Кошка на подоконнике 1657 Геррит Дау

Светлана Леснова
Окно в тот мир, за грань веков,
Где вездесуща даже кошка,
Не странно ль,- заглянуть легко,
Откинув занавесь  с окошка.
Увидеть  отражённый свет
Где темнота вокруг условна,
Художника, его мольберт,
И побывать моделью словно:

Соавтор-Время вносит штрих
Для довершения особый,-
В картину на короткий миг
Вписав как знатную особу,
Раздвинув стены мастерской
До залов галерей искусства,
Где мастер чувствует спиной
Дыханье зрительских присутствий.

Кошачья зоркость – око зрит,-
То проницательности свойство,-
Так Геррит Дау говорит
Аллегорично, и по-свойски,
Интерпретируя сюжет:
Рембрандт – Зевксис, а он-Паррасий.
И спорить с ним – резона нет,-
Иллюзии порой всё красят.


Геррит Дау. Кошка, присевшая на подоконник в мастерской художника.1657
Дерево, масло.
Лейденская коллекция. Нью-Йорк.


Фото автора
«Эпоха Рембрандта и Вермеера.
Шедевры Лейденской коллекции»
27.03.18-22.07.18 ГМИИ им.Пушкина. Москва.

       Обычно в центре композиций в оконных проемах изображались женщины или девушки. Здесь же на переднем плане Дау поместил полосатую кошку, примостившуюся на подоконнике. Натуралистичное изображение в то же время несет символический характер.В 17в. кошка считалась аллегорией  чувства зрения, первоначально  Дау  написал совсем другую композицию, включающую фигуру девушки на месте занавески. Время «прописало» другой сюжет – на фото, сделанном на выставке, – на картину наложились отражения зрителей в стеклянной витрине, за которой сама картина.

        Геррит Дау (1613-1675) — один из первых учеников Рембрандта в Лейдене. Вскоре после окончания обучения Дау организовал собственную мастерскую в Лейдене. Он стал родоначальником так называемой «тонкой манеры живописи», которой присуща высокая степень детализации живописи и филигранная отточенность техники.
Наибольшую известность мастер приобрел как автор жанровых сцен, обрамленных архитектурными нишами. Подобные работы демонстрируют талант художника создавать пространственные иллюзии. Со временем живопись такого рода стала весьма популярной,  у художника появилось множество последователей. При жизни работы Дау оценивались значительно дороже картин самого Рембрандта или Вермеера.
        Современники называли Геррита Дау за реалистичность его работ «голландским Паррасием». Паррасий - древнегреческий художник, работ которого не сохранились, но сохранилась легенда о нём:
«Однажды Зевксис с Паррасием, знаменитые художники-соперники, поспорили, кто напишет лучшую картину. Когда работы были готовы, собрался народ, чтобы определить победителя. У каждого из художников в руках - картина, скрытая для интриги под покрывалом. Зевксис отдернул покрывало со своей — на картине была изображена виноградная гроздь, настолько похожая на настоящую, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал, Зевксис предвкушал победу. «Теперь ты отдерни покрывало!» — сказал Зевксис Паррасию. «Не могу, — ответил Паррасий, — оно-то у меня и нарисовано». Зевксис склонил голову. «Ты победил! — сказал он. — Я обманул глаз птиц, а ты обманул глаз живописца».

http://stihi.ru/2023/01/22/7912
Рембрант Автопортрет в образе Зевксиса