Наше время - при всём его многообразии и необычайно плодовитое на новые технологии, средства коммуникации и пр.- какое-то бескрылое... И часто не потому, что крыльев нет, но не летается что-то... "Слетать" а магазин, загрузиться питьём и провиантом, гульнуть, прихвастнуть, селфи поснимать:"Фигаро здесь, Фигаро там"!
Цели стали частные, не всеобщего счастливого благоденствия в широком , конечно , смысле. Себя-то мы не урезаем для всеобщего счастья , да и всеобщее - это не наша забота. Пройдём мимо, переступим через лежащего, отвернёмся от нищего, словно его и нет. Внутри сидит оправдывающее нас : и не нищий он вовсе, а мошенник. Мне самой приходили такие мысли (приходят), особенно, на фоне моего знания, что некоторые из учеников-старшеклассников подрабатывают, стоя на улице с табличками о помощи якобы больному ребёнку. Если же бомж какой в транспорт влез или мимо идёт, а тем паче лежит - отворачиваемся с брезгливостью и думаем, успокаивая себя, что тот сам виноват, раз дошёл до такой жизни. Разве не так?
Избранниками судьбы становятся акулы шоу-бизнеса, пера и пр.
Но если тебе дана СОВЕСТЬ, ты не украдёшь, не возьмёшь чужого, будешь жить скромно, по средствам ( но спокойно спать и пр.). Ежели нет совести, то в эпоху перемен со своими подельниками заграбастуешь народное достояние - "фабрики, заводы, дворцы, пароходы"- и будешь жить на широкую ногу олигархом каким-нибудь, презирая тех, кто НЕ СМОГ. Ибо "если ты такой умный, почему ты такой бедный"?
Это позиция бездарности. Или человека без совести, который для достижения своих целей пойдёт даже по трупам.
И бывает, что бездарность убивает гения, чтобы не вносил в мир с бескрылыми желаниями разлад. Как в случае с Моцартом.
Начало пьесы- комната и монолог Сальери. Предположительно за окном уличный скрипач, дурно играющий что-то из Моцарта... Собирая милостыню. Сальери здесь, должно быть, закрывает окно или уши:
САЛЬЕРИ.
...Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает мадонну Рафаэля,
Мне не смешно , когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери...
Через некоторое время Моцарт притащил с собой этого уличного скрипача. Разве это не смешно так играть Моцарта? Разве это не настоящая слава - твою музыку играют не только в концертных залах, но и в подворотнях? (А через несколько веков забьют его мелодии в смартфоны, по замыслу постановщика заставив в финале их прозвучать в зрительном зале , если зрители одновременно включат "Маленькую ночную серенаду" Моцарта... Почему бы вместо билета не предъявлять эту мелодию на входе?)
Продолжение: http://stihi.ru/2018/08/09/8877