Рефракция картины Да Винчи - Дама с горностаем

Олег Глечиков
Да Винчи дома был, когда пришёл посыльный
От герцога, чтоб в замок пригласить.
И не особо проявляя прыть,
Художник шёл, на зов, дорогой пыльной.
Он на плече нёс, как всегда, мольберт,
Ведь знал уже, что нужен, как художник;
Другой рукой придерживал треножник.
А ветер пыль сдувал с его штиблет.

Ему представили Чечили Галлерани,
И герцог заказал её портрет.
Девица вышла, вызывающе, на свет:
«Ну, что вы скажете, смотреться буду, в раме?..»
По залу бегала урчащая куница,
Совсем ручная, с мышкою в зубах.
И шубка белая, и злобный блеск, в глазах…
Художник сразу понял – пригодится!

Поставив девушку, с куницею, к окну,
Достал картон, и взялся за работу.
Сказал тут герцог, подавив зевоту:
« Ну, вы работайте, а я пойду, сосну…»
И раз, и два, художник ставил деву,
Ища то свет, то ракурс, то цвета…
Ему казалось, девушка свята.
Однако, взгляд казался слишком смелым.

-Смотри в окошко,  - мастер попросил, -
И гладь куницу, нежно, если можешь…
- Как это скучно всё, как надоело, боже,
Стоять не двигаясь. Совсем лишилась сил!
Кунице тоже не сиделось на руках.
Пытаясь вырваться, она урчала злобно.
Пришёл вновь герцог, глянул: «Бесподобно!»
Картон, в эскизах весь: в глазах, руках, губах…

Внизу, набросок в половину роста,
В пол оборота, с поворотом головы…
-Да, бесподобна! Герцог, вы правы.
В карандаше всегда всё ясно, просто.
Однако, с красками и ярче, и сложней…
Не обещаю скорую работу,-
С лица, платком, стирая капли пота,
Художник молвил, пряча блеск  очей.

Он не считал часы, ни дни, ни ночи,
Которые провёл, пред полотном.
Хотелось в женщину вселить ему любовь.
Но получалось каждый раз - не очень.
В конце концов, добился своего,
В лице возникли и любовь, и отрешённость,
В движеньях пальцев рук – непринуждённость…
Работа заняла хоть много, но не год.

Хотелось  герцогу, чтоб он назвал куницу
Никак иначе – только горностай!
Ну, если хочешь, что же, получай,
-Вот – горностай, в руках твоей девицы!

Что такое рефракция? - Это взгляд на вещь под определённым углом. В данном случае - взгляд на картину, через призму времени. Я перенёс читателей во время, когда картина только зарождалась.