О хорошем учителе

Ангелия Лист

«Школьные годы чудесные…»  – приходят на память мне  строчки знакомой  песни, какую нередко можно услышать 1 сентября в каждой школе.  А что  же такого чудесного  в школе, о которой слагают куплеты? Какое такое чудо есть там, оставляющее добрую светлую память счастливой поры. Стены её из такого же кирпича, как и любое другое здание. Новые окна и парты, скажете вы, интерактивная доска! Да! И  ёще система видеонаблюдения, комфортный спортивный зал, свежая выпечка и даже «изба-читальня». Но разве это чудо? Это, по большому счету, хорошее финансирование, не более. А чудо в другом. Оно ближе, чем мы думаем, чудо рядом с нами.  Учитель.
Если кому-то когда-то довелось встретить в жизни хорошего учителя, думаю, со мною многие согласятся, это настоящее чудо. Такого человека помнишь долго, чаще всегда. А в школе, если повезёт, с первым учителем, оказывается, можно  обрести и вторую маму.  Ещё Л.Н.Толстой говорил: «Хорошему учителю достаточно иметь два качества: большие знания и большое сердце».
Парадокс века – с увеличением знаний мельчает душа. Она будто скукоживается в комочек от частых неудач и разочарований, от внешнего неустройства, глобальных проблем общества и мелких проволочек. И учитель,  готовый на подвиг, вдруг  сам оказывается на плахе. И он уже не способен добровольно приносить себя в жертву, он уже наёмник. Меркантильность интересов, проникая в стены школы, несёт инфекцию – душевную сухость, которая не стыдится поражать служителей Храма Знаний. Она посягнула на самое дорогое, что есть в нём! На его сокровищницу …это  учитель.  А он, пораженный в самой своей сердцевине, никогда, никого, ничему не научит. Да возможно, он поделится информацией, не более. В таком положении  слуга знаний оказывается в роли почтальона. Тот тоже периодически доставляет нам информацию, опуская её в ящик, безлико. Порой, за годы не знаешь, как он выглядит, а  из-за скромной зарплаты, они часто меняются. Разнёс почту,  как говорится, за зарплату, и свободен. Свои  обязанности выполнил –  главное передал.
Нет, учитель не почтальон.
В.О. Ключевский хорошо сказал, и мне это близко: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
Спросите любого, что он хорошего вспоминает  из школы? Друзья и… учитель. Учитель  как друг, как эталон чего-то светлого, доброго, совершенного. Это родной человек, который делился не только знаниями, но и частичкой своей души, дарил и урок и бесценное время общения, дарил себя как дар. И я точно убеждена, учитель – это дар Божий. Вот он нас встречает и провожает с улыбкой, часто  с наказом, где-то с повышенной ноткой, ну а как без этого? Потому что неравнодушные люди –  учителя – люди особого сорта. Посмотришь, в них как будто бы неиссякаемый заряд энергии и жизнелюбия! Хорошего Учителя невозможно вывести из себя, из той самой сути, на которую нельзя не смотреть с восхищением. А она видна. Именно она, эта    сущность учительская, и не дает быть другим, иным, прочим. А ведь не секрет, иногда хочется, и даже до слёз. Это всё равно, что барса заставить снять свою шкуру или царя сложить свою мантию.
Быть хорошим учителем дело и почётное, и благодарное. И такие учителя есть, их немало, они вокруг нас. Все они, кто-то громче кто-то тише, одни много, другие мало, но трудятся, кропят над молодой порослью, в перебежках дом-работа-работа-дом. Да, это и у всех людей так, но у учителей особо, ибо их дом – это мы все, и дети и родители. Я встречала хороших учителей немало.  Нет, не перевелись и не переведутся у нас учителя, посвященные делу и детям, а значит, отечеству. Я согласна со словами А. Франса, который говорил, что искусство обучения – это будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять её. А ведь  это так близко к истине. Разбудить интерес к учёбе может только учитель, который стал родным, стал ближе, чем принято, поделился и знаниями и частичкой своей души.
Спасибо всем тем учителям, которые  неусыпно пекутся, совершая непростой учительский труд. Это поприще не из лёгких, но и память о каждом хорошем учителе непреходящая: передается из уст в уста, из поколения в поколение. Низкий вам поклон и благодарность!
С теплом и уважением,
некогда ученица