Категорика. Элементарная практическая логика

Олег Старчен
Категорика — лаконичная практическая логика, часть философии, изучающая категории разума. Книга будет интересна для интересующихся сущностью мышления.
© Олег Старчен, 2018

ISBN 978-5-4490-3953-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Авторские права
Категорика. © Олег Старчен, 2011. Первое издание. Текст.
Категорика. Элементарная практическая логика. © Олег Старчен, 2018. Второе издание. Электронная книга.
Опубликовано в Ридеро 13 февраля 2018 года и 3 июля 2018 года. В других сайтах раньше.
Все права защищены.
Предисловие
Здравствуй, уважаемый Читатель. Я — писатель и философ Олег Старчен, Олег настоящее имя, а Старчен — псевдоним.
Представляю здесь лишь лаконичные отрывки из моих многостраничных рукописей, в частности, из рукописной книги Категорика. Эта философская книга о практической логике, как я её представляю.
На обложке — великий древнегреческий философ Аристотель (фотография его скульптуры в общественном достоянии, но я дорисовал своему аватару некоторые черты моего лица, а именно зелёные глаза). Аристотель основатель обычной логики, в том числе и произведением «Категории», но не его произведение, а категории Канта вдохновили меня на написание этой книжки. Хотя Категорика может считаться ремейком произведения «Категории» Стагирита, так как похожа на его название.
Некоторые главы на английском языке, которым я не очень хорошо владею, поэтому извиняюсь за возможные ошибки. Впервые эта книга была опубликована мною на сайте Проза.ру в 2011 году. Тогда я печатал её в весьма трудных условиях, поэтому в первоначальном варианте книги было много опечаток. В этой версии книги мною проведена корректура. Эта книга — мой дебют в качестве первой моей настоящей электронной книги.
Преимущество этой электронной книги для читателя в отличие от опубликованного текста на сайте Проза.ру в том, что здесь текст более высокого качества (благодаря корректуре и старославянскому шрифту), кроме того более престижно иметь скачанную электронную книгу, чем читать произведения на сайте, потому что электронную книгу можно распечатать и положить на книжную полку.
Данная книга — Элементарная Категорика, Элементарная практическая логика, так как в ней всего 16 категорий разума. За прошедшие с 2011 года годы я усовершенствовал Категорику, философски обнаружил множество других категорий разума, о чём я обязательно расскажу читателю во втором издании этой электронной книги и в третьем издании этой книги вообще, в случае её успешности в первом издании.
Категорика
Категорика — это раздел философии, изучающий категории разума. Категории разума это важнейшие умственные операции, которые производит разум. Таких правильных категорий 16, а именно 8 практических и 8 теоретических.
Практические категории разума:
1) Сохранение пользы,
2) Осуществление пользы,
3) Прекращение вреда,
4) Предотвращение вреда,
5) Не сохранение вреда,
6) Не осуществление вреда,
7) Не прекращение пользы,
8) Не предотвращение пользы.
Теоретические категории разума:
1) Сохранение истины,
2) Осуществление истины,
3) Прекращение заблуждения,
4) Предотвращение заблуждения,
5) Не сохранение заблуждения,
6) Не осуществление заблуждения,
7) Не прекращение истины,
8) Не предотвращение истины.
Категории разума (или категории мышления) отличаются от других категорий тем, что имеют отношение не к реальности самой по себе, а к разуму (мышлению) относительно реальности, относительно основных категорий реальности по отношению к человеку (эти объективные категории реальности — польза, вред, истина, заблуждение). Правильные действия по отношению к этим предельно обобщённым объектам исходят от разума, его правильных категорий.

Впервые опубликовано на сайте Проза.ру в 2011 году.
Анализ разума
Уже в классической немецкой философии производился анализ разума на практический и теоретический. Однако в Категорике анализ разума на практический и теоретический производится в стиле оригинальной интерпретации. Разум вообще есть способность мышления, синоним мышления, хотя Кант придавал разуму более частное значение — способность мышления не просто рассуждать, а умозаключать на основе суждений. Практический разум значил для Канта моральную способность, теоретический разум значил конструирование реальности разумом. В отличие от этого, в Категорике даётся иное толкование разумов, а именно чрезвычайно простое, буквальное. Теоретический разум имеет дело с теорией, с познанием, он принимает* чувственное знание и создаёт мыслимое знание. Практический разум имеет дело с практикой человека, он принимает* решения. Эффективность практического разума основана на эффективности теоретического. Теоретичность и практичность — свойства единого Разума. Дихотомия разума на теоретичность и практичность — исчерпывающая в смысле Категорики.
* В данном случае слово «принимает» — омоним, так как принимать ощущения — это одно, а принимать решения — это другое. Потому что ощущения принимаются объективно, а решения принимаются субъективно.

