Падший и покаянный. Юношеское

Геннадий Батаров 2
(Поэма о вечной борьбе Добра со Злом)


                ПРЕЕМСТВО

                (Вместо пролога)
               


                "В нем чувство вдруг  заговорило    
                Родным когда-то языком».
                М.Ю.Лермонтов. «Демон»



 Демон. Его образ отражён в древних мифологиях, в народных сказках, в Библии, в творчестве многих прозаиков и поэтов прошлых веков и современности. И он неоднозначен. Образ этот, прежде всего, есть космическая сила, бунтовщическая и стремящаяся к свободе своих устремлений, несущая в себе огромную энергию, а поэтому и гордыню, величие непокоренного духа непредсказуемой судьбы, жаждущая всё знать об окружающем мире даже вопреки тем небесным силам, которые оберегают планету от самоуничтожения.  Демон испокон веку был до конца XIX века посредником между богами и людьми, которые сами его приравняли к дьяволу ввиду собственного невежества на почве атеизма.К образу Демона обращались в своё время Сократ, Сведенборг, Джон Мильтон, Дж.Байрон, Т.Мур, И.В.Гёте, А. де Винья, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов и многие другие. Все они интерпретировали библейскую историю и по-своему предлагали понимать образ их Гения.
 Но до Лермонтова (XVII-XVIIIвв.) он в большей мере враждебен небесам и самому Богу, есть носитель зла, как образ непринятия существующего мира, его порядков, жизненных устоев. Он везде бунтует, оставаясь в гордом одиночестве, гонимый небесными силами в иные миры, где мог бы уединиться и перевести свой непокорный дух в преддверии своих новых деяний. Некоторые философы, а вслед за ними и писатели находили его черты характера в окружающей их среде, называя это существо «своим».
 Демон Лермонтова, обладая всеми теми же качествами бунтаря, вдруг предстал перед нами очарованный красотой юной грузинки - земной девы. Доселе ни перед кем не преклонявшийся, он влюбляется в неё, и всей своей необузданной страстью, на какую только способен, добивается взаимности. Нет такого любовника в поднебесном мире, который бы смог сказать о своей любви к земной женщине так сильно, динамично, широко, красноречиво и драматично-правдоподобно, как это сделал М.Ю.Лермонтов устами своего Демона.
 Отверженный любимой женщиной, автор поэмы «Демон» в его образе высветил всю свою высокую, но неразделенную любовь, перед которой меркнут все земные копии и тени, когда-либо витавшие на земле любви. Женщина, которая предпочла земные блага высокой любви поэта, должна была бы умереть от раскаяния за содеянное над любовью, если бы она смогла понять и оценить глубину его чувств, хотя бы на йоту. Осенённый любовью Демон меняет даже свои взгляды на жизнь, и на окружающий его мир, ибо любовь - венец всему разумному и возвышенному. Эта истина не противоречит ни библейским заповедям, ни вершинам творения земных гениев - силе любви и ее необходимости для облагораживания чувств и возвышения над мирскими проблемами.
 В отчаянии и в страсти новых, доселе неведомых чувств, Демон провозглашает: «Хочу я с небом примириться,// Хочу любить, хочу молиться,// Хочу я веровать добру.» Падший ангел вновь обрел благостность, отказался от недобрых дел под влиянием всепобеждающей силы любви.Он предложил своей возлюбленной, при её согласии быть с ним, «пучину гордого познанья». Но смертельный яд его лобзания умертвил красавицу. В ужасном крике, в котором и любовь, и страданья, и упреки, и мольбы, и угрозы, ушла от него великая и непостижимая любовь, принадлежавшая ему лишь на мгновенье. И вновь он в отчаянии, озлоблен и враждебен как и одинок...
 Лермонтов, решив свои философско-этические задачи, отправил Злого Гения опять во Вселенную «без упованья и любви», тем самым предрёк цивилизации новые и новые катаклизмы - войны, революции, стихийные бедствия, болезни, нищету, падения человеческого достоинства, унижение женщин как хранителей и носителей истоков любви. Другая сторона его проклятия - усиление агрессивности мужской половины социума, роста в его среде носителей бытового зла.Наряду с примерами самоотверженности, среди молодёжи росла и множилась прослойка стяжателей, хапуг, пьяниц, наркоманов, как и карьеристов, лизоблюдов, шаркунов, а шарлатанов от науки не убывало. Росла и преступность, которую всячески нивелировали и скрывали. Их доминанты определялись дробью: зло - от падшего и добро - от ангела чистого, небесного.
