Я вижу Бога! Песнь об Ольге

Валерий Евдокимов -Ева
               
 
               1030-летию Крещения Руси

              ***
Давно лелеял мысль одну:
рассеять дым веков дремучий,
пройтись по высохшему дну
реки-Истории нескучной.
Руси языческой маршрут
душой и сердцем обозначил.
Сомненья, истины – все тут.
Тебя, о Русь, судьей  назначил.
Суди, поскольку в стремена
твоей судьбы я ноги вставил.
Суди, поскольку времена
твои далекие прославил.
И имя женщины одной
гореть заставил ярким светом.
Надеюсь, Бог сейчас со мной,
и Он, надеюсь, слышит это?

1.
Легендами быль обросла.
Как истине к свету пробиться?               
…В деревне под Псковом росла
двенадцати лет молодица.
Невеста из русских кровей.
До пояса косы сбегали.
Под дугами черных бровей
озерами очи блистали.
Характером вышла в отца,
достоинством – в мать. Не порочна.
Уж скольким разбила сердца,
боюсь, не сосчитано точно.
У девицы возраст такой,
что в доме устали от сватов.
«Жених-то хорош, да не мой!» -
краснела дитя виновато.
И в чем твоя, дева, вина?
«Я княжича жду!» - отвечала.
В душе от любви глубина.
А сердце упрямо молчало.
…Под Псковом леса, как моря,
шагни на версту – заблудился!
Князь Киевский в эти края
с охотой однажды явился.
У речки, стреножив коней,
он ждал переправы со свитой.
Глядь: лодка и молодец в ней,
весь ладный и крепенько сбитый.
- Как звать-величать, паренек?
Князь взгляд возмущенный встречает:
- Звать Ольгою, аль невдомек?
И лодку нарочно качает.
- Я – Игорь, я киевский князь!
Ты, стало быть, девка-рубаха?
Ей голову вскинул смеясь:
в глазах у дивчины нет страха!
- Ты, князь, своим именем горд
да верой, что поймана птица…
Знай, лучше я брошусь за борт,
чем в полоне стану томиться.
Сказала. Тут князь присмирел,
и больше над ней не смеялся.
Что в деве он той разглядел?
В каком он раздумье остался?

2.
О Русь, языческая Русь!
Веками Рюрики в ней княжат.
Кто род их помнит наизусть,
пускай несведущим расскажет.
Начать от Игоря хочу…
Наследник Рюрикова дела, –
ему все было по плечу,
в нем кровь варяжская кипела.
Он начал править. Оглядел,
опекуном Олегом данный,
великокняжеский удел
и город Киев деревянный.
Мал до поры. Но князь Олег
привил мальцу искусство боя.
И скоро пришлый печенег
не знал от Игоря покоя.
Бежали годы и жену
красавцу рослому искали.
Он не ответил никому,
другими мыслями снедаем.
…Доносит память: брег реки,
стан юной девы, голос, очи…
- Олег, - он просит, - испроси
руки ее лишь.
Тот хохочет:
- Аль мало, Игорь, знатных дев?
Стоят все подле на примете.
Но Игорь зыкнул, словно лев:
- Тогда совсем никто! До смерти!
- Знать любишь, коль на том стоишь.
Но я не против твоей блажи.
Ее звать Ольга, говоришь?
Найду! Доставлю в терем княжий!

3.
Воспой, о Лада, песнь свою,
скрепи возлюбленных объятья,
одень их в крепкую броню
любви от сглаза и проклятий.
Дай чашу нежности испить,
сил жениху дай и невесте.
Руси дай доблестно служить.
А умереть, так чтобы вместе.
Взошли над Русью князь, княжна.
Союз для люда долгожданный,
ведь назревает вновь война.
Олег почил уж смертью странной.
Подводят к Игорю коня,
он Ольгу к сердцу прижимает.
Целует крепко:
- Жди меня!
И в быстрый бег коня срывает.
Ушла дружина. Пыли столб
упал, рассеялся в бурьяне.
Из пыли вдруг выходит волхв
и слово молвит:
- Мсти древлянам…
И пропадает, словно свет
от солнца тучею сокрытый.
Что это: знак или ответ?
В чем смысл слов полуразмытый?
…В земле древлянской княжил Мал.
Почуяв Киева слабину,
платить уроки перестал,
чем показал надменно спину.
У города Искоростень
с дружиной Игорь встал нарочно.
- Возьму вдвойне, за каждый день,
за каждый час древлян просрочный.
Но Малу сбор такой не мил.
Древлянский сход тогда решает:
коль волк повадится в овин,
все стадо он перетаскает!
И волка стоит проучить.
Мал выпускает когти хищно…
Но что Перун? Перун молчит
и справедливости не ищет!
Был в планах Игоря изъян
(не будем плохо об убитом):
вошел князь Игорь в град древлян
с повозками и с малой свитой.
…Кольнула Ольгу боль, едва
ловушка хитрая закрылась.
И ни жива, и ни мертва
на землю Ольга опустилась.