Впервые опубликовано на сайте Проза.ру в 2011 году
Таблицы категорий разума
Есть две таблицы категорий разума: категорий практического разума и категорий теоретического разума. Они подобны в том, что в них симметрично есть действия и бездействия разума, которые балансируют друг друга и создают гармонию мышления и деяния, гармонию теории и практики. Они подобны в том, что в них есть позитивные объекты (польза, истина) и негативные объекты (вред, заблуждение). Но они отличаются тем, что теоретический разум первичен, а практический разум вторичен, согласно древне-греческому выражению «сначала думай, потом делай». Именно теоретический разум даёт знание, что истинно полезно, а что истинно вредно, что ложно (мнимо) полезно, и что ложно (мнимо) вредно. Но и практический разум обратной связью даёт понять теоретическому разуму, что полезно истинно, и что полезно ложно, что вредно истинно, и что вредно ложно (мнимо). Истинная польза полезна, полезная истина истинна. Если польза не истинна, то это не польза, а вред. Если истинна не полезна, то это не истина, а заблуждение. В такой сложной диалектике и взаимной обратной связи существует система категорий разума.

Категории разума
Категории разума — важнейшие логические понятия, которые управляют разумом. Разум использует их на практике — во время принятия решений, и в теории — во время принятия знания. Категориями разум пользуется бессознательно, но для эффективизации разумной деятельности и познания важно их сознательное применение. Категории разума определяют правильное практическое и теоретическое мышление. Различаются важные категории, составные, двухсловные и трёхсловные (их 8 практических и 8 теоретических) и вспомогательные, однословные, определяющие важные. Понятие категорий разума встречается у Канта, потом у Фихте, но здесь представлено оригинальное, а именно чрезвычайно простое понимание категорий разума. Категории разума, познание и деятельность, теория и практика взаимообусловлены и влияют друг на друга взаимной обратной связью.

Впервые опубликовано на сайте Проза.ру в 2011 году
Категории разума 2
Категории разума получены в результате оригинальной интерпретации понимания практического и теоретического разума. Единый принцип по которому найдены все 16 главных (элементарных) категорий Разума — это взаимоотношение вспомогательных категорий: действия, бездействия (деяния), истина, заблуждение, польза, вред (объекты), настоящее, будущее (время), оставление, изменение (модальность). Действительно, теория и практика содержит лишь действия или бездействия, имеет целью истину и заблуждение, либо пользу и вред, относится к будущему или к настоящему, оставляет или изменяет ситуацию.

Примечания:
1) есть также бесполезность и безвредность, производные от пользы и вреда.

2) Все категории сходны между собой; сохранение пользы (истины) сходно с предотвращением вреда (заблуждения), осуществление пользы (истины) — с прекращением вреда (заблуждения). Не прекращение пользы (истины) сходно с не осуществлением вреда (заблуждения), а не предотвращение пользы (истины) — с не сохранением вреда (заблуждения). Однако эти категории не идентичны, а самостоятельны.

3) Может показаться, что бездействия не важны, но это не так, разумные бездействия по сути — предотвращения вреда или сохранение пользы.

4) Неразумные (т. е. глупые или безумные) теоретические и практические деяния это: сохранение заблуждения, осуществление заблуждения, прекращение истины, предотвращение истины, не сохранение истины, не осуществление истины, не прекращение заблуждения, не предотвращение заблуждения, сохранение вреда, осуществление вреда, прекращение пользы, предотвращение пользы, не сохранение пользы, не осуществление пользы, не прекращение вреда, не предотвращение вреда. Логическим методом «от противного» надо воздерживаться от них, НЕ думать и НЕ делать их.

