Фес. Медина. Кооператив 2

Любовь Черм
   По дороге в старый город проезжаем мимо ветеринарного госпиталя.

  -Лучшего в Африке, - добавляет Юнис, - в нем бесплатно лечатся ишаки и ослы, а вот за лечение собак хозяевам придется раскошелиться.

   Про кошек ничего не сказал. Так как их в Марокко неимоверное количество, то, видимо, про кошачью контрацепцию здесь не слыхивали. А, может, Коран запрещает. В общем, кошачий вопрос остался не раскрытым.

   Такси в Фесе красного цвета, а медина самая мединистая из всех марокканских медин. В ней несколько тысяч улочек общей протяженностью около 70 км, большая часть которых не имеет выхода. В медине живет треть городского населения - около 500 тысяч жителей.

   -Заходить мы будем через одни из 14 ворот, а выходить через другие. При чем, вы не знаете, где они находятся. Поэтому очень важно держаться всем вместе. Впереди будем идти мы с Алексеем, а защищать ваши тылы будет Юнис, - пугает нас местный гид.

   Заходим через самые красивые ворота Баб-Бу-Джелуд по направлению к медресе Бу-Инанья, минарет которой виден в арке ворот. После 8 вечера медина вымирает, все ворота на ночь закрываются. Остается открытой только боковая дверца, но и та иногда запирается - у местных есть ключи от города. Проходим ворота и... попадаем в прошлое. Временной портал? Бросаем прощальный взгляд назад за ворота. А потом на Юниса. Слава Богу - серьёзный Юнис на страже.

   Медина - сплошной рынок, и где здесь живут полмиллиона человек – непонятно. Много пекарен. В пекарни можно приносить свои полуфабрикаты из теста, а потом забирать выпеченное изделие.
   Марокко известно своими финиками. Продающиеся у нас имеют мало общего вот с этими, настоящими.
   Между прилавком с финиками и прилавком с мясом перед парой куриц красуется петух и задорно кукарекает. Докукарекается сейчас. Как вот эти, ощипанные в холодильнике.

   Товар сюда завозят на тележках. Ослам и ишакам въезд запрещен, о чем говорит дорожный знак, помеченный голубями.

   Добираемся до медресе - высшего бесплатного училища. Сначала дети учатся в обязательной религиозной начальной школе с 3 до 6 лет. Потом - в медресе, училище, которое совмещает в себе среднюю школу и духовную семинарию. Восточной вязью по дереву, которой украшены стены и двери медресе, можно любоваться бесконечно.
 
   А мы идем по городу-рынку дальше, в кОО-ператив №2 по производству металлических изделий. Как их производят, нам почему-то не показывают, а показывают, как продают. Довольно-таки назойливо. Но я терплю, так как у меня здесь имеется свой шкурный интерес - приобретение заварочного чайника. До этого на рынках в других городах чайники попадались. Вроде бы и не очень дорогие, но сделанные неизвестно из чего.

   Здесь чайники из нержавейки, посеребренные, как клянутся продавцы и ручается Юнис. С его помощью покупка и была успешно совершена. Я даже смогла вопреки своему внутреннему сопротивлению поторговаться, нагло назвав, как учил Алексей, цену в 2 раза ниже. Видимо, торгом уважила продавца, и он радостно втюхал мне свой товар. Вот он, восточный сказочный красавец дома.

   Мяту я заранее до поездки посадила. Ну, что могу сказать? Что-то очень отдаленно напоминающее марокканский чай, у меня в этом чуде заварилось.

август 2018