Девушка за вёрджинелом. Ян Вермеер Делфтский

Светлана Леснова
Возможно свет, возможно тень,
Возможно краски золотые,
Но что особенного в ней,
Вермеер Делфтский, Вы открыли?

Она не блещет красотой,
Но тихой музыкой струится
Возвышенною, чистотой
Девичьей лунно серебрится.

Земля зелёная, лазурь*-
Вкраплением планетным в краски-
Световоздушную среду
Живописать  объятьем  ласки.

Звучит ли музыка любви,
Переливаясь, оживляя,-
Уединённости мотив
Мечты и грёзы навевает.

Румянец лёгкий выдает
Души взволнованную нежность,
Что девушка, робея, ждёт
От Вас, задумчиво, с надеждой?

Рассеян свет, рассеян взор,
Уютны мягкой шали складки,
Уложен комнаты простор
В размер шкатулки музыкальной.

На струнах тайныя играть,
На вёрджинеле – в женской власти.
Какие, (Вам ли, друг, не знать!)
Вокруг неё бушуют страсти!..

Всё то, что драгоценно в ней
Её открытостью закрытой,
Угадано, и тем верней,
За дымкой времени сокрыто.


Ян Вермеер Делфтский «Девушка за вёрджинелом»
Около 1670-1672
Лейденская коллекция. Нью-Йорк.

Фото автора
«Эпоха Рембрандта и Вермеера.
Шедевры Лейденской коллекции»
27.03.18-22.07.18 ГМИИ им.Пушкина. Москва.


*название красок, Ян Вермеер всегда использовал в работах дорогие краски,
напр.  натуральный ультрамарин – растертая в порошок афганская ляпис-лазурь, полудрагоценный камень.

       Репутация  «Девушки…» Яна Вермеера была изрядно подпорчена известнейшим фальсификатором XX века – нидерландским художником Хан Ван  Меегереном, заявившем в 1947г. что картина – подделка, его рук дело, т.е.его кисти. Копируя манеру письма Ян Вермеера и других признанных голландцев золотого века, создав технику состаривания картин, и соответствующие легенды, Меегерен составил себе состояние на продаже подделок в 1935-1945г., обводя вокруг пальца европейских экспертов.
       В 1945 г. в личной коллекции Геринга голландская полиция обнаружила полотно Вермеера “Христос и грешница”, приобретенное у Меегерена через посредников. Меегерену было предъявлено обвинение  в продаже национальных ценностей и пособничестве нацизму.  Под  угрозой  смертной казни, Меегерену пришлось признаться, а затем и  долго доказывать экспертам,  что  картины –подделки.   Получив  наказание  в виде лишения свободы на 1 год,  в том же году умер от разрыва сердца.   

       «Девушка за вёрджинелом» – единственная из 35 картин Яна Вермеера, находящаяся в частном собрании. В 2001 г. она была выставлена Метрополитен-музеем (Нью-Йорк) на аукцион, с предположительным авторством Яна Вермеера. Атрибутирование и экспертизы, подтвердившие подлинность  картины,  проводились специалистами долгих 4 года. Выяснилось, что на полотне сосуществуют как минимум 2 живописных слоя. Некоторые участки, например, желтая шаль девушки, были дописаны позднее. Шаль написана желтым оксидом свинца, пигментом, типичным для живописи 17 века, рецепт краски был забыт, и только в 1941 году восстановлен химиками. При исследовании живописного слоя стены позади девушки были найдены следы ультрамарина. присутствует также он и в синей обивке стула. Непрямое освещение от источника над левым верхним углом картины  ещё одна характерная особенность письма Вермеера. Картина написана на холсте из того же рулона, что и "Кружевница", датированная 1670г. из постоянной экспозиции Лувра,  аналогичны и  прически девушек на обеих картинах  - локоны, собранные лентой по бокам, были модны  с 1669 по 1671г. Поза  молодой девушки, сидящей за вёрджинелом очень похожа на «Женщину, сидящую за вёрджинелом» из Лондонской галереи.

       Картину, выставленную на торгах «Сотбис» 2004 года за 30 млн. долл. купил Стивен Уинн, председатель совета директоров игорной корпорации Уинн Резортс, а через несколько месяцев продал за ту же цену Галерее Лейден в  Нью-Йорке. 
Картины Яна Вермеера находятся в музеях семи стран: Австрии, Великобритании , Германии, Ирландии, Нидерландов, США и Японии.  В российских собраниях картин Вермеера нет.
                (по материалам интернета).

http://www.proza.ru/2019/06/19/855
Алина Алексева-Маркезян