5) Прекращение и предотвращение — отрицательные (негативные) действия, осуществление и сохранение — положительные (позитивные) действия. Прекращение и сохранение — актуальные действия (по отношению к настоящему времени), предотвращение и осуществление — футуристические действия (по отношению к будущему времени). Прекращение и осуществление — эволюционные действия (изменение ситуации), предотвращение и сохранение — консервативные действия (неизменение ситуации). Так диалектически взаимосвязаны эти категории.

6) По отношению к прошлому возможны, так сказать, исторические деяния: в действиях это повторение и восстановление пользы и истины (что сходно с сохранением и осуществлением пользы и истины), в бездействиях это не повторение и не восстановление вреда и заблуждения (что сходно с не сохранением и не осуществлением вреда и заблуждения).

Впервые опубликовано: на сайте Проза.ру в 2011 году.
Категории теоретического разума
Теоретический разум — разум, принимающий знание. Все ментальные (умственные) акты теоретического разума могут разделятся на разумное познание и критику.
Познание (утверждение разумом):
1) сохранение истины
2) осуществление истины
3) не прекращение истины
4) не предотвращение истины.

Критика (отрицание разумом):
1) прекращение заблуждения
2) предотвращение заблуждения
3) не сохранение заблуждения
4) не осуществление заблуждения.

Определения: истина — доказанное знание; знание — ощущения, мысли, сверхмысли и т. д.; заблуждение — ложное знание. Доказательство, опровержение, мышление определены логикой — системой разума. Категории теоретического разума управляют этой системой логики.
 Другая таблица категорий теоретического разума:

Действия теоретического разума:
1) сохранение истины
2) осуществление истины
3) прекращение заблуждения
4) предотвращение заблуждения.

Бездействия теоретического разума:
1) не сохранение заблуждения
2) не осуществление заблуждения
3) не прекращение истины
4) не предотвращение знания.

Категории теоретического разума отличаются от рассудочных категорий Канта и дополняют их.

Впервые опубликовано на сайте Проза.ру в 2011 году

Категории практического разума
Любая разумная деятельность может быть классифицирована следующим способом:
Действия:
1) Сохранение пользы
2) Осуществление пользы
3) Прекращение вреда
4) Предотвращение вреда

 Бездействия:
5) НЕ прекращение пользы
6) НЕ предотвращение пользы
7) НЕ сохранение вреда
8) НЕ осуществление вреда.

    Сохранение и прекращение — относительно настоящего, предотвращение и осуществление — относительно будущего. Относительно прошлого в действиях это повторение и восстановление пользы, что сходно с сохранением и осуществлением пользы. Относительно прошлого  в бездействиях это не повторение и не восстановление вреда, что сходно с не сохранением и не осуществлением вреда.

    Определения:
Практический разум — разум, принимающий решения. Действия — совершаемая активная деятельность, изменяющая ситуацию.
Бездействия — НЕ изменение ситуации, готовность к этому (умственно родственная даосскому принципу увэй).
Польза — что-либо, удовлетворяющее или максимизирующее жизнь, сохраняющее или осуществляющее (увеличивающее) качество или количество жизни*.
Вред — что-либо не удовлетворяющее или минимизирующее жизнь, прекращающее или предотвращающее (уменьшающее) качество или количество жизни*.
(Примечание — жизнь другого человека в идеальном принципе ни в каком случае не может считаться вредом. Об этом писал Кант: «надо относиться к человеку как к цели действий, а не только как к средству»).
     Сохранение — оставление ситуации, какой она есть. Осуществление — изменение ситуации, перенос чего-либо из возможного в действительное. Прекращение — изменение ситуации, перенос чего либо из действительного в недействительное. Предотвращение — оставление ситуации, не допущение перехода чего-либо из возможного в действительное.
* Что же такое жизнь? Ответ на это даёт мысль: Любовь любит ради жизни, а жизнь живёт ради любви. Значит жизнь есть то, что происходит (т.е. живёт) или хотя бы правдоподобно имитирует (т.е. играет) то, что происходит (т.е. живёт) ради любви. А любовь есть то, что происходит (т.е. любит) или хотя бы правдоподобно имитирует (т.е. играет) то, что происходит (т.е. любит) ради жизни. Здесь тоже весьма сложная взаимообусловленная диалектика, сложная взаимная обратная связь Жизни и Любви.
Таблицы категорий теоретического раccyдкa Канта и категорий практического разума Старчена должны изучаться так же, как таблица умножения Пифагора, потому что эти таблицы даже важнее её.

