Послесловие. 2

Пенсионарий
  II

 «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучитесь, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят!»
  Абсолютная Истина – это не факт, но процесс. Пути к Истине могут быть весьма заковыристыми, по направлению к Ней не существует широких асфальтированных и освещённых проспектов, но поскольку Свет в темноте хорошо виден, то идти на него даже в темноте вполне комфортно.  Каждый  ищет свои ответы, и кто-то, в течение всей жизни, их находит, а кто-то нет, что, впрочем, ничуть не умаляет ценность существования каждого человека, тем более что совершенство мира никоим образом не зависит от осознания его человеком. Человек любит задавать «вечные вопросы», но не существует ни одного, на который можно было бы ответить: «это нужно Богу», как нет ни одного, на который нельзя было бы ответить: «это нужно человеку». В любом случае в поиске истины не обойтись  без попыток разобраться с тем, что есть: начало и конец, хаос и порядок, материя и сознание, жизнь и смерть, добро и зло… И, самое главное: что есть Бог.
  Если Бог от чего-то и освободил человека, так это от необходимости доказательства Своего существования. Но, даже если какому-то гению удастся докопаться до первопричин, общество не примет их на веру и потребует доказательств, которых не существует по определению. Искренно поверить можно только в такого Бога, к которому пришёл самостоятельно, и у любого из нас, рано или поздно, обязательно возникает ситуация, когда жизненно необходимо определиться в собственном отношении к Богу.
  Один и тот же факт может служить для атеиста доказательством правоты его убеждений, а для верующего – проявлением Божьего присутствия. Мы не способны правильно оценить причины материальных явлений, где уж нам объяснить проявления духа.  У каждого есть свой Бог: у материалиста – материя, у идеалиста – сознание, у истинно верующего Он –  тот, что Единый и Единственный. Божественное Начало возможно, но нет начала у Божественного. Нет первичного и вторичного, но есть только Хаос и Порядок, в которых смертным не дано познать ни причин начала, ни сроков своего конца. Для философов (в особенности «материалистов» из них) самым главным кажется вопрос о первичности материи и сознания. Но в вечном и бесконечном мире вопрос о первопричинности не может быть актуальным из-за отсутствия собственно события, ибо для любой причины всегда найдется, как минимум одна, еще более «причинистая» (да и что первично: перечень болезней или список лекарств?). В максиме: «Бога нет» уже заложено Его существование, ибо невозможно дать название тому, чего нет, и не может быть. Жить с представлением о существовании первопричинного,  единого и неделимого, вечного и бесконечного Бога человеку значительно экономичней и целесообразней, чем без оного, ибо если всё лишь дело случая, то очень странно, что в этом «лучшем из миров» всё так славно совпало! Если представить Бога как главного конструктора, то Природа – это главный инженер проекта под названием «Наш Мир»,  в котором порядок – это, всего лишь, слегка подправленный хаос, а абсолютный порядок – упорядоченный абсолютный хаос.
  Есть ли цель и смысл для сущего, если нет ничего, созданного раз и навсегда? Ощущение собственной богоизбранности присуще любому человечку, а потому  ему, как существу эгоцентричному, очень хочется верить в то, что его жизнь и есть цель существования всего мира (правда, как тогда оценить смысл жизни какой-нибудь распоследней букашечки или травинки, ведь Бога в них отнюдь не меньше, чем в человеке?). Не рискуя сильно ошибиться, можно предположить, что человек издревле, так или иначе, решал для себя проблему Высшей Сущности. Ею занимался как сонм философов самых разных идеологических предпочтений, так и столь же противоречивых богоискателей. Каждый из них претендовал на исключительность и абсолютность предлагаемого «нового» знания. Провозглашая невозможность абсолютной истины, практически каждый претендовал на единственную верность собственного учения. Но с точки зрения всеобщности общечеловеческого сознания между ними, несмотря на, казалось бы, абсолютную непримиримость, нет столь же  абсолютных противоречий, ибо каждый взгляд, идея, теория – лишь кусочек в познании недостижимой истины.
