Проср… очена возможность
            Возродить.

Но «наконец» -
Не конец,
            А дверь
В пространство
            Возможности
Вновь создать то,
Что не успели
            Продолжить,
Восстановить не смогли,
Возродить
            Не захотели.

Не вос-,
            А создать.
            С нуля!

…Не абсолютного уже,
А в ореоле-довеске
Памяти неизбывной -
Памяти неизбежной
О бывшем.
            Однажды.
                Прежде.


ЭТЮД  № 19


Совершенное
 
                Убожество.
           . . .

О не так уж редко случающихся
           В искусствах
Бесспорных
                *(Без иронии)*
Достижениях
                *(Без неё же
                Здесь
           Краткая)* речь.

           . . .

Об убожестве

                В совершенстве.


ЭТЮД  № 20


Тот,
      Кто всех лучше
Свои и только свои
Слагает стихи -
Тем платит,
                Что хуже всех
Стихи
          Чужие
                Строчит.


ЭТЮД  № 21


Живопись может
      Быть абстрактной.

«Не должна!»
      - ?
Согласен.                *(Восклицательный знак
Не должна -                остался лежать на полях,
Строго                словно оказавшийся лишним для работы
      =                оброненный гвоздь.)*
Не обязана.

Поэтому -
      Может.

      Как музыка может
Быть конкретной…

«Не должна!!!»
      - ?
Согласен.                *(Восклицательные знаки
Не должна -                остались лежать на полях -
Строго                там же,
      =                те же оброненные гвозди.)*
Не обязана.

      Поэтому -
Может!


18. 02 - 14. 04. 2018


------

Иллюстрация: Яков Джугашвили.