Тайна одной фотографии. Часть 3

Нелли Неженцева
Я продолжила поиски непосредственно моих родных из этого, такого известного в Вятском крае рода. В частности Юферева Леонида Михайловича, моего двоюродного дедушку (с моей фотографии). И  мои поиски привели меня  к изучению  викторианского течения в Вятской губернии, в конце двадцатых годов прошлого века, одним из самых активных участников и сторонников  которого он и явился.
 
 Я  узнала  много о распространении викторианства в Вятском крае, которое выступало против принятия Декларации. Декларация была выпущена в 1927 году высшими церковными кругами, митрополитом Сергием ко всему низовому духовенству, верующим, о лояльном отношении к Советской власти. Против этой декларации и выступило Викторианское течение, возглавляемое Вятским епископом Виктором Островидовым, это течение и носило его имя.
О его невероятной личности, его духовном подвиге, за который он причислен к лику святых, подробно сказано на сайте «Вятский летописец». Помещаю сведения о нем почти полностью.


 «17 сентября 1918 года архимандрит Виктор стал настоятелем Александро-Невской Лавры, а в конце декабря 1919 года был рукоположен во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. Владыка Виктор своим самоотверженным служением Богу и Церкви и святостью жизни поразил вятскую паству, и она всем сердцем полюбила святителя, который стал для нее заботливым отцом, добрым пастырем и мужественным исповедником православия.
Много раз епископ арестовывался.
Ему запретили жить в Вятке. 

Владыка был вынужден переехать в Глазов. В 1927 году, после выхода в свет Декларации митрополита Сергия, владыка не подчинился решениям Священного Синода и митрополита Сергия, но паствы своей не оставил. Богоборческие власти сделали все, чтобы выдворить епископа Виктора с Вятской земли – 18 мая 1928 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трем годам заключения в Соловецком лагере особого назначения.
в 1932 году он был снова арестован и сослан в село Нерицу (ныне Республика Коми), где после всех испытаний и гонений 2 мая 1934 года епископ Виктор отошел ко Господу.  

Позднее Святитель Виктор (Островидов), исповедник, епископ Глазовский, викарий Вятской епархии был причислен к лику святых.

Мощи святителя были обретены 1 июля 1997 года и ныне покоятся в храме Преображенского женского монастыря г. Вятки. Канонизация святителя состоялась в Москве на Юбилейном архиерейском соборе в августе 2000 года. Составлено житие, написаны честные иконы. Торжества прославления святителя в Вятке состоялись 22 октября 2000 года.»
(новости на странице сайта Вятский Летописец.
Новомученик и исповедники Вятской земли)

О Викторианском течении, участником которого, и правой рукой Епископа Виктора Островидова и явился мой двоюродный дедушка Юферев Леонид Михайлович. Эти материалы я обнаружила в интернете в статье А.Г. Полякова «Периоды  Церковного развития (Русская церковь в ХХ веке), главы 6, 7, 11,  «Викторианское течение в РПЦ». Выбрала только те абзацы, которые касаются Юферева Л.М., и сути викторианского течения. Из найденного материала стало понятно, что произошло с моим родственником со старинной фотографии.
 
В чем же состояло несогласие Викторианского течения с Декларацией официальной церкви. Все очень просто и понятно. Свой отказ от Декларации они мотивировали тем, что: 
 
«1) признание безбожной Соввласти является актом соединения с антихристом;
2) Советскую власть признать нельзя, т.к. последняя ведет борьбу с религией;
3) лояльное отношение к Соввласти есть прямое соединение с большевиками;
4) сатана борется с Церковью, борется с нею и Соввласть, как с сатаной у верующего не может быть никакого общения, так не может быть никакого общения и с Советской властью».

«После ареста и ссылки весной 1928 г. епископа Виктора управленческие функции в викторианском движении Вятской губернии стал исполнять Леонид Юферев. По выражению Вятокротделом ОГПУ, он до момента своего ареста «выполнял функции наместника Вятского епископа» – единолично возглавлял административную деятельность по всей Вятской епархии, имел у себя в квартире нелегальную канцелярию духовного управления. Для более четкого руководства он занялся организацией в Вятской епархии нелегальных благочиннических округов и назначением духовных руководителей, в частности, в числе последних был священник Александр Ельчугин».
 
