Незабытые тетради 2008 Поездка в Эйлат часть 1

Саша Юшина
               
Сегодня 4янв. 2008

  Мы с Наташей – в Эйлате. Вчера долго ехали, к вечеру  заселились. Комфортное место – «Астрал - Вилледж», такая одноэтажная деревня из чистых, уютных домиков с кухнями и тишиной снаружи, ухоженными цветниками и почти деревенскими тропками, где людей совсем немного.
 Сезон – зимний! Но... в Эйлате! Где вообще – то в летние месяцы температура воздуха часто за  40 градусов, а народ это не смущает, летом здесь – курортный сезон на полную. Для нас же – самое то! жары и в Тель – Авиве хватает. 
 И  мы тихо блаженствуем. Вечером распаковались, поужинали,- еда отменная.  Сегодня вкусно позавтракали. Как всегда в израильских гостиницах приём – на высоте. Я сильно гриппую, горло, кашель, нос, но вот сейчас сижу на скамье, дожидаюсь сбора на утреннюю экскурсию.
   Перед глазами горы, как из папье – маше, слева проглядывает между корпусами ярко – синяя полоса Красного моря (а правда, почему такое название?). Солнце горячее,  ветер даже холодный, накинула капюшон, обмотала горло шарфом.
 
  Ну вот, все собрались, погрузились в подошедший  автобус и поехали смотреть достопримечательности Эйлата, оставляя город с морской линией по левой стороне. Экскурсовод Миша оказался классным, с юмором, что не мешало ему рассказывать захватывающие истории, которые редко где услышишь или прочтёшь, если только не специально задасться целью расширить свой кругозор. Нам всегда везло с экскурсоводами в Израиле. Это были умные, любящие свою работу ещё союзные «знатоки» своего дела.
   Миша, как потом он нам рассказал, раньше водил экскурсии в Ленинграде, в Александра - Невской Лавре, то есть, оказался наш земляк.

Историческая справка:

   АКАБА – самый южный город Иордании. Это основной порт страны и вторые по значению воздушные ворота Иордании.
   Большой флаг Акабы возведен на берегу Красного моря в 2004 году и сразу же стал одной из главных достопримечательностей города. Имея высоту 136 метров, полотнище 60*30метров,- флаг занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самый большой в мире. Благодаря своей феноменальной высоте, он виден сразу из 4 государств: Египет, Израиль, Иордания и Саудовская Аравия.
Установка этого флага в Акабе не случайна, но к Эйлату и к Израилю отношение имеет весьма опосредованное. Именно с захвата Акабы бедуинской армией 6 июля
1917 г. началось освобождение иорданских земель от войск Оттоманской империи.
Турция в первой мировой войне воевала на стороне Германии, а бедуины были за британцев.
Победа у Акабы в конечном итоге привела к созданию независимых арабских государств, в том числе Иорданского Хашимитского Королевства.

  Эйлатский залив, или Акаба,  имеет вытянутую форму: длина 175 км и ширина до 29 км и является частью разлома Великой рифтовой долины. Максимальная глубина Эйлатского залива — 1800 метров. Температура воды в заливе никогда не опускается ниже 22 градусов, поэтому здесь находятся морские курорты: Эйлат, Таба, Акаба.
               
