Звуки на службе у человека. Ч. 1

Гладнева Ольга Антоновна
    Из серии авторских статей : "Занимательная грамматика"
____________________________________________________________


                Интересная и полезная информация для широкого круга читателей

                Сайты: "стихи.ру", "проза.ру" и другие ресурсы Интернета


                Главы из ранних публикаций

                Часть 1.

              Что было прежде речи ,и как начиналось мышление человека??


    Речь человека формировалась постепенно, эволюционироваясь вместе с ним, ПОД ВЛИЯНИЕМ УСЛОВИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ЕГО БЫТА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, разумеется, и не в отрыве от условий и обстоятельств  всеобщей жизни на планете Земля в те далёкие времена.
    Накладывали свой отпечаток в разные века и эпохи на развитие, обогащение словаря, совершенствование речи и способы общения  людей между собой, и отношение их к Природе.
      Наблюдения в сегодняшнюю пору за развитием ребёнка (дитя человеческого) не только с момента его рождения, но и в период нахождения в чреве матери, а так же за детенышами животных, которые всегда с нами рядом (собак, кошек, коров, свиней, коней и т. д., даже – птицы) показывают, что первичными органами реагирования их в утробном периоде преимущественно являются органы осязания и обоняния и, как бы пассивно – формирующиеся системы слуха и зрения, которые сразу же после появления дитя на свет из лоно матери приобретут преимущество, а в последствии займут лидирующую роль.
       И что поразительно - удивительно - это то, что  уже с самого момента своего зачатия, когда  все системы находятся тоже в зачатии, организм способен не только реагировать на осязаемое и обоняемое, но и фиксировать своё состояние, соответствующее моменту, типа – повышение или понижение необходимого температурного режима (холод, жара) или появление в пище матери чрезмерной кислоты, горечи и, тем более – алкоголя или никотина.
 На клеточном уровне организм по- своему среагирует и на нехватку каких-то "элемнтов" из таблицы Менделеева, типа - кальция, фосфора или железа и т.п.
 
       Фиксировать, т.е. – где-то (где и как - об этом другой разговор, в другой статье и - подробнее)«записывать», откладывать информацию состояния организма и его реакцию на раздражитель. На короткий срок, если состояние было единичным. Или - на длительный, если какое-то состояние – приятное ли, вредное ли, противное здоровому организму, периодически повторяется, а значит и – закрепляется.
     Так формируется память.
     Память сохраняет этот, скажем так – образ состояния организма, соответствующий осязаемому или обоняемому факту. И реакцию на него.
  И стоит только организму почувствовать холод или алкоголь или другой противоестественный здоровому организму раздражитель, как память тут же «выдаст на гора» этот образ состояния, и организм «войдя»  в соответствующее состояние –  соответственно и среагирует.
 Аналогичная реакция на аналогичный раздражитель – это уже рефлекс, выработанный под влиянием повторяющихся условий. Конечно, в утробный период в прямой зависимости от материнского организма, в чреве которого он находится.
    При помощи реакции на Образы состояния идёт «общение» организма ребёнка с организмом матери. Реакция ребёнка – сигнал к размышлению матери – есть острое ежедневно и до сколько хочу, или – воздержаться, ради покоя ребёнка? Пить спиртное, курить, или воздержаться, ради покоя ребёнка?
    Именно, в зависимости и под влиянием состояния материнского организма к
девяти месяцам развития у малыша в памяти  сформируются, накопятся, не
только ОБРАЗЫ состояния его организма от осязания и обоняния, но и образы радости, тревоги и других чувств, т.е. – эмоциональные ОБРАЗЫ.

  Конечно, к девятимесячному периоду у младенца уже сформируются и простейшие образы звуков, и зафиксируются в определённых отделах мозга, т.е. отложатся в памяти. Особенно - сильных, от которых он не раз вздрогнет в утробе матери,"дёрнется","содрогнётся", "испугавшись" или наоборот - "замрёт" от неожиданности.

   Не будет в его памяти только Образов предметов, порой – целых картин, которые формируются под влиянием зрения, процесс которых начнётся сразу с момента выхода малыша из материнского лона.

   Первый открытый взор увидит впервые Свет, который покажется организму ребёнка после материнского чрева - бесподобным, очаровательным светом, где нет никаких теней! Просто – свет! И память тут же зафиксирует этот Образ чудесного сияния и сохранит в глубинах до самого последнего часа.

    Даже колебание воздуха, первые звуки человеческой речи принимавших роды, может, где-то звучащее пение птички или цикады – все звуки, непонятные, впервые коснувшиеся слуха младенца, сольются воедино и воспримутся им тоже, как сказочная мелодия!

    Теперь с каждым днём ребёнок с удивлением будет смотреть на мать, отца, игрушки, вещи, картины природы и – запоминать, фиксировать их Образы. Так начнётся процесс накопления и хранения в памяти зрительных Образов.

    Одновременно и Образов различных звуков, начиная со своего «буль-буль; а-а-а, ы-ы-ы, кхе - кхе», с ласкового голоса мамы  и – до бесконечности!
     В результате накопления этих различных Образов звуков, Образов созерцания картин, предметов, а также и состояний, чувств в памяти человека ли, животного ли,  начинается сложный  процесс работы мозга – мышление. Образное.

      В те далёкие – далёкие времена, когда человек не особо-то выделялся из мира животных и не сформировал ещё для общения речь, процесс мышления у него, как и поныне у животных, происходил за счёт мыслительных Образов*.
Человек мыслил Образами представления. Что ныне относят к первой сигнальной системе. И что не утрачено им и до сего дня.


Продолжение следует.

___________________________________________________
* - слова "Образы" и некоторые другие в тексте пишутся с прописной,чтоб обратить особое на них внимание, т.к. здесь нельзя их выделить ни "жирно", ни курсивом - никак.