4.
Отмщенье Ольги – тяжкий грех.
Так вот в чем смысл: мсти древлянам!
Княгиню душит жуткий смех:
- Воздам достойно окаянным!
Она не в силах боль сдержать.
Все в мире сиро и убого!
Уходит с неба благодать.
Княжна в слезах:
- Не вижу Бога!
Скорбит об Игоре. О нем,
зарубленном в Искоростене,
пронзенном пагубным копьем,
ударом скрытного кистеня.
Князь выронил булат и щит
на радость черную древлянам.
…Кровавый дождик моросит
по истуканам деревянным.
Отмщенья! – требует душа.
Дружина присягает Ольге.
Над Русью – вдовая княжна,
что мужа чтит и бдит о долге.
И слезы в Ольгиных очах
еще не признак всепрощенья.
Плащ мужа на ее плечах.
Княжна в седле:
- Хочу отмщенья!
В очах княжны немой вопрос
к богам на Ольгином подворье:
ответят ли Перун, Волос,
Стрибог за пожатое горе?
К подножью идолов кладет
языческие подношенья.
И с небом вместе слезы льет.
Но Игорю нет возвращенья!
Мольбы глотает пустота.
Мольбы уносит гулкий ветер,
чтоб ей вернуть: «Ты не свята-а-а!»
порывом резким, словно плетью.
- Да есть ли место на Земле,
где почивают смертных души?
Приносит эхо:
- Где-то, где-е-е
ни вод, ни неба, и ни суши…
- Да есть ли вера на Земле,
что выше разума и духа?
Доносит эхо:
- Где-то, где-е-е
не слышит веры твое ухо…
Богов бездушных немоту
Перун обласкивает строго.
И Ольга плачет в пустоту:
- О, Игорь-муж, не вижу Бога!

5.
Сгущалась боль. И грянул гром!
Стал не отвратен час расплаты.
…Трепещет кречет над Днепром:
плывет ладья древлян, в ней – сваты!
 - Князь Мал намерен искупить
свою вину…
- За много ль гривен
он хочет жизнь мою купить? -
поджаты губы у княгини.
- Не рано Малу сватов слать
к княжне досель бедой убитой?
Повелеваю: закопать
ладью с дарами и со свитой!
Земля могильная свежа,
сокрытым в ней нет возвращенья.
В сердцах промолвила княжна:
- Предательство достойно мщенья!
…Так мстила Ольга. И войной
древлянам показала силу.
И хладно малою ценой
своих обидчиков разбила.
А город птицами сожгла…
- Довольно мести, род отмщен мой!
Зато какая в сердце мгла,
огнем святынь не освященном!
Где наши боги? В старом пне?
А, может, в камне у дороги?
Вся Русь лежит в глубоком сне
с мечтой неясною о Боге.
Княжна знавала о Христе,
про смерть его и Воскресенье,
за что распяли на Кресте.
Вдруг озарило: в Нем спасенье!
Вдруг важным стало: Божий сын.
Идти к Нему. Его держаться.
Ведь Ольга – мать, чье сердце злым
не может больше оставаться.

6.
О Русь, языческая Русь!
Веками Рюрики в ней княжат.
Пока не каменная пусть.
Стать таковой ее обяжут.
Есть на Руси особый дух.
Прочнее он, чем мертвый камень.
Он встроен в зрение и в слух.
Не осязается руками.
Не подавляется извне.
Его обходит лютый ворог.
Сокрыт в народной глубине.
Он непонятен – тем и дорог.
А равнодушных к тайнам нет.
Века пройдут и кто-то ахнет,
как мудро выстрадал поэт:
«Там русский дух… там Русью пахнет!»
О Русь, непознанная Русь!
Твои языческие боги
еще живучи, я клянусь,
и в наших душах колобродят.
Христос был позже. А пока
Ярило-бог за все в ответе.

И поступь княжья широка,
и Киев-град стоит на свете.

7.
Сын Ольги, юный Святослав,
глазами в мать, в отца всей статью,
едва на ноги твердо встав,
родне сказал:
- Иду на тать я!
Целует сына в лоб княжна
и осеняет тайно крестно:
- Я бы тебя крестить должна,
как долог путь твой – неизвестно.
Но сын уклончив. Сын ревнив.
Перун ему и бог, и чудо!
Что вера матери: порыв
или заморская причуда?
…Однажды старца-вещуна
она в хоромы пригласила:
- Скажи, я небом прощена?
- Нет, ты грехов не отмолила!
В твоих мольбах нет клятв тому,
чей крест стоит в Иерусалиме.
А жертвы крови Перуну…
Что может быть, княжна, наивней?
С востока солнце восстает,
чтобы на западе садиться.
Но запад свет иной дает,
в Христе сумевший преломиться.
Направь свой путь, княжна, в Царьград,
коль это мудрое решенье.
Но без щита и без огляд.
Там ты найдешь грехам прощенье.

