Важен результат

Надежда Якушева 2
             Ура! У нас каникулы, наконец-то, дождались! Повезло тем, у кого есть близкие родственники: они приезжают с документами и забирают детей под расписку, что полностью несут ответственность за их жизнь и здоровье. А остальные, кого не взяли на лето, слоняются вокруг детдома. Воспитанников стараются занять разными делами и мероприятиями, которые надоели им за учебный год. Хочется просто отдохнуть. Все с нетерпением ждут разрешения санэпидемстанции для поездки на дачу. Там тайга, речка, приключения и развлечения.
           Все приготовили необходимое, аккуратно сложили вещи, обувь в рюкзаки или сумки. Едем на полтора месяца, погода может быть непредсказуемая. Среди тайги иногда бывает сыро и прохладно, всё-таки Сибирь-матушка.  Автобус подошёл, заскочили быстренько, чтоб занять места. На лицах радость, предвкушение чуда.
           Проехали два городка, село, дорога свернула вправо и вот горы, на которых дети краской крупными буквами оставили автографы. А под горой заросли клубники, иван-чая. душистой мяты. Разноцветье, разнотравье. Выходим из автобуса: воздух – не надышишься, пронизан благоуханием цветов и хвои. Хочется упасть и покататься, как собачка, по траве. Только здесь такой необыкновенный, чудодейственный аромат! Со всех сторон горы, поросшие лесом. Слева тропинки, которые ведут к таёжной речке Ур.
             – Воспитатели распределяют детей по комнатам: мальчики, мальчики, девочки, девочки. Не успели обустроиться – обед, сразу после обеда линейка, которую проводит Наталья Ивановна. Она – строгий воспитатель и здесь – за старшую. Сейчас начнётся ознакомление с режимом в лагере и прочими премудростями. Ой, скорее бы потеплело, да клещи разбежались. А то не выйдешь за территорию – мысленно рассуждала воспитанница Оксана.
             – Первым делом я хочу поговорить с вами о технике безопасности в условиях проживания на территории лагеря отдыха. Как видите, со всех сторон тайга. Скажите, какие опасности подстерегают людей в тайге? Какие животные здесь водятся? Почему нельзя выходить за территорию? Легко ли заблудиться в тайге? – задаёт вопросы Наталья Ивановна.
             – Мы вразнобой отвечаем, потому что каждое лето правила одинаковы. Кто ни разу не ездил, не знает, пусть для них и говорят, – ворчит Оксана.
             – И Наталья Ивановна, как всегда, пугает нас:
             – В тайге есть волки, лисы, медведи и рыси. Рысь карабкается на дерево и с дерева выслеживает человека, потом сверху прыгает на него и загрызает. А недавно ночью из тайги к воротам приходил медведь, постоял и ушёл, наверное, сытый был. Сторож рассказывал. На горах и под горой водятся змеи, мелкие гадючки, если укусят, можно умереть. Человеку опасно и страшно в тайге, потому что там нет дорог, куда бы ни пошёл – кругом деревья, очень трудно ориентироваться. Вы согласны со мной? Все согласно кивают головами, потом расписываются в тетради за инструктаж и первый раз идут на сончас.
              А Наталья Ивановна с двумя молодыми воспитательницами тихонько посмеиваются в своей комнате и рассуждают, какую бы историю придумать, чтобы уберечь детей от глупых, необдуманных поступков. Девочки не сбегут за территорию, а вот мальчишки... Да ещё таких оторв в этот раз отправили: не дай Бог, кто-нибудь закурит, а кругом сосновый бор. Страшно! Завтра нужно объяснить, что, если кто-то бросит окурок, мы можем задохнуться или сгореть заживо. Это завтра, а сегодня нужно попросить физрука из другого лагеря об одной услуге.