Среди таких «кусочков» - понимание того, что всё сущее можно представить в виде триад: «тезис – антитезис – синтез», которые развиваются по трем же законам:
- борьба и единство противоположностей,
- переход количества в качество,
- отрицание отрицания.
  В нашем лучшем из миров всё циклично, включая и Божее проведение. Он подобен петле Мёбиуса, на которой в бесконечной связи существуют …Природа – Дух – Бог – Природа…, и не предполагающей ни Начала (то бишь первопричины), ни Конца. Сущее – это вообще мир триад, главная из которых отображает суть всех происходящих процессов: «…Материя – Дух (Сознание) – Бог…», а в применении к человеку: «Плоть – Я – Душа», притом человеки, по большому счёту, - доноры всеобщего Разума, сиречь Духа. Отсюда и вырастает в христианстве понятие «Святой Троицы», в которой материя (Бог-сын) и сознание (Бог-дух) объединяются в, собственно, Боге-отце. И становится понятным, почему человек в лице Иисуса стал воплощением Бога на Земле – дабы замкнуть триаду.
  Из всех возможных путей мир развивается по самому вероятному, что и есть Божее проведение. Если поверить в истинность представленных формул, становится понятно, что Бог не занимает места, но нет места без Бога, и всё, что не занято материей, принадлежат Духу, так что не остается даже ничтожных закоулочков, куда могли бы поместиться дьявол, ад, чистилище… и прочие злачные сущности и заведения. Да и не нужна в мире Божьем никакая чертовщина, ибо  достаточно того, что в нём уже есть человек!
       Предписан царствам обязательный устой,
       Суть каждого понятна и божественно проста:
       Для верхнего – любовь, порядок и покой,
       Для нижнего – страданья, зависть, пустота.
  Если рай - блаженство, а ад - страдания, то где же мы, если не в аду? Рай и ад – это не место в пространстве, а состояние души и тела, это скорее направления, чем конкретные места, причём дьявол выглядит как виртуальное воплощение материальной сущности человека. То же, что мы привыкли называть ангелами, это наши души, являющиеся к тому же частицами сущности Всевышнего, а за «нечистой силой» стоят чисто внутренние слабости и проблемы человека. В такой картине мира рай, используемый в качестве приманки в попытках подкорректировать человеческую греховность, представляется обыденным сознанием, настолько совершенным, что не имеет практических шансов на существование.
  «Вот он начинает творение, потом повторяет его, чтобы воздать тем, которые уверовали и творили благое, по справедливости». Предложенных вариантов появления человека так много и так они, порой, туманны, что, скорее всего, никогда не будет выбран тот, что устроил бы всех, а главное, чтобы он был абсолютно доказан. Для понимания сути человека, как явления, важен ответ не столько на вопрос: «от кого он произошёл?», сколько: «а как он, собственно, стал человеком?», «каким образом Бог наделяет своё непослушное чадо душой?», «почему он начинает ощущать своё я?», и почему Бог для плоти непознаваем, но познаваемо собственное я?
  В Духе нет ни мужчин, ни женщин, ни умных, ни глупых, ни сильных, ни слабых, одним словом, ничего из того, с чем позиционирует самого себя человек. «Я» - это частичка Духа, которая определяет сущность личности в определённом временном промежутке, причём имя человека априори включено в его духовную сущность - «именно я». Душа зарождается, когда «я» начинает осознавать само себя. Человек и становится собственно личностью не в момент появления на свет, но только тогда, когда выделяет себя из окружающего мира и произносит первое: «я», ибо чтобы осознать своё «я», слово нужно, как минимум, произнести, хотя бы и мысленно. Своё имя человек слышит с первых дней, и потому оно не может нет оказывать того или иного влияния на его жизнь. В «я», собственно, и состоит Божественная суть человека. Миссия есть у всего человечества, но не у отдельной личности, а каждое «я» – вклад в будущую мировую общину, причём, не исключено, что первый день её существования станет последним днём этого мира.