«Леонид Юферев являлся благочинным 14 сёл Вятского уезда. Также к нему обращались люди и из других сел и уездов за советами и по вопросам замещения вакантных мест священниками викторианами».


«Первыми, кто в регионе не принял Декларацию и возвратил её обратно, были священники Воскресенского собора Григорий Захарович Попыванов и Михаил Валентинович Глушков. Произошло это в период между 23 сентября и 2 октября 1927 г. Практически в это же время аналогичную позицию занял благочинный 1-го округа Вятского уезда про­тоиерей Покровской церкви с. Филейка Леонид Юферев».


 «28 сентября (11 октября) 1927 г. протоиереем А. Серебрянниковым на имя Леонида Юферева было написано письмо, в котором последнему предлагалось ознакомить верующих и духовенство своего благочиния с содержанием Декларации. Для чего Л. Юфереву было послано 6 экземпляров копий, а также рекомендовано использовать текст этого документа, опубликованного в газете «Известия ЦИКа» от 19 августа 1927 г. ».

«Благочинный 1-го округа Вятского уезда Леонид Юферев не стал распространять Декларацию и отослал её 3/16 октября обратно протоиерею Александру Сереб­рянникову с припиской: «Досточтимый о. протоиерей Александр! Ввиду собственного смущения некоторыми выражениями Воззвания, а также смущения пастырей и пасомых, уклоняюсь от активной и благочиннической деятельности и посему посылаю высказывания обратно. Отвергаю создавшиеся слухи об уклонении АЕ. Павла и пришедшего в сторону обновления, но Св. Церковь Христова, как непорочная невеста, его должна быть на высоте своего божественного величия».

А вот это самые важные слова, которые произнес благочинный Юферев Л.М., отстаивая истинную православную веру,  выступая против  закрытия церквей и притеснения новой властью религии. Написал их Леонид Юферев  осенью  1929 г.,  так объясняя мотивы своей антисергианской позиции: «Я принадлежу по своим убеждениям к ориентации епископа Виктора. Советскую власть с чисто гражданской точки зрения я признаю. Признаю как человек с религиозными предрассудками, как служащий религиозного культа на основании писания, но в вопросах религии, где Соввласть высказывает свои распоряжения и взгляды против таковой, направленные на борьбу с религией и ее религиозными устоями, я, как священник, не согласен, не согласен с тем, что Соввласть закрывает церкви и ограничивает права церкви. Вот по этим причинам я не мог согласиться с декларацией М. Сергия, который своей декларацией высказывал не свои личные мнения, а мнения всей церкви согласиться и радоваться успехам Соввласти в борьбе с религией. Епископ Виктор, с точки зрения церковной, оспаривал эти взгляды М. Сергия, и я был с ним согласен, и декларации в части касающихся вопросов церковного порядка я не согласился».

«Началом полноценных управленческих контактов между викторианами и епископом Дмитрием (Гдовским) можно считать поездку в мае 1928 г. Леонида Юферева к еп. Дмитрию в Ленинград. Её главная цель помимо прочих церковно-административных дел – решение вопроса о назначении правящего епископа над Вятской епархией. Кандидатом в епископы был выдвинут священник с. Никулицкого Михаил Юферев, который весной 1929 г. также ездил к епископу Дмитрию Гдовскому в Ленинград ).» (Весь архивный материал из интернета.Периоды Церковного развития ( русская церковь в ХХ веке) Викторианское течение в РПЦ. главы  6,7,11. А.Г.Поляков)

Но в результате всех этих действий по отстаиванию веры и Русской Православной церкви протоиерей Юферев Леонид Михайлович был арестован в сентябре 1929 года. Он и его сыновья значатся в Новомучениках и исповедниках Вятской земли.