Впервые опубликовано: на сайте Проза.ру в 2011 году

Философия благоразумия и здравомыслия
Категорика именно философия благоразумия и философия здравомыслия. Категорика направляет мышление на оптимальный путь, или, согласно китайской философии, на оптимальное дао.
Впервые опубликовано на сайте Проза.ру в 2011 году.

CategorycS
(apologies for mistakes)

Categorycs — it is the section of philosophy studying categories of reason. Categories of reason it is the major intellectual operations which are made by reason. Such correct categories 16, namely: 8 practical and 8 theoretical.
Practical categories of reason:
1) Preservation of benefit,
2) Implementation of benefit,
3) Termination of harm,
4) Prevention of harm,
5) Not preservation of harm,
6) Not implementation of harm,
7) Not termination of benefit,
8) Not prevention of benefit.
Theoretical categories of reason:
1) Preservation of truth,
2) Implementation of truth,
3) Termination of error,
4) Prevention of error,
5) Not preservation of error,
6) Not implementation of error,
7) Not termination of truth,
8) Not prevention of truth.
Categories of reason (or categories of thinking) differ from other categories that concern not reality in itself, but to reason (thinking) concerning reality, relatively the main categories of reality in relation to the person (these objective categories of reality — benefit, harm, truth, error). The correct actions in relation to the reality are proceed from reason, its correct categories.

Olden (ie. Starchen) Copyright — Oleg Starchen
Впервые опубликовано на сайте Проза.ру в 2011 году.
Categories of practical reason
(apologies for mistakes)
This is original interpretation of categories of practical reason. Practical reason is decision-making reason. Any reasonable activity can be classified as follows:
Action:
1) Conservation of  benefit
2) Realisation of benefit
3) Cessation of harm
4) Prevention of harm.
 Inaction:
5) Do not  cessation of benefit
6) Do not prevention of  benefit
7) Do not conservation of harm
8) Do not realisation of harm.

Conservation and cessation — related to present, the prevention and  realisation — to  the future. Action is activity that changes the situation. Inaction is no change to the situation. The benefit — that any satisfying life’s needs. The benefit is that it increases the quantity or quality of life. Harm — is that which reduce the quality or quantity of life. (Note — the life of another person in any case can not be considered as harm. Kant think about this: «we must treat the person as to the purpose of action, not only as to the instrument». Conservation  is to keep the situation as it is. Realisation is change of situation, the transfer of possible in reality. Cessation is change of situation, the transfer  of actual to invalidation. Prevention is  keep of  the situation, not  a transition in reality of what is  possible.
Tables of theoretical categories of Kant and of categories of practical reason of Starchen should be studied as well as the multiplication table, because these tables are even more important than it.

Впервые опубликовано на сайте Проза.ру в 2011 году.

Бонус: Оптимизм как искусство жизни
 Оптимизм улучшает жизнь, а пессимизм ухудшает жизнь. Поэтому надо:
 Не вспоминать плохого прошлого (но сохранять от полученного горького опыта полезные навыки).
 Не опасаться плохого будущего (но осторожность нужна).
 Не обращать чрезмерное внимание на плохое в настоящем (в разумных рамках).
 Не обращать чрезмерное внимание на отсутствие хорошего в настоящем (в разумных рамках).
 Наоборот. А именно:
 Вспоминать хорошее прошлое (но не жалеть, что оно прошло).
 Представлять хорошее будущее (но не  жалеть, что оно может быть далеко или может не быть).
 Обращать внимание на отсутствующее плохое в настоящем (думая: «хорошо, что плохого нет»).
 Обращать внимание на присутствие всего хорошего, даже пустякового, в настоящем (думая: «хорошо, что хорошее есть»).

Впервые опубликовано на сайте Проза.ру в 2012 году

Послесловие
Эта книжка впервые была опубликована на сайте Проза.ру в 2011 году. Тогда было трудно печататься, поэтому она вышла такой лаконичной. Но если тебе, уважаемый Читатель, моя философская книжка пришлась по душе, расскажи о ней своим друзьям и знакомым, порекомендуй её, и тогда благодаря её успеху я обязательно опубликую усовершенствованную и большую по объёму Категорику, Высшую практическую логику о категориях разума.