  Единство и противоречие в человеке реализуется в стремлении души к покою, а плоти – к движению. Душа - уникальна, а плоть – универсальна. С плотью можно сотворить многое: «копировать, фотографировать, отображать…». В общем, делать всё, что позволяют органы чувств (если, конечно, верить тем же «материалистам»). Абсолютно невозможно отобразить материальными средствами душу; а мысли, притом, что сами они не материальны, материализоваться вполне способны. Доступ к духовному есть у всего живого, но средства его познания даны только человеку, причём душа – это своеобразный тоннель между Богом и «я». Плоть – атрибут Материи, сознание – атрибут Духа, где «я» – случайное образование на границе этих атрибутов. Энергия же, заложенная в человека, – величина постоянная: чем больше в ней материальной составляющей, тем меньше духовной, и наоборот. (Любопытно в этом смысле, что раньше про человека с психическими отклонениями  говорили: «душевнобольной», сейчас – «сумасшедший», вроде похоже, но какая разница! Предки, похоже, были всё же ближе к истине).
  Нет в этом мире существа менее приспособленного к условиям существования, чем человек: добывать пищу ему сложнее, чем любому из сущих, жилье любая птаха строит, пожалуй что, и поудобней, в социальной приспособленности даже насекомые дадут сто очков вперёд… (и это венец природы?). Человек же настолько привязан к своей плоти, что даже Бога представляет «по своему образу и подобию», что связано, впрочем, скорее с подобострастным отношением к собственному телу. Но в чём же, собственно, смысл сотворения человека, коль плоть смертна, и потому не может быть в ней совершенства? Цель и смысл жизни так хорошо припрятаны Всевышним в закоулках Духа, что они, практически, человеку недоступны. Бесконечность существует исключительно за счёт смерти конечного. Всё, что не развивается, обречено на гибель. Совершенному Миру Бог не нужен, также как совершенному Богу не нужен этот Мир. Абсолютное совершенство – синоним смерти, поскольку оно отрицает возможность развития, которое, в свою очередь, невозможно без противопоставлений и противоречий. Дух (а, следовательно, и Бог, в силу своей всеобщности) не может развиваться в самом себе. Только борьба и единство духовного и материального являются залогом развития мира, а человеку предопределено стать узловой точкой этого противостояния, что, в свою очередь, определяет цель и смысл существования человечества. Притом для конкретного «я», в силу кратковременности его существования, эта цель и средства ее достижения не могу быть доступны.
  Живой мир стремится  к развитию и расширению ареала, в то время как неживая материя – к распаду и разрушению. Казалось бы, где источник энергии, определяющей развитие живого, ведь от солнца и те и другие получают её в одинаковой мере? Найти его можно только в Духе, который влияет на Материю через живое, а точкой соприкосновения Духа и Плоти является человек, наделённый собственным «я». Человек – это сгусток противоречий между бесконечностью Духа и конечностью плоти, который, собственно, и предопределяет для личности, как развитие, так и смерть.
        Разум дан не каждой твари,
        Гомо сапиенс – чудо природы,
        Но сколько приклеилось разной дряни
        При выведении этой породы?
  Трудно понять, как из неживой материи возникает жизнь, и уж совершенно невозможно – как неодушевлённое становится одухотворённым.  Ведь не мог же Создатель избрать плоть человеческую вместилищем для души – уж больно ненадёжная конструкция получилась! Либо надо признать, что нет деления материи на живую и неживую, либо нужно очень постараться, дабы найти доказательства того, как одна превращается в другую. А если такого деления нет вовсе, то, что удивительного в том, что человек сотворён, например, из глины?  Превращение неживой материи в живую равноценно акту творения, и нет разницы каким образом совершается такой акт – с помощью силы Божьей или Природы. Плоть человека можно создать из глины, ребра, наконец, клонировать из клетки, но вдохнуть в неё душу способен только Бог. Но даже если допустить, что совокупность генов, клеток и прочее случайным образом сорганизовала мыслящее белковое соединение, то кто-то же должен был сказать: «Это хорошо!». Для клонирования человека необходимо повторить и все сопутствующие обстоятельства,  обеспечивая тоже самое «я», что невозможно, поскольку находится вне  пределов человеческих возможностей. Даже при современных технологиях клонирования, (преподносимых как чуть ли не божественный акт создания), для получения какой-нибудь новой козы, как минимум нужна старая, а расстояние между воспроизводством из прообраза и созданием из ничего – бесконечность. А уж об одухотворении говорить вообще нечего - никакое клонирование не может быть противопоставлением Божьему провидению и Божьему творению.