                Википедия
   
  Поездка удалась! Обзор получился превосходный для того, чтобы окончательно проснуться, войти в колорит Эйлата, в котором  мы бывали и раньше, но каждый раз узнавая что - то новое.
Меня всегда радовало, что вот оно – море, почти как наше, Чёрное, глубокое и всегда прохладное с большими подводными валунами. Здесь же сразу прозрачная глубина, где снуют разноцветные невиданные ранее рыбки, шевелятся водоросли, и можно между ними поплавать, не удаляясь, практически, от берега. Один раз среди этого беззаботного веселья я наблюдала томно шевелящийся яркий аквамариновый пакет,- ещё подумалось о неряшливости туристов, что кидают в такие чистейшие! воды всякую дрянь! А когда я пыталась этот пакет подхватить рукой и отнести на берег, это оказалось что - то юркое и живое и спаслось от моего насилия быстрыми, плавными движениями, как у скАтов. До сих пор не знаю, что это было! Может, здесь обитали такие диковенные страшносиние скАты?!
  Но это было в прошлые наши приезды, где мы плескались у кораллового рифа.
Сейчас же погода была не пляжная, хотя на лежаках кое – кто нежился под солнышком; но я знала, что в Тель – Авиве всегда ждут мои любимые места береговых прелестей,  доступных  мне при малейшем желании.  Да ещё я была простужена. Вобщем, поблагодарив Мишу, мы пошли подкрепиться, а он пригласил желающих на прогулку в горы смотреть «закат», что могло быть очень своеобразно, так как закаты в Израиле мы наблюдали только за горизонт моря.
В три часа подъехал комфортный «рафик», в котором мы ехали из Тель – Авива (в большой автобус вся группа не поместилась, ехали в Эйлат двумя транспортами).  Миша был за рулём и, чуть обновив  в памяти утренний рассказ, совершенно заворажил нас открывающимися из окон панорамными видами Эйлатских гор, попутно рассказывая  удивительные истории.
  Мы ехали по довольно узкой, утрамбованной дороге с неуклонным градусом подъёма среди голых, вздыбленных разломов земной коры миллионы лет тому назад и затвердевших тогда же этих её судорожных всплесков в огненной агонии кипящего нутра нашей матушки – Земли.
Хотя, говорят, что мы все - космические пришельцы, и брошены сюда для какого – то гигантского опыта, но это – к слову. Человечество присвоило эту великолепную планету и занимается самоуничтожением  и истреблением всего, что совершенно ему не принадлежит, к этому выводу уже давно пришли все прогрессивные умы.
  Но Миша пока оптимистичен. Оказывается,  эти с виду безжизненные вздутия земной коры – обитаемы!  Не проверяла, записала за ним: – известно, говорил он,  что в Англии обитает 400 видов дикорастущего и дикоходящего, а в этих глухих, безлесых местах, но просторных  для работы солнца и ветров, проверено, обитает 600 (!) видов дикорастущего, дикоходящего (наверно, всё же дикоходящее преобладает! уж очень пустынные ландшафты простирались перед изумлённым взором обывателя, кем мы все по сути являлись). Скорей всего, он озвучил такие впечатляющие числа для всей территории Израиля. Растительность, подтвердил он  - вся в тайне, доступна только дотошным биологам, а вот волки, шакалы, кабаны, слоны (!) – да, так Миша и сказал – слоны, а потом добавил без расчёта на эффект:  ему – то это давно знакомо, - слоны – зайчики, такие слоноподобные с хоботками и маленькими ушками юркие животные, четвероногие, часто наблюдаемые в этих краях невооруженным взглядом. Зайчики! Но слоноподобные. 
   Дальше шла довольно оригинальная тирада: - Вот так мы все связаны в одной упряжке: у всех – глаза, уши, зубы, руки, ноги, лапки и... хоботки! И разница лишь в том, что они существуют сами по себе, - прыгают, скачут, едят, производят потомство, а мы, то есть люди, высшая особь, их классифицируем и пытаемся объяснить. 
  Миша ещё рассказывал много  интересного, но это запомнилось, так как раньше экскурсоводы обращали внимание, в основном, на горных мелких коз, конечно же, на верблюдов. Сама я как – то видела в районе Хамей – Гааш (известного минерального источника Гуш - Дана) большого дикообраза с раскрытыми воинственно большими иглами на спине (может, он припотел от жары? как и мы все тут раскрываем свои «колючки», когда что – то нас здесь  достаёт, а в Израиле есть от чего стать «дикообразом» – печально отмечаю сама при всей своей постоянной любви  к этой сегоднящей моей стране обитания).  Да, ещё видела голодного шакала, рыскающего совсем рядом с детской площадкой около песочных дюн, где делаю променажи на велосипеде. Сказала какому – то молодому «папочке», он не впечатлился, ответил: «лё нора», то есть, в переводе с иврита –  не страшно.  Довольно странная реакция, хотя  в их домах рядом с растущими ребятишками часто обитают бок о бок огромные псы.  Для меня это неприемлемо. Израильтяне беспечны, медицина здесь готова лечить от всего, и от паразитов в том числе. Но что можно на это сказать?

