День памяти Роберта Рождественского

Нина Ландышева
Автор Галина Семененко


Сегодня день памяти одного из любимых шестидесятников -Роберта Рождественского.

Все начинается с любви…

Твердят:
"В начале
было
слово".
А я провозглашаю снова:
все начинается
с любви!
Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка —
все начинается с любви.
Все начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть —
родная
и вечная
сестра любви.
Все начинается в любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг —
все начинается с любви.
Весна шепнет тебе:
"Живи".
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается
с любви!

Маленький Роберт Рождественский с мамой. Будущий поэт, чьё имя в Советском Союзе было известно всем и каждому, появился на свет в алтайской деревушке Косиха в июне 1932 года. При рождении его звали иначе – Роберт Станиславович Петкевич. Его родной отец Станислав Петкевич по национальности поляк. Он служил в НКВД. Мама Роберта Вера Фёдорова до войны работала директором местной школы. Параллельно она училась в медицинском вузе. Своё имя, нетипичное для сибирской деревни, Петкевич-младший получил в честь революционера Роберта Эйхе. Когда мальчику исполнилось 5 лет, родители развелись. Вскоре началась война. В её вихре закружило и Станислава Петкевича, призванного в ряды Красной Армии, и маму, мобилизованную как медик на фронт. Отец Роберта погиб в 1945-ом в Латвии, где и похоронен в братской могиле. Именно ему был посвящён первый стих 9-летнего сына под названием «С винтовкой мой папа уходит в поход…». Он был опубликован в газете «Омская правда» в июле 1941 года.После мобилизации родителей Роберт остался с бабушкой. Но после её смерти в 1943 году мама определила сына в детский дом. Забрать его она смогла после окончания войны в 1945-ом. За Робертом Вера Павловна Фёдорова приехала с новым мужем, однополчанином Иваном Рождественским. Роберт получил отчество и фамилию отчима, сумевшего заменить мальчику родного отца. Вскоре у Роберта появился единоутробный брат Иван Рождественский. Семья Рождественских по окончанию войны некоторое время жила в Кенигсберге, но потом перебралась в Ленинград. В 1948 году снова переезд – в Петрозаводск.

Здравствуй, мама!
Опять мне снится песня твоя.
Здравствуй, мама!
Светла, как память, нежность твоя.
Этот мир не от солнца такой золотой —
Он наполнен до края твоей добротой.
Ты слабеешь -в меня уходят силы твоя.
Ты стареешь -в меня уходят годы твои.
Все равно, несмотря на любые года,
Будешь ты для меня молодой навсегда.
Натрудились на десять жизней руки твои,
Народились под этим небом внуки твои.
Ты опять колыбельную песню поешь
И во внучке своей вдруг себя узнаешь.
На земле хороших людей немало,
Сердечных людей немало.
И все-таки лучше всех на земле —
Мама. Моя мама. Здравствуй, мама!

Начало пути. Творческая биография Роберта Рождественского началась из публикации нескольких его «взрослых» стихов в Петрозаводском журнале «На рубеже» в 1950 году. Тогда поэту исполнилось 18. В этом же году он делает попытку поступить в Московский Литературный институт, но она оказалась неудачной. Чтобы не терять время, Рождественский год учится в Петрозаводском университете, но на следующий год повторяет попытку поступить в литературный вуз. Второй раз был удачным. В 1956 году Роберт Рождественский окончил Литинститут. В 1955-ом, за год до окончания вуза, у молодого поэта набрался такой объём произведений, что он смог издать дебютный сборник своих стихов под названием «Флаги весны». Он был напечатан в издательстве Карелии. Спустя год тут же появилась поэма Рождественского «Моя любовь». В этом же 1955-ом была написана первая песня Роберта Ивановича «Твоё окно». Это случилось после знакомства поэта с музыкантом Александром Флярковским. Молодые люди встретились на Алтае, где проходили практику.

Твое окно

Москва прилегла отдохнуть до зари.
На улицах сонных горят фонари.
Уж полночь давно,
но мне все равно
никак не уйти от знакомого дома.
Опять, как вчера,
не спать до утра —
смотреть
на твое окно.
Чего я хочу? И сам не пойму.
Я к дому опять подхожу твоему.
Все шесть этажей
уснули уже,
и только окошко твое не гаснет.
И только одно
не гаснет окно —
это
твое окно.
На улицах города гаснут огни.
Родная моя, поскорее усни.
О чем ты грустишь?
Зачем ты не спишь?
Ведь мне все равно не уйти отсюда.
Опять, как вчера,
не спать до утра —
смотреть
на твое окно.

Римма Казакова, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский. Впоследствии творческое наследие Рождественского, как поэта-песенника, пополнилось множеством песен, большинство из которых стали известными и любимыми во всём СССР. Роберт Иванович Рождественский вошёл историю отечественной литературы вместе с несколькими талантливыми современниками-«шестидесятниками», среди которых Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко. Произведения первой половины его жизни были исполнены гражданского пафоса и броских манифестов. Но со временем поэзия Рождественского становится всё более лиричной. На смену приходит любовная лирика.

Роберт Рождественский с женой. Личная жизнь Роберта Рождественского была связана лишь с одной женщиной, любовь к которой он пронёс через всю жизнь – с Аллой Борисовной Киреевой. Она известный литературный критик и художник. Именно ей он посвящал все свои стихи о любви..

У Роберта Рождественского и Аллы Киреевой родились две дочери – Екатерина и Ксения. Первая дочь появилась в 1957 году. Она переводчица, фотограф и журналист. Вторая дочь родилась в 1970 году. Она работает журналисткой.

Могила Роберта Рождественского. Не стало Роберта Ивановича Рождественского 19 августа 1994 года. Похоронили поэта деподалёку от Переделкино, в котором он проживал последние годы, в так называемом литературном некрополе.

Я жизнь люблю
безбожно!
Хоть знаю наперёд,
что
рано или поздно
настанет
мой черёд.
Я упаду
на камни
и, уходя
во тьму,
усталыми руками
землю
обниму…
Хочу,
чтоб не поверили,
узнав,
друзья мой.
Хочу,
чтоб на мгновение
охрипли
соловьи!
Чтобы
впадая в ярость,
весна
по свету
шла…
Хочу, чтоб ты
смеялась!
И счастлива
была.

Я жизнь люблю
безбожно!
Хоть знаю наперёд,
что
рано или поздно
настанет
мой черёд.
Я упаду
на камни
и, уходя
во тьму,
усталыми руками
землю
обниму…
Хочу,
чтоб не поверили,
узнав,
друзья мой.
Хочу,
чтоб на мгновение
охрипли
соловьи!
Чтобы
впадая в ярость,
весна
по свету
шла…
Хочу, чтоб ты
смеялась!
И счастлива
была.