В этой заметке скопирована часть моей статьи "Ошибся ли Пушкин?", которая в 2006 году была в сокращённом варианте опубликована в журнале "Новейшее время".
А также добавлены новые мои комментарии по затронутой тематике.
Встречаются удачные строки и у Вильгельма Велецкого. Например в стихотворении «Руки»:
Я слышу, -
деревьями став,
зовут нас
и все беспокоятся
напряженные руки погибших.
Жаль только, что этот образ многократно использовали предшественники... Так у Заболоцкого еще в 1937 году:
...и души лип вздымали кисти рук,
Все голосуя против преступлений.
Или у того же уже упомянутого Григулиса:
Расстрелянные дерева
Свои обугленные руки тянут к небу...
Да и французский поэт Пьер Сегерс (1906-1987) в стихотворении «Люди» об этом же:
Есть у деревьев руки,
Значит, есть кулаки.
Справедливости ради отмечу, что у всех трех поэтов работает схема «деревья-руки», а у Велецкого «руки-деревья»... Но разве зеркальное отображение образа разрушает его? И разве меняется суть оттого, что он не зрительный, а слуховой?
Придумать новый образ не так просто, поэтому и далее многие идут по проторенной колее и даже в прозе. Так в книге "Исполнитель" (2017) Павла Комарницкого можно прочесть: "Голые деревья в отчаянии тянули кривые руки-ветви к этому холодному небу..."
Здесь затронута очень острая и болезненная проблема, многим не повезло и они не смогли появиться на свет несколькими веками раньше и попали под влияние своих великих предшественников. Независимо даже от того - читали их или нет. Всё это замечательно и очень глубоко раскрыто в книге Хэролда Блума "Страх влияния". Замечу, что наша поэтическая братия по своей темноте этого страха не ведает. Но незнание закона не освобождает... Читайте Блума! Замените строку, если совпало. Не позорьтесь.