 справка:

   В Израиле обитает скалистый, или капский, даман (Procavia capensis), необычное, внешне напоминающее короткоухого кролика с характерным удлинённым носом, травоядное млекопитающее с копытообразными когтями на пальцах и присосками на подошвах; ближайшими родичами даманов из ныне живущих отрядов, вероятно, являются хоботные.               
                Википедия

   Да, я что – то отвлеклась. Сиюминутность забывается та же легко, как и протекает  ежедневно, поэтому я стараюсь записывать. Когда со временем перечитываю, удивляюсь, что всё это было со мной. Здесь такая динамичная, разная жизнь, по - другому нельзя.
  Пока продолжу. Это путешествие в Эйлатские горы было так потрясающе своей видимой безжизненностью гор, помноженной на миллионы лет существования в таком виде и на величественность спокойствия Природы, пролившейся на горы с уже огромными тенями от тугих облаков ещё на синем небе при всё более устрашающем, неуклонном подъёме по единственной  узкой извилистой дороге – всё вверх и вверх (как однажды в Крыму, в Ласпи, - было страшновато!).
Но Миша  - явно асс - и в вождении, и в своём деле. Наше внимание держал на верхней точке! Внимательно глядя на дорогу, он чисто с  мужским пониманием военных дел уже рассказывал историю о «чернильном флаге», историю, близкую нам по времени (не углубляясь в вековую историю праотцов) от начала создания еврейского Государства:  1947 – 1949гг. А это,- Война сразу же на следующий день подписания документов образования нового, враждебного всем арабам, Государства. Затем Шестидневная Война. Затем страшная Война Судного Дня...
  Всё - несколькими выверенными точными фразами, всё  - по ходу, но как!
 
  Да, Миша был мастер своего дела! Вот почему великую Голду Меир (я бы её назвала настоящей матерью еврейской страны, народа, которому она принадлежала всем сердцем и разумом) так редко по – хорошему вспоминают. Во всяком случае, в доступных мне источниках информации. В основном, слушаю русскоговорящее радио, да вот ещё сейчас добавился Интернет с его обширной образовательной сферой. О моём знакомстве с личностью Голды Меир напишу дальше, уж очень это - великая, любимая мной женщина, как и другие мои любимые женские образы, которые ношу в сердце и часто о них размышляю.
  Но сейчас мы всё ещё в пути, под потемневшим, угрюмым  пологом неба. Солнце очень медленно опустилось даже не в горизонт, а в длинные чёрные облака, падающие в пропасть, которую видно было с вершины горы, на которой  Миша, наконец, остановился.
  Было холодно, я осталась сидеть в машине, не хотелось фотографироваться на фоне колючей проволоки, чертополохом скрученной  в видимость примитивного забора, из которого торчали два стержня – один из старой части куска рельса от английского мандата, другой  - с ромбиком наверху от Государства Израиль. Вот так не ярко, без какой – либо помпы хотя бы для любопытствующих вездесущих туристов (не для зайчиков же!) была означена государственная граница между двух соседних государств, за определение которой так много человеческих жизней было положено в Войне Судного Дня! 
  Посидев немного в салоне «рафика», всё же  вышла осмотреться, прислушиваясь к Мишиному рассказу.  Внизу, далеко внизу! на территории Египта виден был какой – то маленький домик и несколько чёрных, подвижных точек. Снайперы! Вдруг вспомнился кадр из фильма «Вавилон». Я интуитивно отодвигалась от чужого государства по горе вглубь, вовнутрь  Государства Израиль, которому принадлежали и я, и Миша, и его душа. В беседе с нами она летела в те, восьмидесятые годы, к Войне Судного Дня. Тогда страна напряглась до предела, защищая себя каждым сердцем, каждым вздохом, тысячами отданных молодых жизней за наш мирный сегодняшний день. Мишина душа летела к каждому еврейскому мальчику, но потом возвращалась к нам (она даже тихо рыдала!). Фразы выходили отрывистые, облекались в факты, иногда он саркастически шутил, но всё было уместно. Ему нужно было сбить напряжение от услышанного и увиденного. 
  В полной тишине мы двинулись  назад. Страх за свою маленькую жизнь на этом крутом спуске уже не владел нами, вернее, мной; другие тоже были в подавленном настроении. Сцены сражений, лаконично описанных Мишей, стояли перед глазами. Миша вёл машину аккуратно, уверенно, никуда не торопясь.
  Вдруг он ошеломил всех новой фразой: - Можете ли вы представить, что по этой высокогорной дороге прошли миллионы ног? - Чьих, как вы думаете? -. 
Я сразу представила тысячи горных козочек, которые снуют туда – сюда, чтобы набрать эти самые миллионы. Обычно экскурсоводы обращают внимания на них, часто наблюдаемых на горных тропинках, когда туристы проезжают по комфортным дорогам. Но нет, это были не козочки.    
   - Паломники! - сказал Миша, - паломники на мусульманский Хадж  и на Святую Землю, пока эта территория не стала израильской... -               
               
