О медлительности и торопливости

Александр Гаджиев Малаховка
  Мы очень медлительны. И очень торопливы. Причём одновременно. И вот что: медлительность и торопливость - это не два состояния, а 33 миллиона, как в индуизме 33 миллиона богов, что означает бесконечность, или просто очень много.
  Например, очень торопимся найти Бога в смысле признать Богом что-нибудь, что более всего соответствует нам, таким, какие мы есть, чтобы необходимость меняться была сведена к минимуму, и чтобы это по максимуму совпадало с настроениями нашего окружения, дабы от коллектива не отрываться. Это похоже на покупку малознакомого продукта, о котором все говорят, но мы в этом не разбираемся:
 - Можно у вас купить Пуэр?
 - Да, конечно! У нас более ста видов Пуэров: чёрные, зелёные, белые, молодые, выдержанные, есть даже 25 лет и 40! Стандартные лепёшки 357 г., мини-туоча, россыпью...
 - Э, погодь, погодь! Ты заканчивай меня грузить! Дай мне просто нормальный такой чай, чтобы полезный был, и чтобы втыкало неслабо - а вот эти словечки твои... я вообще не понял, что ты сказал!
 - Хорошо. Вот 25-летний пуэр - прекрасный по вкусовым и ароматическим...
 - Стоп! Достаточно. Беру. Сколько?
 - 3500.
 - Скока-Скока?! Это за мешок?
 - 357 грамм.
 - Дорого. Давай что-нибудь другое, по нормальной цене.

 - Нормальная цена - это сколько?
 - Ну, рублей 200. 300.
 - За такую цену могу предложить... э-э-э... вот... у нас новый поставщик... товар ещё не опробован... написано "элитный"... может Вам повезёт...
 - О, то, что надо! А точно хороший???

  Этот диалог ещё можно продолжать. Но достаточно. Покупка Бога по минимальной цене личных усилий происходит по той же схеме: получить больше, отдать меньше; почти без усилий получить всё - Абсолют! Мы очень торопимся, хотим быстро и всё сразу. И справедливо считаем себя вполне достойными "своего Абсолюта", который мало чем от нас отличается, потому что является всего лишь проекцией наших фантазий, страхов и желаний. И мы правы. И мы его и получаем: подделку за 200 рублей, которая внешне и только издалека напоминает нам то, о чём мы слышали и мечтали, а может быть даже и не способны были помечтать. Сказка "Морозко" о том же: злая, жадная и плохо воспитанная девочка получила ледышки вместо драгоценных камней. И они растаяли, как только попали в тепло.
  И мы очень медлительны. Мы очень медлительны в том, чтобы приступить к исследованию того, что есть Бог, к исследованию самого этого вопроса, к одновременному собственному преображению на этом пути, нашего личного к нему отношения, нашего личного отношения к реальности. Если мы и занимаемся этим исследованием, то движемся с черепашьей скоростью, постоянно замирая, а то и отступая назад. Мы так медлительны в этом движении и настолько склонны к замиранию (и этому очень способствует наше торопливое овладение Богом по дешёвке в супермаркете подделок, ведь оно заставляет нас думать, что вопрос решён), что можно сказать, что мы застывшие, как камни. И мы чаще всего не только не движемся в гору, наша окаменелость позволяет любому спихнуть нас ногой, и мы покатимся со склона вниз, совершенно бессильные сопротивляться. А мы и не будем. Нас убедят, что низ - это верх, и мы радостно поверим, потому что это дешевле! Наша медлительность в овладении Абсолютом абсолютна!
  Почему "33 миллиона"?
  Торопливость и медлительность - направления шкалы, оси координат, на которой можно отложить множество степеней, как оттенков цвета, где крайняя степень с одной стороны - это полная окаменелость, а крайняя с другой - мгновенное преображение. Между ними огромное количество промежуточных состояний.
  Помножьте количество всех степеней этой шкалы на количество вопросов, к которым их можно приложить: что есть Истина? Чем отличается Истина от Правды? Кто такие близкие люди? Что есть настоящая Родина? Чем отличается знание от информации? Всегда ли полезно обладание знанием? - уже запредельная бесконечность! И вопросов может быть невероятно много.
  Бесконечность придётся умножать на что-то ещё. Но человек не описывается только одной этой или какой-либо иной шкалой. Таких систем координат, призм, сквозь которые можно рассматривать человека невероятно много.
Вот почему нет двух одинаковых людей. Как нет и не было двух одинаковых шахматных партий. Даже снежинок. Или капелек воды. Правда, человек несколько сложнее?

  И всё-таки что-то позволяет нам вполне справедливо говорить, что человечество в целом не меняется. Проходят тысячи лет, а люди всё те же.

25 апреля 2018