ВЖ. Александр Галич

Илья Токов
ВЖ - вторая жизнь поэзии


          Плясовая

(к вопросу создания линии Сталина под Минском)


Плохо спится палачам по ночам,
Вот и ходят в гости палачи к палачам,
И радушно, не жалея харчей,
Угощают палачи палачей.

На столе у них икра, балычок,
Не какой-нибудь - "КВ" коньячок,
А впоследствии - чаек, пастила,
Кекс "Гвардейский" и печенье "Салют",
И сидят заплечных дел мастера
И тихонько, но душевно поют :
"О Сталине мудром, родном и любимом..."

Был порядок, - говорят палачи,
Был достаток, - говорят палачи,
Дело сделал, - говорят палачи, -
И пожалуйста, сполна получи.

Белый хлеб икрой намазан густо,
Слезы кипяточка горячей,
Палачам бывает тоже грустно,
Пожалейте, люди,палачей!

Очень плохо палачам по ночам,
Если снятся палачи палачам,
И как в жизни, но еще половчей,
Бьют по рылу палачи палачей.

Как когда-то, как в годах молодых -
И с оттяжкой, и ногою в поддых,
И от криков, и от слез палачей
Так и ходят этажи ходуном,
Созывают "неотложных" врачей
И с тоскою вспоминают о Нем,
"О Сталине мудром, родном и любимом..."

Мы на страже, - говорят палачи.
Но когда же? - говорят палачи.
Поскорей бы! - говорят палачи. -
Встань, Отец, и вразуми, поучи!

Дышит, дышит кислородом стража,
Крикнуть бы, но голос как ничей,
Палачам бывает тоже страшно,
Пожалейте, люди, палачей!

          * * *

Памяти С.М.Михоэлса

Ни гневом, ни порицаньем Давно уж мы не бряцаем: Здороваемся с подлецами, Раскланиваемся с полицаем. Не рвемся ни в бой, ни в поиск - Все праведно, все душевно... Но помни: отходит поезд! Ты слышишь? Уходит поезд Сегодня и ежедневно. Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй! А мы балагурим, а мы куролесим, Нам недругов лесть, как вода из колодца! А где-то по рельсам, по рельсам, по рельсам - Колеса, колеса, колеса, колеса... Такой у нас нрав спокойный, Что без никаких стараний Нам кажется путь окольный Кратчайшим из расстояний. Оплачен страховки полис, Готовит обед царевна... Но помни: отходит поезд, Ты слышишь?! Уходит поезд Сегодня и ежедневно. Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй! Мы пол отциклюем, мы шторки повесим, Чтоб нашему раю - ни краю, ни сноса. А где-то по рельсам, по рельсам, по рельсам - Колеса, колеса, колеса, колеса... От скорости века в сонности Живем мы, в живых не значась... Непротивление совести - Удобнейшее из чудачеств! И только порой под сердцем Кольнет тоскливо и гневно: Уходит наш поезд в Освенцим! Наш поезд уходит в Освенцим Сегодня и ежедневно! Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй! А как наши судьбы - как будто похожи: И на гору вместе, и вместе с откоса! Но вечно - по рельсам, по сердце, по коже - Колеса, колеса, колеса, колеса!

         1964

         * * *

  Возвращение на Итаку

Памяти Осипа Эмильевича Мандельштама

"...в квартире, где он жил, находились он, Надежда Яковлевна и Анна Андреевна Ахматова, которая приехала его навестить из Ленинграда. И вот они сидели все вместе, пока длился обыск, до утра, и пока шел этот обыск, за стеною, тоже до утра, у соседа их, Кирсанова, ничего не знавшего об обыске, запускали пластинки с модной в ту пору гавайской гитарой..."