              День заезда очень тяжёлый, пока девочки навели уют в спальнях, и вечер наступил. В тайге из-за гор и сосен темнеет раньше. Воспитатели распределились по спальням, перед сном рассказывая интересные истории. Наступила тишина, и корпус окутала дремота. Вдруг откуда-то из-за речки раздался заунывный, леденящий душу, вой. Жуткие звуки были почти непрерывны. Воспитатели в разных комнатах шёпотом успокаивали детей:
             – Это волки, которые водятся в тайге, за пределами территории. Пока не было шума, они расплодились в большом количестве. На территорию не заходят, потому что здесь много людей, и территория ограждена. Сторож нас охраняет всю ночь. Животные боятся шума. И мы всегда рядом с вами.
             Легенды у всех совпали, потому что взрослые ездили несколько лет одним коллективом. Было отработано до мелочей. Так, пользуясь не педагогическими методами, приходилось удерживать мальчишек на территории. На следующий день физрук из другого лагеря пришёл с дружеским визитом, похохотали вместе: «Я так в роль вошёл, что даже самому понравилось, пока выл, волосы дыбом встали!»
             А территория казалась огромной, огороженной деревянным забором. Мальчишки сразу занялись исследованием: кто-то обнаружил клубнику, кто-то малину у забора и началось: кузнечики, бабочки, стрекозы, маленькие изумрудные ящерки, шныряющие в траве. Один мальчишка за столовой хотел поймать ящерку: в траве увидел шевеление. Набросился руками и обомлел: это была змейка-гадючка, чуть за хвост не поймал. После этого перестал охотиться на ящерок. Наталья Ивановна строго запретила, сказав, что все насекомые и пресмыкающиеся хотят жить. Но мальчишкам нужно было познавать мир, и они украдкой прятали под кроватями и в тумбочках то, что выдавало их с головой: оно трещало, щёлкало, шуршало. Приходилось после обнаружения выпускать насекомых на волю.
              Однажды утром из-под крыльца выползла маленькая змейка, и Димка каким-то образом поймал её. Димка – старший по возрасту, проблем с ним не было. Хозяйственный мальчишка, всё умел делать: и табуретку сколотить, и шкаф собрать. Старшие мальчики в детском доме были помощниками. Дима и на даче организовывал уборку территории: собирали в стог скошенную траву. Вот в этот момент он и поймал мелкую гадючку. Змейка жила у него в бутылке с травой, знали об этом только мальчишки. Что он хотел с ней сделать, непонятно. Это как выпустить джина. И он решил выпустить, или схватить за голову. Змея резким броском успела цапнуть его за руку. Был всеобщий переполох. Воспитательница Татьяна – бегом к медику, срочно на детдомовской «Волге» в больницу. Рука вздувалась на глазах. Димка побледнел, но не плакал, растерянными серыми глазами смотрел на укушенную, вздувшуюся подушкой, кисть. Несколько дней мальчишка пролежал в больнице, змей ловить перестал. Так и приходит опыт через полученные уроки. Дети не верят, пока не проверят.
             Почернело небо, тучи стали давить на тайгу, загрохотал гром. Все разбежались по своим комнатам и улеглись в постели. Чтобы детям не было страшно, воспитатели поочерёдно заходили во все спальни, стараясь закрывать плотно двери. Кто знает, вдруг шаровая молния залетит, видеть-не-видели, но читали и слышали про неё. Наступила тишина, все заснули. Вдруг среди ночи из комнаты раздался душераздирающий вопль. Подскочили, перепуганные забежали, включили свет. Кричал Антон, оказывается, когда он спал, на него уселась летучая мышь. Конечно, заорёшь благим матом! Мышь выгнали. Потом мальчишки украдкой ловили их. Мышей там было неисчислимо, они жили в крыше старой баньки, каким-то образом прицеплялись и спали вниз головой. Мальчишки видели их в первый раз в жизни, разглядывали это чудо и умилялись. Наталья Ивановна не могла взять в руки даже ящерку, маленькое тельце которой извивалось и вызывало в ней содрогание и страх, а про мышей и говорить нечего. Летучая мышь пробуждала в ней неприятие и омерзение. Почему-то ей казалось, что эти летучие пришельцы из другого мира. Наталья никому не говорила, что она боялась этих жутких существ.