8.
Дуэль с судьбой прекращена.
Княжна в делах своих смиренна.
Она в Царьграде крещена
под новым именем – Елена.
Господень промысел несет
княжна в неведомые дали.
Она спаслась. Она спасет
всех тех, кто Ольгу проклинали.
Но, иноземцев опроси, –
Русь за дикарку признавалась.
Ей до Крещения пути
всего лет тридцать оставалось.
…Жизнь за плечами. Внук растет.
И укрепляется столица.
Сын Святослав войну ведет –
вновь печенеги у границы.
Когда же мир, когда же мир?
Когда Господь даст утешенье?
Ручонки тянет Владими;р
к кресту на бабушкиной шее.
К кресту! Не к идолам пустым,
противящимся ее духу.
К кресту движением простым.
И Ольга радуется внуку!
Вот смысл жизни – мир и крест,
потомки – богово прощенье.
Звучит над Русью благовест,
немногим раньше до Крещенья.

9.
На ложе смертное княжна
всходила в одеянье строгом.
Ей – пятьдесят. Она должна
и смерть приять священным долгом.
Дала наказ похоронить
в земле по христианской вере:
молебн (не тризну!) отслужить,
а тайну исповеди вверить
священнику с глазу на глаз.
А после смерти жечь ей свечи
при поминанье всякий раз,
тогда и Царствие ей вечно!
Священник клонится над ней
и ждет завещанного слога.
Глаза под дугами бровей…
- Что видишь ты?
- Я вижу Бога!
Досель не видела ни зги,
все затмевалось чувством мщенья.
«Молись до гробовой доски, -
был голос мне, - и жди прощенья!»
Вот у креста есть три конца –
свет в них такой, что очи режет! –
свет Духа, Сына и Отца…
Конец четвертый всех их держит.
Четвертый – кто? Ответь, старик…
- Мне не впервой и я не скрою:
конец четвертый – духовник,
что между Богом и тобою.
Тебе коль тебе истина важна,
тогда и ты меня послушай:
конец четвертый – ты, княжна,
да все вокруг людские души.
Конец четвертый – твоя суть.
И оттого он самый длинный,
что к остальным вершинам путь
обычно долгий и пустынный.
И ты одна из божьих душ,
кому открыты двери рая.
- Там будет ждать меня мой муж?
Ведь он язычник…
- Я не знаю…
- Тогда молитесь все о нем!
Я ухожу с одной корыстью:
шагнуть за смертный окоем
к отцу и мужу, к новой жизни…

                ***
Что донесла о том молва,
все поросло травой забвенья.
И Ольги тайные слова –
плод моего воображенья.
Я только набросал портрет.
Языческая Русь – потемки.
Всю тысячу прошедших лет
мели беспамятства поземки.
И будет новый слом эпох,
и новый ворох правд и сплетен.
Мы все забудем. Только Бог
всему останется свидетель.

Август, 2018

Примечания:

Ольга (ок. 920 – 969), княжна Киевская, Ольга Мудрая, Святая равноапостольная, в крещении – Елена. Приняла христианство в Константинополе в 957 году;
Игорь, князь Киевский, сын Рюрика, убит в 945 году древлянами;
Святослав – сын Ольги и Игоря;
Владимир Святой, «Красное Солнышко» – внук Ольги, крестил Русь в 988 году в водах Днепра;
Олег Вещий – родственник Рюрика, был попечителем
Игоря до его совершеннолетия;
Божества Руси:
Перун – бог-покровитель князя и дружины, самый почитаемый в пантеоне восточно-славянских божеств;
Волос (Велес) – бог скота;
Стрибог – бог воздушных стихий;
Ярило – бог Солнца и плодородия;
Невеста (не веста) – подготовленная и обученная к семейной жизни девушка, веста – не обученная, обычно
до 14-16 лет;
Искоростень – столица Древлянских земель. Сейчас
Коростень в Житомирской области Украины;
Варяги – принято считать их норманнами, из скандинавских земель, что неправильно. Варяги жили на южных берегах Балтийского моря, и тогда это море называлось Варяжским. Занимались варением соли, откуда произошло название. В Балтийском море есть остров Руян или Рюген (у Пушкина выведен, как Буян), и это был основной форпост варягов, где правили три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Именно их позвали новгородские купцы на свои земли, дабы прекратить междоусобные войны;
Уроки – подати, уплачиваемые Киеву княжествами Руси.