  Вопрос вопросов не в том, откуда произошёл человек, а в том, каким образом плоть была одушевлена. Бог скорее не сотворил человека, а выбрал его, как выбирают ребёнка в детском доме, отдав ему частичку Себя. Душа человека, развивается по мере развития «я», но не погибает со смертью индивидуума, поскольку является структурной единичкой Бога. Сказано: Бог создал человека «по образу и подобию своему»! Но  речь, конечно же, идёт не о материальном подобии (иное было бы очень странно, ибо, в таком случае, Всевышний обликом своим должен был бы весьма смахивать на обезьяну, обладая при этом задатками убийцы, вора…, и далее по списку), а о душе человека, которая по атрибутам своим – суть Божее подобие. Из чего следует, что сын Божий по сути – духовная субстанция.
Не является ли вариативность человеческой судьбы платой за вклад в развитие Духа? Человек – своего рода, шлюз между Природой и Богом. Человеку трудно представить бесконечность мира, но не менее – его ограниченность в пространстве и во времени, и хоть плоть существует только в пространственно-временных пределах, Дух пытается вытащить её за эти рамки. Для познания Бога нет необходимости выстраивать некие сложные конструкции, ибо простота – суть нашего мира, а плоть – инструмент для исполнения Божьего провидения. Богу от человека ничего не нужно, ибо при Его-то возможностях (!) Он нашёл бы способ реализовать свои желания. И не потому ли,» в безопасности от замыслов господних – лишь те, кто обречён на гибель»?
  Глядя на окружающий мир, легко убедиться, что Господь – большой затейник! Любой организм способен развиваться только потому, что в него априори такая возможность заложена. А вот кто и каким образом заложил…? Да, для Божьей выдумки нет пределов: плоть далека от совершенства, но Дух делает человека властителем на этой крошечной части пространства, и именно в данное конкретное мгновение, выхваченное из потока Времени. Душа для плоти – награда, плоть для души – испытание, и сколько даётся телу, настолько же обделяется душа. Сознание – самая важная составляющая сделки межу плотью (человеком) и вечностью (Богом), и если в первой строке договора между ними записано зло, то добро  – в последней. Очищая плоть, невозможно очистить и душу, но чистая душа способствует очищению плоти. Только в царстве Духа обитают святыни, честь, достоинство…, и только там можно найти смысл жизни.
  Душа даётся телу «напрокат» и не оставляет праха. У новорожденных душа дремлет, а у некоторых взрослых и не просыпается вовсе. Мы постоянно ищем, но не можем найти вместилище для души, видимо потому, что не там ищем. Душа – субстанция нематериальная, а потому не может быть ограничена пространственными и временными рамками. Душа – это гармония тела и духа, а признавая душу вечной, тем самым признаём её божественную сущность, ибо только Бог – вечен.
  Мы способны слышать себя только изнутри, а потому для плоти Бога как бы и не существует вовсе, Он проявляется только через сознание, и притом интуитивно. Бог есть бесконечная сложность в бесконечной простоте. Бог – это сопротивление, которое необходимо преодолеть, чтобы найти к Нему дорогу. Бог – это реакция: что посылаешь, то и получаешь в ответ. Бог – это эхо: что произносишь, и то и слышишь в ответ. Бог – это скала: всё отскакивает от Него и может быть моментально обрушено Им. Божья Энергия коммулятивна и реактивна: чем сильнее воздействие, тем мощнее ответ. У Бога, и только у Него – коммунистический способ распределения: «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям», и потому всё в нашей жизни (как, собственно, и она сама) - лишь повод для обращения к Богу и главная причина для благодарности Ему.