              Мальчишек невозможно было остановить: они продолжали ловить насекомых, но почему-то больше любили ящерок и летучих мышей. Воспитатели взывали их к жалости, говоря, что ящерки из-за них теряют хвосты, что им очень тяжело жить бесхвостым, а у мышек нарушается режим сна, и они помирают. После этого мышей ловить перестали, сжалились. Доходило до смешного: воспитатели просили послушать тишину, а сами насторожённо ждали, не зашуршит ли кто-нибудь в тумбочке или под кроватью.
              Купание в речке было праздником, хотя вода была холодная. Речка узкая, таёжная, но глубокая, плохо прогревалась. Утром и вечером в неё смотрелись мощные, величественные сосны, только в самый пик дня солнце отражалось в зеленоватых водах. Наконец-то, медики разрешили купание. Ура! Время распределялось чётко, чтобы все насладились прохладной, бодрящей водичкой. А воспитатели в сончас поочерёдно уходили за территорию на старую мельницу. От самой мельницы осталась воспоминанием стена из какого-то серого камня. Чуть ниже были водные перекаты. Сразу от берега можно было ногой нащупать углубление, природную ванну, лечь и упереться ногами. Вот это был гидромассаж: вода била по спине, не ощущалось холода, зато потом наступала бодрость и улучшалось настроение.
              Невозможно было избежать нечастых побегов детей на речку, за ягодкой, поэтому Наталья частенько делала дневные поверки: «Так, детки-конфетки, чья комната прибежит на веранду самыми первыми, тот получит приз!» На призы в столовой давали сладости. Так можно было обнаружить потеряшек, сбежавших на речку. Воспитатели – следом, а мальчишки прятались по кустам, приходили притихшие и говорили: «Вы что? Мы никуда не уходили, вы мимо прошли, нас не увидели!»
               Наталья Ивановна изредка выходила в сончас за территорию, собирала лекарственные травы. Она любила изучать разные маршруты. Как-то вышла поблизости, потихоньку поднялась в гору. А там, ближе к солнцу, меньше трав, спустилась с вершины. Почему-то оказалась в совершенно незнакомом месте. Растерялась, огляделась и обнаружила узенькую-узенькую тропинку. А время поджимало, скоро закончится сончас. С передышками бежала по этой тропке, которая плутала среди тайги и вдруг увидела нависшую глыбу, а под ней маленький родничок. Попила водички и поняла, что место знает и следует правильным путём. Когда Наталья прибежала, раздался звук пионерского горна.
               А мальчишки тут как тут: «Ага, Наталья Ивановна, сами так по тайге бегаете и не боитесь, а нам нельзя?!» После полдника поставила Наталья их на веранде и рассказала, как заблудилась. Мальчишки поняли, что основание горы может быть много километров, а вершина – десяток метров. И, как всегда, рассказала им страшную историю, что в тайге она услышала звук пил, там работала целая бригада. Очень сильно перепугалась, потому что по телевизору много раз показывали, как людей забирают в рабство и годами их никто не может найти. Мир непредсказуем и не нужно рисковать своей жизнью. Потом они поиграли в игру «Последствия»: «Что могло произойти, если бы...» И они проиграли некоторые проблемные ситуации. Потом мальчишки засмеялись и сказали, что Наталья Ивановна в рабыни уже не годится по возрасту, но каждый человек должен беречь себя сам. Вспомнили про опасности в тайге, про гадюк и клещей энцефалитных и решили, что на этой огромной территории хватит места и для игр, и для развлечений. Сейчас начнётся дискотека и нужно к ней готовиться.
             И воспитатели тоже пошли в свою комнату наряжаться, тихонько посмеиваясь: какими только методами они не пользовались для того, чтобы сохранить жизни и здоровье детей: и педагогическими, и не педагогическими, но ведь «Главное – результат!»