Историческая справка:

  КРАСНОЕ МОРЕ — внутреннее море Индийского океана, расположенное между Аравийским полуостровом и Африкой в тектонической впадине. На севере море примыкает к Суэцкому перешейку, который разделяет два залива: Суэцкий и Акаба...
Одно из первых описаний Красного моря составил во II веке до н. э. греческий историк и географ Агатархид Книдский в своей работе - "О Красном море (Эритрейском).  В XVI веке допускалось название «Суэцкое».
               
  Красное море — самое солёное море из входящих в состав Мирового океана и единственный в мире водоём, в который не впадает ни одной реки, а реки обычно несут с собой ил и песок, существенно снижая прозрачность морской воды. Поэтому вода в Красном море кристально чиста.
  На севере моря располагаются два залива: Суэцкий и Акаба, который соединяется с Красным морем через пролив Эт - Тиран. По заливу Акаба проходит разлом, поэтому глубина этого залива достигает больших значений (до 1800 метров).
                Википедия
   
                ИСТОРИЯ ФЛАГА ИЗРАИЛЯ
 
                автор  Татьяна Аххо

  У каждого человека есть свой имидж, стиль общения, особенности, так сказать, “подачи себя”, которые во многих случаях являются отражением внутреннего мира, убеждений и целей человека - в общем, всего, что определяет его как личность.
   В этом смысле очень интересно провести параллель между человеком и страной, ведь любая новая культура и система традиций, с которой нам приходится сталкиваться, уникальна и многогранна. А флаг, герб и другие символы государства – это как имидж для конкретного человека: ничто не расскажет лучше и полнее об истории, культуре, духовности и ценностях государства, чем эти атрибуты. Каким же является стиль, “имидж” Израиля? Как появился и изменялся с течением времени его флаг?
           Все это нам сегодня и предстоит узнать.
 
  Долгое время у евреев не было собственного государства, и единого флага в древние времена и в эпоху Средневековья у евреев также не было. В древней литературе неоднократно упоминается слово «нес», по значению очень близкое современному «флаг» и обозначавшее сигнальный знак, который устанавливался на возвышении или укреплялся на судне. У каждого из двенадцати колен Израилевых был свой «нес». Под этими знаменами они выходили из Египта.

   В средние века христианские правители иногда даровали флаги целым общинам за заслуги перед короной. В частности, император Карл IV в 1354 году пожаловал евреям Праги право вывешивать красный флаг с изображением звезды Давида.
 
   В 1460 году был отмечен в истории и другой флаг – флаг евреев Буды, сегодня это часть города Будапешта. Это было также красное полотнище, на котором располагались четыре звезды, и из них две – Звезды Давида.

   Позднее, в 1648 году, евреям Праги за заслуги в обороне города был пожалован флаг красного цвета, но уже с одной Звездой Давида желтого цвета, в которую была вписана еще одна такая же звезда.

    Флаг Израиля в современном виде появился лишь в прошлом столетии, символизируя собой возрождение государственности. Сейчас флаг Государства Израиль – это белое прямоугольное полотнище с двумя горизонтальными синими полосами по краям и Звездой Давида синего цвета в центре.
      Белый цвет символизирует чистоту, а синие полосы – небо и море.

   Флаг Государства Израиль был утвержден Временным государственным советом 28 октября 1948 года, через 5 месяцев после провозглашения независимости страны. Однако, впервые он появился в похожем виде намного раньше.

    История флага Государства Израиль в его современном облике начинается в городе Ришон ле Цион в 1885 году. К празднику Ту - бе Ав   Фани Мэирович и Исраэль Белкинд изготавливают первую версию флага. На нем были по две горизонтальные полосы синего цвета сверху и снизу, а посередине размещался синий Маген Давид. При создании первого сионистского флага один из вариантов предусматривал размещение в центре не звезды, а льва – символа колена Иегуды и царя Давида.

