Фронтовые реликвии...

Нина Боженина
22.07.2018 г. инициативная группа общественного движения " Голодовские дети",
в лице уроженцев села Лесное ( Голодовка), передала сельские реликвии в виде фронтовых фотографий и открыток. На фото изображены Герой Советского Союза А.И. Рензяев в разные годы. На одном фото он - молодой курсант летного училища с другом, Коноваловым. Имени Коновалова я, к сожалению, не знаю, знаю только, что брат его, Федор Яковлевич Коновалов с супругой Верой Семеновной Коноваловой, старейшей учительницей Земетчино, проживали долгие годы в райцентре, на улице им. Ленина. Дети Коноваловых и по сей день проживают в райцентре Земетчино. На втором фото - А.И. Рензяев в военной форме у своего самолета.
Еще - портретное фото с боевыми орденами на груди.
История этих фотографий не проста. Видимо, изначально, они были подарены самим Героем своим родным, которые после передали их в школьный краеведческий музей 8летней школы села Лесное. Наша школа с гордостью носила имя Героя. Никогда, никому не пришло бы в голову опорочить имя, все старались быть достойными и похожими на Героя. Фото хранились в школьном музее до 1973года. В том году наш класс выпускался из школы. Классный руководитель, Анна Александровна Овсянникова и другие учителя понимали, что село измельчало и школе грозит скорое исчезновение.
Она пригласила меня и еще других девочек в учительскую и раздала фото из альбома с наказом беречь их, как зеницу ока. Я мало что поняла, но фото принесла домой и отдала маме. Мама с уважением пересмотрела фотографии и убрала их в семейный, бархатный, красный альбом. Положила к другим военным фото. Там были еще два экземпляра,( фото и открытка) которые, придя с фронта и из госпиталя, видно, не нашли адресата.
Эти открытки мама, Лобачева Любовь Павловна, работая на почте в с. Раево, при переводе заведующей отделением связи в село Лесное( Голодовка) забрала с собой, видимо надеясь, что передаст их когда-нибудь родным.
Открытки с подлинным, фронтовым текстом, написанные карандашом и чернильной ручкой, с текстом прощания с родными и сообщением о ранении, сильном желании встречи с родными. Читая эти тексты, потертые, местами полностью исчезнувшие, чувствовала боль, страх за тех людей, которые шли дорогами Войны...
Я спросила у мамы, зачем нам чужие фотографии. Мама строго ответила:
- Пусть лежат!
Вот и лежали все эти фото 45 лет. Вначале их хранила мама, после ее смерти я забрала фото и хранила их уже сама.
Периодически я брала фотографии в руки, читала текст и пыталась понять чувства людей, написавших их. Мы смотрели их с сестрами, гадали - кто там изображен и снова укладывали в альбом. Чужие люди на фото стали мне родными за эти годы.
Я сопереживала им, жалела их, мне хотелось с ними говорить.
Год назад неожиданно пришло понимание того, что такие реликвии не должны лежать в семейном альбоме, а должны храниться в музее, чтобы люди могли увидеть их, вспомнить о войне, о героях, отдавших свою жизнь за наше светлое будущее. Поговорила об этом с односельчанами и организаторами общественного движения.
Решили передавать фотографии в краеведческий музей, созданный уважаемым человеком,
МАЙОРОВЫМ Владимиром Михайловичем в родном Земетчино.
Собрались в июле 2018 года. Погода мешала поездке. Ехать пришлось из Тамбовской области в Пензенскую по бездорожью, через родное село. На погосте поклонились героям, А.И. Рензяеву, своим дедам, не вернувшимся с фронта, исчезнувшим в горниле войны. Помолились в часовне за их покой. Навестили могилы близких и родных, поклонились своим учителям и А.А. Овсянниковой тоже. Около пруда встретились со своими односельчанами и одноклассниками, приехавшими на отдых и разбившими там стоянку. Чувства перехлестывали через край, ведь столько лет прошло. Мы заново знакомились, узнавали друг друга, многие были с супругами и детьми. Как сказал позднее наш односельчанин Петр Корецкий верные слова: " Села нет, а жители -есть!" В этих словах уместилось все то тепло, что передавалось в тот день друг от друга.
Не обошлось и без курьеза: прошли сильные дожди и дороги оказались размыты. Забрала нас "малая Родина" в плен, завязли мы в родном чернозёме. Но тоже пришли на помощь односельчане и общими усилиями одолели и эту проблему.
За окнами машины мелькали незабываемые пейзажи, а мне казалось, что там стоят дома и я видела их воочию, людей возле домов. Вот Мыскин гонит нас от плотины, чтобы мы не утонули в вязкой речке, вот т. Наташа хромая шьет свои нескончаемые платья и фартуки для женщин села, вот магазин с любимыми ирисками, клуб, школа, почта, медпункт, интернат. И люди - полное село, веселое, живое...
В Земетчино нас ждали. Хранитель музея, Вера Михайловна Майорова, пришла в свой выходной и открыла для нас двери. Прибежала редактор газеты Ребнева Светлана.
В открытые двери музея стал заходить народ. В.М. провела экскурсию для нашей группы, рассказав и показав бесценные экспонаты, собранные на территории района и области. Мебель Нарышкиных и Дашковых, предметы быта Салтыковых, даже ткацкий стан из села Голодовка занимает там центральное место.
Годы гражданской войны, Великой Отечественной, Афган - представлены на музейных стендах, сотни фото разместились там.
И мы вручили свои фото хранительнице музея с просьбой найти им достойное место в экспозициях.
Передав фотографии в музей на изучение и хранение их, я почувствовала огромное облегчение, мощнейшую энергетику. Мне было хорошо оттого, что я выполнила просьбу моей учительницы, выполнила свой гражданский долг, сохранила и вернула в музей подлинные, бесценные фронтовые реликвии.
Ведь на исторической, гражданской и религиозной памяти, вере держится страна, наша Россия. Не будет памяти - не станет России.