О спектакле мир номер ноль

Богданова Яна
Рассказывает Дмитрий Бартенев
В театр современной драмы "Действие" меня привела наша актриса Наталья Копченова. Своей площадки театр пока не имеет ( в этот раз они показывали спектакль в помещении частного театра "Астролябия в созвездии Z" - в мрачном производственном цеху бывшего хлебозавода "Красный пекарь", в сером и безликом снаружи, но оказавшимся очень уютным лофтом внутри).

Мне довелось увидеть спектакль "Мир номер ноль" драматурга и режиссера Яны Богдановой . Спектакль очень нетривиальный, эмоциональный, затрагивающий неоднозначные вопросы нравственного выбора, с очень интересным звуковым и световым оформлением, сложной хореографией.

Когда в зрительном зале гаснет свет, мы погружаемся словно в первобытную тьму, из которой луч света выхватывает лицо с демонической усмешкой, которое сразу вызывает в памяти образы библейского змея - искусителя. Это Иерогонга, ученый, который проводит над людьми беспощадно негуманный эксперимент: сможет ли человек, наделенный абсолютной властью над другим человеком, ради достижения своей цели ( а цель у всех одна - получить миллион) пойти на все, пытать до смерти, не слушая криков о помощи? Сюжет спектакля воспроизводит знаменитый психологический опыт Стенли Милгрема 1963 года. Участники эксперимента разделены на две категории: "учителя" и "ученики". "Учителя" заставляют своих "учеников" заучивать незнакомые им тексты, и, если те сбиваются, бьют их током.

На роли "Учителей" Иерогонга подобрал почтенную на первый взгляд компанию: Солдата, бизнесвумен Рандер и юного Скрипача. У каждого из "Учителей" свои мотивы заполучить деньги: потерявшийся в мирной жизни Солдат хочет пустить их на благотворительность, бестолковая и неудачливая бизнес - леди Рандер устала прозябать в бедности... А, Скрипачу, в общем - то, деньги и не нужны, его буяла слепая жажда мести, им движет немотивированная злобная жестокость - и это не может не вызывать ужаса.

Зубрить незнакомые тексты и изображать мучения от ударов электричеством Иерогонга доверил весьма колоритным персонажам: матерому уголовнику Циклопу ("ученик" Солдата), несчастной забитой девочке Лайке, которую предал и продал в этот эксперимент ее муж - наркоман ("ученица" Рандер) и своей собственной сексапильной помощнице Анаконде (она, влюбленная в Иерогонгу, добровольно становится "ученицей" Скрипача).

Спектакль оставляет после себя множество послевкусий, мыслей и выводов, главным, из которых, пожалуй, является то, что абсолютная власть никогда не должна быть в руках человека, управляемого своим абсолютным безумием.

И, увы, в наши дни, когда в разных точках мира полыхают гражданские войны и вооруженные конфликты, когда в небо устремлены ракеты с ядерными боеголовками, в любую секунду готовые к старту, когда на политической арене возникают лидеры один эксцентричнее и решительнее другого, держащие пальцы на "красной кнопке", эта пьеса и поставленный по ней спектакль актуальны как никогда. Как и пьесы Бертольда Брехта, написанные и поставленные в годы Второй Мировой войны, аллегорически обнажающие кровавую суть войны, пьеса Яны Богдановой "Мир номер ноль"должна идти в как можно большем количестве театров по всему миру. Люди должны это увидеть.

Дмитрий Бартенев