Молчащее дерево

Маратэтэ Гончаров
Молчащее дерево

      Г. Курск ул.  Дзержинского д. 82. По этому адресу в старом кирпичном доме проживала ранее наша семья. Мама работала в институте, преподавала педагогику, будучи уже доцентом и кандидатом наук, а мы с братом учились в школе, правда, т. к. я младше на два года, то вначале ещё ходил в детский сад, недалеко в парке им. Ф. Э. Дзержинского.
   Дом этот строили немцы (взятые в плен ещё в Первую Мировую войну  в начале 20 века) и он отличался не только особенностями архитектуры, но и некоторыми неудобствами, продиктованными  самим временем.
   Трёхэтажный, соединённый аркой с таким же строением (но уже по адресу № 84) с нестандартными  полукруглыми, заострёнными вверх готическими окнами , высоченными потолками, винтовой лестницей (она была сделана для того, чтобы с верхних этажей можно было контролировать («простреливать» вход) он не имел ванной (даже душевой кабинки), туалет был огорожен фанерой в закутке на кухне. По той винтовой лестнице очень радостно было кататься ребятне, особенно нам с третьего этажа. А ещё там не было квартиры № 13. Просто не было, суеверные немцы не сделали такого номера, ни в нашем, ни в соседнем, с которым он был соединён аркой. Все соседи знали друг друга, во дворе были маленькие деревянные сарайчики под замочками, скрывавшие для детей много тайн и манящие своей неизвестностью. Ветхость этих дворовых строений позволяла ребятне проникать туда, где в полумраке иногда можно было, что- либо найти, как нам казалось тогда жутко интересное.
    Однажды мне там, среди кип всяких журналов и другого хлама попалась книга Н. А. Куна «Что рассказывали древние греки о своих богах и героях» 1932 г.  Затрёпанная, в истёртой синей матерчатой обложке, зато с иллюстрациями  и фотографиями древних статуй, изображавших персонажей – греческих богов, античных героев и события тех далёких лет: Троянскую войну, путешествия Аргонавтов, Одиссея, мифы и легенды о далёкой горе Олимп и многое, многое другое.  Читая взахлёб и потом, вновь перечитывая, я представлял себя то Гераклом, то Ахиллесом, и с пожелтевших страниц вставали перед моими детскими глазёнками картины жизни  героев, отважных воинов, которые не боялись вступать в схватку со сказочными чудовищами: Минотавром, Медузой-Горгоной и даже богами горы Олимп.
   Естественно, в средней школе, при изучении истории древней Греции и древнего Рима была возможность блеснуть своими знаниями перед учителями и одноклассниками, открыв рты слушавшими мифы и легенды из той книги.
   А на втором этаже нашего дома жил старик, который всегда курил в подъезде, стряхивая пепел в круглую баночку из-под крема для обуви, молча выпуская дым вверх круглого колодца лестничных пролётов и задумчиво смотря куда-то.
   Однажды на праздник он вышел в пиджаке. Подымить. С наградами. Два Ордена Красной Звезды. Два Ордена Святого Георгия (которых он, наверное стеснялся т. к. у него был ещё и Орден Славы 3-й степени, а медаль «За Боевые заслуги» - в просторечии «Зэбэзе»,  гордо находилась в общем строю официальных государственных наград).
   Прости меня старик, я тогда не понимал, что это за что это можно заслужить.
   Блин! И мы с братом, бежав на стадион однажды плюнули сверху и … попали тебе в пепельницу…
   Никогда не забуду твой голос
   А ведь мы всегда назвали тебя «Молчащее дерево».
   Ты просто тогда сказал нам. малолетними спортсменам, ежедневно пробегающим возле тебя с футбольным мячом.
  - И что Вы там воду льёте?!
   Впервые услышав твой голос, мы обалдели и стремглав понеслись вниз. На стадион ВДФСО «Спартак» мы добежали на одном дыхании.