   Гексаграмма, или щит Давида, вероятнее всего, берёт своё начало со времен Соломона. По предположениям некоторых историков, она могла быть принесена одной из соломоновых жён - язычниц.
 
   По другим источникам, звезда Давида происходит из Индии, но кто, когда и каким путем занес его в наши места – неизвестно. Самые ранние изображения Звезды Давида появляются в синагогах времен Второго Храма и позже, но тогда они используются чаще как орнамент или украшение, а главным символом еврейства была Менора (семисвечник).
 
   Однако, начиная с XVII века, Звезда Давида начинает использоваться как символ евреев и всего, что связано с еврейской культурой. В 1897 году она стала эмблемой сионистского движения, и в конце концов попала на флаг в 1948 - ом.
 Одним из первых, кто вернул синий и белый цвета на арену исторической реальности середины 19 века, был учитель, журналист, писатель, поэт и врач по образованию Людвиг Август фон Франкль.

    Предтечей современного флага стал вариант, предложенный Давидом Вольфсоном, который возглавлял Сионистскую организацию. В основе созданного им флага лежит идея талита – молитвенного покрывала белого цвета, со щитом Давида посередине. Именно эта версия флага в сентябре 1933 года была утверждена делегатами 18-го Сионистского конгресса.
   Она же по распоряжению Уинстона Черчилля была положена в основу официального знамени Еврейской бригады в годы Второй Мировой войны.

   К вопросу создания дизайна флага подошли со всей серьезностью. Было рассмотрено 170 проектов.  Далеко не все авторы склонялись к выбору бело - голубого сочетания цветов. Во многих проектах использовались оранжевый, желтый и даже пурпурный и алый – цвета королевской власти.
   От желтого цвета решили отказаться почти сразу, так как свежи еще были воспоминания о ЖЁЛТЫХ ЗВЁЗДАХ, которые евреи были вынуждены носить во времена Третьего Рейха.
   Даже бело - голубой флаг Израиля мог выглядеть иначе, чем сейчас. В одной из версий на нем присутствовали три вертикальные параллельные полосы: две синие по краям и белая с синей Звездой Давида в середине.
   Но победил проект известного художника и графика Рихарда Ареля, выходца из Германии. Арель стал создателем и оформителем окончательного варианта флага Израиля.
                Википедия



   В ИСТОРИИ ИЗРАИЛЯ ОТДЕЛЬНОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ "ЧЕРНИЛЬНЫЙ ФЛАГ"

             (это о нём рассказал нам Миша - экскурсовод)

   историческая справка - материал взят из Интернета:
         
               
    
  В ходе арабо - израильской войны 1948 -1949 годов, 5 марта 1949 года началась операция «Увда» по выходу к Красному морю, которая закончилась быстрым и бескровным продвижением израильских войск к южному городу Умм - Рашраш.
  Израильтяне заняли его без единого выстрела. Скорая победа оказалась настолько неожиданной, что под рукой даже не оказалось знамени, которое можно было бы водрузить в городе. И тогда бойцы наспех соорудили самодельный флаг, нарисовав Звезду Давида на куске белой материи чернилами.
  Сегодня в центре города Эйлат, построенного на месте Умм - Рашраш, установлен памятник, который напоминает об этом историческом моменте.
  Эволюционировав в веках, флаг Государства Израиль на разных этапах истории был разным, но всегда выполнял одну важнейшую функцию: объединение еврейского народа.

   Фото: Памятник «Чернильный флаг» - скульптура в Эйлате, увековечившая победу Израиля в Войне за Независимость 1948 – 1949 годов.

Фото (к сожалению, не проявилось)

     К марту 1949 года вооружённые силы молодого государства разбили противников на всех фронтах: египтян отбросили на юге, сирийцев на севере, иорданцев выбили из Западного Иерусалима, Арабскую освободительную армию разгромили в Ливане. Однако Иордания удерживала стратегически важный для Израиля выход к побережью Красного моря.
   5 марта ЦАХАЛ (так называется Армия Обороны Израиля) начал свою последнюю в этой войне операцию, которую назвали «Увда», - «Факт». Она должна была поставить мир перед фактом победы в Войне за Независимость.
   Бригады «Негев» и «Голани» двинулись на юг. Противостоящие иорданские части бежали. Бригады соревновались, кто быстрее выйдет к Эйлатскому заливу. Победила бригада «Негев»: 10 марта к 15.00 её передовой отряд во главе с комбригом Нахумом Саригом достиг брошенного арабами глинобитного домика полицейского участка Умм - Рашраш.