 Но в предлагаемой поэме идёт развитие лермонтовской темы покарания всего злого, что не позволяет высшей цивилизации давать нам новые знания, осваивать фантастические технологии, ибо агрессивное общество в борьбе за прибыль и интересы меньшинства способно к самоуничтожению. Если что в сердцах сказал поэт, настоящий поэт, то всегда и сбывается, так тому и быть, ибо настоящий поэт всегда от Бога. А у Бога вначале было Слово...
 Главный герой, ранее потеряв, как и Демон Лермонтова, возлюбленную, более лоялен к Богу, уже не ищет новых любовных страстей: он верен памяти первой! Но под всевидящим оком Всевышнего он заточает себя в глубокое подземелье для переоценки  прожитого. Новое и ранее неведомое ему чувство любви осталось в его сердце навсегда. В заточении он раскаивается, отказывается принимать участие в неправедных делах бывших своих легионеров. Они его окружают автарками, вурдалаками, вампирами в целях покарания. Выскользнув из подземелья, он кается за прошлые свои грехи. К нему возвращаются все ранее утраченные свойства и черты ангела небесного. Во сне он увидел знамение Посланника небес и услышал его решение о продлении жизни на земле в трудах во благо всем живущим. Он опосредствованно влияет на борьбу людей уже в новом качестве и идет в народ. Так ему велено Посланником: быть новым агнцем, чтобы вершить добро, дабы очиститься от скверны самому и завоевать доверие людей.
 Преисполненный любовью к земной женщине, он переносит это божественное чувство на всех людей доброй воли в их борьбе с теми, которые заражены злом. За несколько десятилетий он поднял с ранее закабалённым народом страну  из самой отсталой до передовой. Тем самым он искупил свои грехи во имя великой и светлой Любви. Однако тёмные силы в лице автарков, зараженные злодеяниями Мирового Дьявола, его тщеславием, гордыней, нетерпимостью к другим народам, в борьбе с Арго(так он назвал себя) и с его со товарищами принялись клеветать на него посредством сатанинских интриг, дабы очернить все его дела и поступки. Они устраняют Арго физически, не в силах убить духовно. Но воспротивившийся его дух ушёл во Вселенную, в войско Спасителя земной цивилизации. Автарки ликуют! Они разворовывали всё то, что создавалось трудом миллионов людей, растаскивают страну по частям, ставя каждого из их легиона то ли князьком, то ли калифом в угоду Мировому Дьяволу. И вновь люди в отчаянии, ибо поверили недочеловекам и потеряли всё, что имели вдосталь. Они в смятении и ждут Мессию.
 Налицо исторические параллели и новые тупики, ибо общественное сознание инерционно и колебания его доминанты истины зависят от тех сил, которые в вышеуказанной дроби определяющие.
 Данная поэма была задумана еще в 1966 году как ответ на происки деструктивных националистических сил, группировавшихся в то время в среде высшего руководства ряда республик Средней Азии, и в частности, в Киргизии, в 1956-1964 гг. По воле Хрущева Н.С. в это время идёт массовое сокращение Вооруженных Сил, милиции и других силовых органов. В армию призываются более сотни тысяч бывших «зеков», которые и занесли в армейские коллективы все «зэковские» традиции, в том числе и злопамятную «дедовщину». Сотни тысяч офицеров и сверхсрочнослужащих выдворяются на улицы без жилья и пособий. Обстановка в стране ухудшается. Одновременно «верхушка» ЦК КП Киргизии благоденствует. Дети партгосчиновников под различными предлогами самоустраняются от службы. Пьянство, наркомания, распутство, реанимированное байство на почве махрового национализма, бандитизм процветают в их среде. Наконец-то выводится из состава ЦК КПСС в 1964 году Хрущев Н.С., его место занимает Брежнев Л.И. Однако прежние традиции ещё дают о себе знать. Автор этих строк пишет небольшую поэму «Демон», чтобы в иносказательной форме донести до молодежи опасности, исходящие от разложившегося режима власти. Руководитель литературного объединения «Рубикон» аргументировано советует ради всех, и самого автора, не читать и никому не показывать поэму, ибо он же и будет подвержен остракизму и глумлению...
 Начало брежневского правления вселяло оптимизм, и поэма была спрятана в архиве автора. Но в конце 70-х и в начале 80-х годов ввиду старости и немощи Генсека вновь реанимировались кланы, мафиозные структуры, а с ними мздоимство, протекционизм, фаворитизм, родофильство, коррумпированность «верхов», их сращивание с преступным миром. И вновь поэма возвращается на круги своя, но в обновленном варианте и уже под новым названием - «Падший и покаянный».
 Таковы исторические пути и вехи творческого искания автора как и препоны того времени, через которые человеку без поддержки авторитетов «сверху» невозможно пройти, чтобы донести людям свои мысли о прожитом и пережитом.               
                ( 137)
               