   Там, на асфальтированной коробке мы с братом играли в футбол. В резиновых кедах, фанатично бегая и забивая голы. Всё своё, тогда очень счастливое детство советских времён.
  Бутсы и другая спортивная амуниция были большой редкостью. А теперь, ну как покупать детям эту «суперобувь»? Каких-то определённых производителей и «мегаоротопедическую»?
   А свои первые бутсы я купил сам. В московском магазине «Динамо», на улице Кирова.. И даже ходил в них по городу. На пластмассовой подошве тех «адидаовок» шипы были литые, не откручивались, в полустёртом виде – ну чем не «кроссы модные»?
   Уже потом, накручивая портянки  и засовывая ноги в сапоги в своей первой срочной армии я вспомнил того старика «Молчащее дерево». И прикинул, что же ему пришлось вынести…
  Орден Святого Георгия. Он давался только за конкретный подвиг. Не было юбилейных и тому подобноых. А у него их было два. У моего деда Фёдора Петровича Вылегжанина тоже. Впрочем, как и Маршала Великой Победы Жукова  Г. К.
     После всего осмысленного мною, тогда 18 – летним пацаном, но уже с со спортивной подготовкой, дальнейшая служба была немного полегче. Понимая, что многого даже не объяснить, молчал даже после Каунасского госпиталя ОГПВ (окружной госпиталь пограничных войск), куда попал после командировки в ….  А по легенде  я приехал в часть, получив «корочку киномеханика» у всех была синенького цвета, а у меня красная – диплом с отличием. Меня наскоро и наспех научили показу оперативных кино-материалов.   
     И я дослуживал срочную службу в должности киномеханика. И в звании рядового, с общевойсковыми эмблемами, десантные пришлось «скрутить», хотя «де юре» уже являлся гвардии старшим сержантом. Однако в обязанности включили выход в город, где в здании Главпочтамта литовского портового городка на побережье Балтийского моря мне довелось ежедневно проходя под враждебными взглядами в советской полушерстяной военной форме (любимый камуфляж и знаки ждали увольнения в запас в каптёрке роты) без наград, знаков и лычек, положенных по званию (чтобы не раздражать местное население, уже вовсю «трубившей» о независимости республики) получать корреспонденцию в специальном окошечке для частей госбезопасности… (спецпочта).
   При представлении меня на знак «Отличник Погранвойск 1 степени», выяснилась, что у меня нет «Отличник Погранвойск 2 степени». А первой степени без второй не даётся. И ещё выяснилось наличие у меня медали, той самой «За Боевые заслуги».  И подполковник Тимофеев лично вписал мне в военный билет недостающий знак, приговаривая: «Ну и ну», разглядывая документы гвардии старшего сержанта и погоны рядового, стоящего перед ним. (Ну не дошло до госпиталя наградное представление на знак 2 степени! А потом где-то опять затерялось).
   Да и до сих пор, уже ведь прошло 30 лет, срок вывода войск из того самого Афганистана, где я оказался после официального  выхода армейских частей. Директивой Председателя КГБ СССР  В. А. Крючкова государственная граница негласно была отнесена вглубь территории ДРА на 40 км. и контролировали это Пограничные войска, в частности их десантно-штурмовые группы)  не понимаю, до сих пор почему в архивах такой бардак.
  Хотя нет – понимаю, ведь если всем, кто где-то воевал раздавать льготы, то их и не останется на генералов. И их детей. А нас.. там не стояло… Как-будто и не было той войны после войны.
   Истории об архивах – в моей следующей прозаической миниатюре.  Все мои права на этот текст зарегистрированы, и копирование и сюжеты. Да и моё подразделение тоже. Под «грифом».
   Фото автора. г. Курск ул Дзержинского д. 82 в 2019 г. Правые верхние два окна были раньше окнами квартиры семьи Гончаровых.
   Произведение опубликовано в книге "Проект ЛМИС (литература, музыка. искусство, спорт)" Изд. дом "Сатори" г. Санкт Петербург - декабрь 2018 г.