   Одиннадцать бойцов понимали: тут оканчивается война. Надо было поднять флаг Победы. Ещё перед началом операции выяснилось, что в бригаде нет государственного флага Израиля. Комбриг приказал писарю штаба восемнадцатилетней Пуа Арэль изготовить знамя из подручного материала. Девушка нарисовала его синими чернилами на белой простыне. Однако молодые израильтяне ещё не привыкли к виду флага своей страны, и он получился с ошибкой: Пуа целиком закрасила синим шестиконечную Звезду Давида, а синим должен быть только её контур.
 Отправляясь в рейд на юг, двадцатитрёхлетний командир роты Авраам  Адан, по прозвищу Брен, спрятал своё «чернильное знамя» на  теле, под рубахой.
   У здания полицейского участка комбриг Нахум Сариг крикнул: «Бренчик, доставай знамя!». Адан вскарабкался по тонкому металлическому шесту, что высился у входа, и привязал флаг. Солдаты запели гимн Израиля, «Атикву». Было 16.00. Этот момент и считается временем окончания Войны за Независимость.
   
    Вокруг бывшего полицейского участка разросся современный город Эйлат. Но глинобитный домик сохранили. В 1996 году возле него торжественно открыли памятник «Чернильный Флаг». Изваял его израильский скульптор Дани Кфари.
  За основу он взял фотографию, которую сделал в момент поднятия знамени зам. комбата Мика Перри: солдаты, подняв лица к небу, заворожённо смотрят, как их товарищ, забравшись по древку, поднимает знамя.
   В моменты своих величайших военных триумфов нации всегда поднимают победные стяги. Всему миру известны Знамя Победы над рейхстагом и звёздно - полосатый флаг над Иводзимой.
   Для Израиля национальным символом победы в тяжелейшей войне стал «чернильный флаг», нарисованный на куске простого полотна...
               
               


     А вот как писатель Михаил Пойзнер, автор книги «С Одессой надо лично говорить», которая выдержала много изданий, в своей статье, опубликованной в «Бухарской гезете» Израиля в мае 2017 года рассказывает об этом удивительном моменте израильской истории.

   Привожу дословный текст:

   Лет тридцать назад от одного моряка – одессита я услышал историю, буквально ошеломившую меня. Вот она:

   Как – то под аргентинским фрахтом мой случайный знакомый зашёл в Красное море, в израильский порт Эйлат. Уже сам по себе этот факт для тех лет был довольно неожиданным... а что можно было узнать об Израиле  из наших газет или телевизора (имеется ввиду СМИ СССР)? Только то, что это - агрессор и что там не всё, как у людей, - больше ничего.
   Моряку кто – то рассказал о том, как завершилась Война за Независимость, но это не была легенда, события были удивительные, достоверные, как то:

     В марте 1949 года, когда основные события первой войны, которые разворачивались на севере  только что созданного Государства Израиль, уже подходили к концу, какая – то умная еврейская голова ещё раз внимательно просмотрела решение ООН о разделе Палестины на два самостоятельных государства. Просмотрела и поняла, что в этом документе южные границы нового государства чётко не обозначены, а значит, всё – таки есть место для самодеятельности. На свой страх и риск этот военный бросил на юг группу десантников. Отбирались добровольцы. Люди эти шли на явную смерть. Чем дальше они удалялись на юг, тем реальней становилась угроза быть отрезанными от основных сил. И вот эти плохо вооруженные, к тому же говорящие на разных языках люди, преодолев более 500 километров по мёртвой пустыне, вышли к Красному морю и ворвались в прибрежный населённый пункт.
  Десантников здесь никто не ждал.  Малочисленный иорданский гарнизон в панике бежал.
  Так без единого выстрела Израиль получил выход в Красное море, что потом было официально закреплено в специальных международных документах.
   Солдаты шли умирать, поэтому никто не подумал прихватить обычный израильский флаг. Пришлось водрузить необычный – на белой простыне чернилами нарисовали шестиконечную звезду и всё необходимое. Командир десантников отстучал главе государства историческое «радио»: «Сегодня такого – то числа такого – то года наши ребята подарили Израилю выход в Красное море».