                1992 г.

   *                *                *    
 
 Шли двое в сумерках. Вдруг энский
 Город полуразрушенный предстал...
 « Скажи-ка, дед, какие беды,
 Что Бог нам в бытность завещал,
 Переживаем мы с тобой?!» -
 Промолвил внук, как будто деды
 Всё знают, что творит Лихой
 Вверху и в бездне океана.
 И как его держать упрямо
 Здесь, на земле. Но вдруг октава
 Со скрипом прохрипела прямо
 Над ухом внука: «Вот смотри...
 Был Пушкин здесь - правдоискатель! -
 Поэт великий изнутри:
 И многому учил, и светел
 Его талант. Но на Руси
 Пророков нет! Найдутся люди
 Чтоб извратить их за гроши.
 Из зависти и мстят иуды!
 Убиты многие, как Пушкин...
 И Лермонтова рядом у горы,
 Пророка вещего убили... Иудин
 Синдром сидит ещё в крови!
 Поэтому и рушатся державы...
 Не впрок им гениев творенья.
 Так Лермонтов, предвидя зло, их нравы
 Эпохи прошлого судил. Отмщенье
 Ему за то творит мамона.
 И много лет - убийцам слава,
 Неслась хвалебная осанна.
 Поэтому, поверь, оправа
 Для линз не просто так нужна...
 Начну я с «Демона» сначала,   
 Ибо забыт уж дивный сказ:
 Не учат доброму  и  вас!» -
 И дед поведал внуку строки
 Далекой, прошлой старины.
 Собравшись отроки на круги,
 И слушали его, и  чтили.
 « Но есть не только ангел падший! -
 Вдруг произнес он в темноте. -
 Уж в наше время, покаянный,
 Пусть будет ближе вам и мне.
 И слышал я рассказ об этом
 В пятидесятых тех годах
 От пращуров своих с секретом
 По ходу мыслей: в орденах
 Тех лет и есть разгадка века.
 И этот город, что вдали
 Предстал в руинах, как вендетта
 За подвиг их: им мстят враги!»
 Костёр меж внуками пылает,
 И пращур медленно слагает
 Совсем нехитрые стихи.
 Вот лица отроков меняют
 Печаль на гнев. И вновь они
 С героем повести шагают
 По горным кручам, где поэт
 Провёл с героем много лет.
 Итак, пусть сказка эта
 Да станет памятью поэта.
 И мы за мыслью проследим,
 А пращура за слог простим..                (65/137)
                1966 г.,г.Фрунзе

                ОТРЫВКИ  ПОЭМЫ:

Отрывок № 1 "Раскаяния  Арго" - http://www.stihi.ru/2018/08/12/4487 

Отрывок № 2 "К людям"  -        http://www.stihi.ru/2018/08/14/8628

Отрывок № 3 "Сила духа"  -      http://www.stihi.ru/2018/08/20/1934

Итого: "Преемство" -65/137; "Раскаяния Арго" - 130/04; "К людям" - 108/04; "Сила духа" - 184/54. Всего строк поэтических/прозы - 487/189, т.е. 14/6 страниц книги.