 

"И только и света,
Что в звездной, колючей неправде,
А жизнь промелькнет Театрального капора пеной,
И некому молвить
Из табора улицы темной..." (О.Мандельштам)


Всю ночь за стеной ворковала гитара, Сосед-прощелыга крутил юбилей, А два понятых, словно два санитара, А два понятых, словно два санитара, Зевая, томились у черных дверей. И жирные пальцы с неспешной заботой Кромешной своей занимались работой, И две королевы глядели в молчании, Как пальцы копались в бумажном мочале, Как жирно листали за книжкою книжку, А сам-то король - все бочком, да вприпрыжку, Чтоб взглядом не выдать - не та ли страница, Чтоб рядом не видеть безглазые лица! А пальцы искали крамолу, крамолу... А там, за стеной все гоняли "Рамону": - Рамона, какой простор вокруг, взгляни, Рамона, и в целом мире мы одни. "...А жизнь промелькнет Театрального капора пеной... И глядя, как пальцы шуруют в обивке, Вольно ж тебе было, он думал, вольно! Глотай своего якобинства опивки! Глотай своего якобинства опивки! Не уксус еще, но уже не вино. Щелкунчик-скворец, простофиля-Емеля, Зачем ты ввязался в чужое похмелье?! На что ты истратил свои золотые?! И скушно следили за ним понятые... А две королевы бездарно курили И тоже казнили себя и корили - За лень, за небрежный кивок на вокзале, За все, что ему второпях не сказали... А пальцы копались, и рвалась бумага... И пел за стеной тенорок-бедолага: - Рамона, моя любовь, мои мечты, Рамона, везде и всюду только ты... "...И только и света, Что в звездной, колючей неправде..." По улице черной, за вороном черным, За этой каретой, где окна крестом, Я буду метаться в дозоре почетном, Я буду метаться в дозоре почетном, Пока, обессилев, не рухну пластом! Но песня останется, псня осталось! Не к песне, а к сердцу подходит усталость, И хочешь, не хочешь - слезай с карусели, И хочешь, не хочешь - конец одиссеи! Но нас не помчат паруса на Итаку: В наш век на Итаку везут по этапу, Везут Одиссея в телячьем вагоне, Где только и счастья, что нету погони! Где, выпивханжи, на потеху вагону, Блатарь-одессит распевает "Рамону": - Рамона, ты слышишь ветра нежный зов, Рамона, ведь это песнь любви без слов!.. "...И некому, некому, Некому молвить: "Из табора улицы темной..."

                       1969

           * * *


Текст песни Александр Галич - Песня без названия

Посвящается В. Беньяш

Вот пришли и ко мне седины, 
Распевается воронье!
«Не судите, да не судимы…» – 
Заклинает меня вранье.
Ах, забвенья глоток студеный, 
Ты охотно напомнишь мне, 
Как роскошный герой – Буденый – 
На роскошном скакал коне.
Так давайте ж, друзья, утроим 
Наших сил золотой запас, 
«Нас не трогай, и мы не тронем…» – 
Это пели мы! И не раз!..
«Не судите!»
Смирней, чем Авель.
Падай в ноги за хлеб и кров…
Ну, писал там какой-то Бабель, 
И не стало его – делов!
«Не судите!»
И нет мерила, 
Все дозволено, кроме слов…
Ну, какая-то там Марина 
Захлебнулась в петле – делов!
«Не судите!»
Малюйте зори, 
Забивайте своих козлов…
Ну, какой-то там «чайник» в зоне 
Все о Федре кричал – делов!
– Я не увижу знаменитой Федры 
В старинном многоярусном театре!..

…Он не увидит знаменитой Федры 
В старинном многоярусном театре! –
Пребывая в туманной черности, 
Обращаюсь с мольбой к историку – 
От великой своей учености 
Удели мне хотя бы толику!
Я ж пути не ищу раскольного, 
Я готов шагать по законному!
Успокой меня, неспокойного, 
Растолкуй ты мне, бестолковому!
А историк мне отвечает:
«Я другой такой страны не знаю…»
Будьте ж счастливы, голосуйте, 
Маршируйте к плечу плечом, 
Те, кто выбраны, те и судьи, 
Посторонним вход воспрещен!
Ах: как быстро, несусветимы 
Дни пошли нам виски седить…
«Не судите, да не судимы…»
Так, вот, значит, и не судить?!
Так, вот, значит, и спать спокойно, 
Опускать пятаки в метро?!
А судить да рядить – на кой нам?!
«Нас не трогай, и мы не тро…»
Нет! Презренна по самой сути 
Эта формула бытия!
Те, кто выбраны, те и судьи?!
Я не выбран. 
Но я судья!

  На фото я справа в первом ряду
  в темной рубашке и очках...