  Сказано: «Что такое человек, что ты помнишь его, и сын человеческий, что ты посещаешь его»? Не игра ли он Высшего воображения? Плоть – инструмент Духа, а человек – точка соприкосновения Духа и Материи. Всё мыслимое попадает в информационное поле и становится достоянием духовной сферы, воздействуя и на настоящее, и на будущее. «Всё сочтется: ни одно слово, ни одно движение душевное, ни одна полумысль не пропадет даром» (Ф.Достоевский). Всё, что создано, и всё, что возможно к созданию, человек способен активизировать по проведению Божьему. Хотя человеку не дано возможности создавать природу, но он способен, познавая, (притом, что для плоти Бог всегда был, есть и останется загадкой) помочь реализовать её потенции, притом в «я» заключено много больше информации, нежели способен воспринять мозг человека за всю свою жизнь! Бог – это не гувернантка, которая водит за ручку и утирает сопли, но Он формирует осознание и ощущение собственного «я», которые сами по себе предполагают потребность в познании как материального, так и духовного мира, хотя, с точки зрения Природы, эти атрибуты человека возможно и совершенно бесполезны.
        «Высшая у жизни драгоценность –
        дух незатухающих сомнений,
        низменному ближе неизменность,
        Богу – постоянство изменений».
                (И. Губерман)
  Во Всевышнем – такое же совершенство духовного мира, как в капле воды – материального. Духовный и материальный мир находятся в гармонии беспрерывных и бесконечных сгустков и разреженностей, и не потому ли Бог создал человека, чтобы нарушить эту гармонию? На небесах творятся Божии дела, а человеческим туда хода нет. В каждой матери – частичка Богородицы, а от каждого человека, посетившего Землю, зависит выполнение миссии всего человечества. Вечное противоречие и движущая сила человечества заключены в том, что наши Плоть и «Я» стремятся в рай, да только находится он для них в совершенно разных местах. Изгнание Адама – это, по сути, придание душе человеческой плоти, и не изгнано было человечество из рая (ибо, если допустить, что Господь не представлял, чем закончится дело с созданием человека, то надо будет признать, что Бог не ведает, что творит), но души были отправлены в плавание для поисков терра инкогнито. А библейский «змей-искуситель» понадобился, скорее всего, потому, что «творение», созданное «по образу и подобию», из-за своего совершенства, не имело дальнейшей перспективы. Оно было обречено на материальное (а, значит, и несовершенное) существование, но только уже вне пределов «колыбели».
  Не дан нам Бог в ощущениях, и единственное средство общения с Ним – наши эмоции, а у Бога нет возможности воздействовать на человека иначе, чем через другого человека. Духовная энергия оказывает безусловное влияние на развитие человека и цивилизации в целом, предоставив последней оказывать воздействие на природные явления, вплоть до возникновения катаклизмов. А, значит, она, хотя бы через человека, воздействует и на природу. Душа «созревает» в общении «я» с Богом и с другими «я», а также в попытках познания Бога и друг друга (не потому ли для Бога важнее грешники кающиеся, нежели праведники?). Что известно душе, то неизбежно становится известным и Богу. Из всего живого мира только человек получил аккредитацию при Боге, что совершенно не предполагает доступность для человека Высшей Истины. «Истина же достаточно велика, чтобы вместить сильные желания и стремления всех личностей; и когда личность лопнет как мыльный пузырь, содержимое её будет сохранено, и в истине обретёт она вторую жизнь».
  Совершенное – синоним мёртвому, и так уж устроено в этом мире, что всё стремится к упрощению, а простота – суть мира и человеческой жизни. Невозможно расчленить человека на духовную и материальную составляющие, не уничтожив его самого, а Господь (хоть Он – не существо, но сущность) - единственный наследник нашей жизни, поэтому и отчет – только Ему. Ничто не исчезает: ни мысль, ни слово, ни дело, и для Высшего Суда не нужны свидетели, ибо память человека и есть лучший свидетель всех его деяний. Без покаяния душу не спасти, но покаяться можно только за свои прегрешения, значит, и спасти душу можно только самому и только свою.
  «Хвала же тому, в руке которого власть над всеми, и к кому вы будете возвращены!»