Возрождение ковроделия в Арцахе -Нагорном Карабахе

Наира Саркисян
Одним из основных условий, способствующих развитию ковроделия в Армении, куда входит и исторический Арцах, было наличие городов, в которых развивались ремесла и которые служили крупными торговыми центрами, так как по территории Армянского Нагорья с востока на запад проходили торговые пути, включая одно из ответвлений Великого шелкового пути, который был открыт во 2 в. до н. э.

Ранее, с установлением христианства в Армении, церковь определяла тематическую и орнаментальную направленность изготовления ковров, хранила связанные с ковроткачеством технологии. Однако связь между Церковью и искусством ковроделия оборвалась во время геноцида армян, когда помимо унесённых многочисленных человеческих жизней было разграблено армянское культурное наследие.

Особо интенсивно разграбление культурного наследия Нагорного Карабаха происходило в начале 20 века, когда этот армянский край был включён в состав Азербайджанской ССР против воли народа, незаконным с точки зрения международного права решением большевистского партийного органа.

Ковроделие в Арцахе вновь начало бурно возрождаться с 2013-го года. В рамках правительственной программы по развитию легкой промышленности и уменьшению безработицы среди женщин в Нагорном Карабахе возрождена традиция ковроткачества. Созданы ковроткацкий цех на месте уцелевшего в годы карабахской войны здании первого этажа бывшего “Каршелкомбината” в Степанакерте, ковроткацкий цех в городе Шуши, в селе Чартар Мартунинского района, в райцентре Бердзор Кашатахского района, в Гадруте.

Директором производства «Карабах карпет» в Степанакерте является Севак Хачатурян. Начальник производственного цеха Асмик Мхитарян рассказала: “Со дня восстановления завода меня пригласили из Армении на три месяца как специалиста, но полюбив Карабах я осталась здесь надолго. Сегодня в производстве ковроткачества работают более 120 ковроделов, из них только в Степанакерте 60 работниц. У нас есть восемь опытных специалистов, еще со времен союза, которые всего за месяц обучают молодых работниц ковроделию. Наша компания производит армянские, в частности типично карабахские ковры, а также специальные ковры в традициях разных культур.”

Одним из важных характерных черт карабахских ковров является то, что они отображают божественные и природные явления, передают христианскую тематику и мифологию.

Особый интерес представляют цветущие кресты. Карабахские кресты «цветут», в отличие от аскетических крестов других конфессий.

Отличительные армянские символы имеют форму букв «S» и «E». Они появляются как раз во времена гонений в качестве замены используемых в апотропических целях крестов: «S» в качестве начальной буквы армянского слова «Господь», «E» в качестве первой буквы имени «Иисус».

Так называемые «драконьи» ковры содержат «S»-формы. Это самая известная группа ковров с ромбовидными крестами.

Асмик Мхитарян рассказала: “Нитки, которыми работают наши женщины, сплетены ручным способом из чистой овечьей шерсти, окрашены по старинной ереванской технологии. Сырье для производства ковров заготавливается только в Нагорном Карабахе, шерсть поставляют сельские жители. Краски получают с помощью натуральных красителей, сырьем для которых служат различные цветы, гранатовые корки, шелуха белой шелковицы… Натуральные красители способствуют тому, что ковры не теряют яркость своих цветов многие столетия.”

При производстве “Карабах карпет” существует красильный цех, где нити красят, моют, сушат…

Глядя на ткачих: веселых и задумчивых, молодых и постарше; разговаривая с ними, замечаешь, что для них искусство ковроделия не просто работа, а любимая работа. Женщины рассказали, что ковры они плетут вручную, по эскизу художника-дизайнера. На вертикальной основе из хлопковых нитей собирают в горизонтальный ряд двойным армянским узлом узор, затем выбивают их уплотнителем… Работу ковра 120 на 180 см заканчивают приблизительно за месяц-полтора. Чем плотнее ковер, тем дороже его стоимость.

“Спрос на карабахские ковры очень велик. Фабрикой принимаются и индивидуальные заказы. На двух станках плетется большой ковер для новой столичной церкви — Кафедрального храма Святой Богородицы. Готовая продукция компании экспортируется в США, ближнее зарубежье, продается туристам в Степанакерте и Ереване, существует онлайн-продажа”,— отметила начальник производства.