     Восхищаясь этим броском на юг, морячок всё время недоумевал. Он никак не мог отказаться от навязанного всем многолетнего стереотипа. Евреи воевали? И ещё с такой решимостью?..

      Писатель Михаил Пойзнер живёт в Одессе. Он всю свою жизнь посвятил тому трагическому времени, которое неумолимо покрывается налётом забвения, память стучит в его сердце!
   О своём народе он пишет и книги, и статьи в газеты. Вот как эта, которая была опубликована в Израиле в 2017 году - «О подвигах в ВОВ 1941 -1945 годов», и в которой так много ещё пронзительных фактов и незабываемых фамилий евреев, бесстрашных и жертвенных героев той ужасной войны.
 
 «Да, евреи воевали. Не все отсиживались в Ташкенте на «5 - м Украинском фронте». Об участии их не писали, не снимали фильмы, не говорили громко. Статистика противоречила официальной политике, потому что была вредна. Да и не говорили бы до сих пор. Просто время другое – такое лицемерие уже не проходит... О многих просто забыли. О многих забыли НЕ ПРОСТО. Их бы и сейчас с удовольствием «перевели» в другую национальность. Лишь единицы получили Золотую Звезду (Звезду Героя Советского Союза). Давали, когда уж очень - очень нельзя было не дать... Да в этом ли только дело? Награждённые и не награждённые...  ОБЫЧНЫЕ РАБОЧИЕ НА ВОЙНЕ..
    По меткому выражению Ильи Эринбурга – «никому не передоверившие своё право на месть. Их сотни тысяч...»   (У Ильи Эринбурга есть книга: "Чёрная Книга")
   
   Конечно, Михаил Пойзнер прилетает в Израиль. Вот ещё в заключение, - из его статьи:

    «...Израиль. Эйлат. Конец ноября. По одесским понятиям – глубокая осень. Здесь тепло. Ультрасовременный курортный город. Разноязычная толпа. Ночь. Море света и шума. Выхожу на боковую набережную, находящуюся как бы в стороне от этой жизни. И тут внезапно буквально натыкаюсь на памятник с трудноразличимыми силуэтами. Что же это? А это бронзовый монумент десантникам, завоевавшим Израилю выход в Красное море. Тем самым бойцам. Что же изображает памятник? По шесту спускается молодой парень, он только что водрузил израильский флаг. Взгляд его устремлён вверх, другие удерживают шест, их взоры обращены на развивающее полотнище. Что двигало этими людьми? О чём думали они, шагая днём и ночью через голую пустыню к морю навстречу смерти? На что расчитывали? Этот «чернильный флаг», определивший южные границы государства, мог бы рассказать о многом... Всё - таки дошли!  Все они разного возраста – от молодого, необстрелянного парня до старика – усача. На головах – пилотки, польская «конфедератка»... У всех разное оружие, все одеты по – разному. Одинаково лишь одно – все крепко держат оружие! С того времени и до сих пор. Навсегда.» 




Неба синь с белым облаком в нём…

В флаг ИЗРАИЛЯ,
                - в цвет голубой –
В эту синь и бездонность надежд
Белый цвет сердца луч поместил.

И сегодня в свободной стране
Так бездонна та синь -
                как блистанье надежд
Душ, замученных жестоко
Мраком черных, зловещих сил,
Что Европу в двадцатом столетье
                пленил,
В ужас смерти безвременной
                опустил
И народ твой, ИЗРАИЛЬ,
На века истребить,
            навсегда  истребить
                порешил.
               
Чем оправдана кара сия?
У кого я могу это сердцем спросить?

О, ИЗРАИЛЬ, ИЗРАИЛЬ!
Сегодня страна моя!
Как цветут здесь луга!
Как сверкает земля!

И цветочных дождей
Проливают весной
Струи ветряных дней.
И цветёт на деревьях – сирень.

И два  голубя сок
Шелковицы созревшей
Под раскидистым деревом
В безмятежности пьют.

И в сердцах голубиных
Песнь весны многоликой
Мира светлого – сказ
Так в спокойствии,
                в счастье несут!

                9.05.06. – День Победы

 (из готовящейся биографической книги)

 
.