«Рабочая группа Вятской епархиальной комиссии по канонизации святых по сбору материалов о новомучениках и исповедниках пострадавших на Вятской земле
Новомученики и исповедники Вятской земли

Юферев Леонид Михайлович, протоиерей
Юферев Леонид Михайлович; Год рождения 1883 Место рождения Вятская губ., Вятский у., с. Рябово 
протоиерей Сын диакона;
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ [1] Служение Вятская о., Вятский р., с. Филейка протоиерей Год окончания 1929 ;
 Аресты Вятская губ. Год ареста 1929 Месяц ареста 9; До ареста 1929 г. неоднократно подвергался арестам и обыскам; Осуждения Коллегия ОГПУ 03/02/1930 ;Статья ст. 58-11 УК РСФСР; Приговор 5 лет ИТЛ, считая срок с 30.09.29г.;   Вятка, 1930 г."; Места заключения; Вятка, Вятский Изолятор Спецназначения; Год начала 1929; Месяц начала 9; Дальнейшая судьба неизвестна»

(Архив УФСБ по Кировской обл.Д.СУ - 8585.Автор репрессированных служителей Вятской Епархии Ожегин П.Т.)

ЮФЕРЕВУ ЛЕОНИДУ МИХАЙЛОВИЧУ БЫЛО 47 ЛЕТ.

* «Юферев Николай Леонидович 
* Год рождения 1907 День рождения 3 
* Месяц рождения 4 
* Место рождения Кировский край, Поломский р., с.Ивановское 
* священник 
* Окончил школу второй ступени в г.Кирове. В 1928г. окончил Миссионерские курсы в Ленинграде
* ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ [1928-1934гг.] [1934-1936гг.] [1938г.]
    * Служение
        * Ленинград 
        * Должность псаломщик Год начала 1928 
        * В 1932–1934гг. служил в тыловом ополчении
        * Кировский край, с.Прокопьевское 
        * священник Год начала 1934 
        * Кировский край, Оричевский р., с.Быстрица 
        * священник Должность настоятель 
        * Год начала 1934 
    * Аресты
        * Кировский край 
        * Год ареста 1934 
        * Был арестован Шабалинским РО НКВД. Два месяца содержался под арестом
    * Служение
        * Кировский край, Оричевский р., с.Быстрица 
        * священник Должность настоятель 
        * Год начала 1934 Год окончания 1936 
        * День окончания 24 Месяц окончания 4 
    * Аресты
        * Кировский край, Оричевский р., с.Быстрица 
        * Год ареста 1936 День ареста 24 
        * Месяц ареста 4 
    * Осуждения
        * Особое Совещание при НКВД СССР 
        * 27/10/1936 
        * Приговор 5 лет ИТЛ 
        * Групповое дело "дело епископа Дамаскина (Цедрика). 1936г." 
    * Осуждения
        * 13/02/1938 
        * Обвинение совершил побег с места лишения свободы 
        * Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        * О.Николай 18.01 совершил побег из лагеря, а 19.01 был задержан
* Кончина
    * 1938 
    * расстрел
    * (Архив УФСБ по Кировской области Д.СУ - 9730)

СЫНУ НИКОЛАЮ БЫЛ  31 год.

«Юферев Михаил Леонидович 
* Год рождения 1911 
* Место рождения Вятка 
* псаломщик 
* ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]
    * Служение
        * Вятка 
        * Должность псаломщик 
    * Осуждения
        * Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        * 21/09/1932 
        * Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        * Приговор - 3 года лишения свободы 
        * Дальнейшая судьба неизвестна
        * Младшему сыну Михаилу - 21 год»
    * Публикации
    * (Ожегин П.Т. Список репрессированных служителей церкви Вятской епархии. Архив автора. Машинопись.) 

Результат моих поисков оказался  очень грустным и полностью подтвердил слова моей мамы. Судьба священников Юферевых оказалась более чем трагичной.
Краевед В.Глушков говорит о тех ужасах, которые выпали на долю тех Юферевых, которые принадлежали к церковному сословию. Они были репрессированы в связи с гонениями той власти на религию. Далее он говорит, что  преступление Юферевых - священнослужителей перед властью заключалось только в одном, что они верили и служили Богу и призывали следовать христианским заповедям.

« За 70 лет насильственного атеизма мы не построили рай земной, но зато до основания искоренили христианскую веру и нравственную мораль в людях.»
(В.Глушков.)
Так же В. Глушков говорит о том, что за этот период полностью вырублены корни духовной ветви Юферевых - священнослужителей в Вятской епархии. Их не осталось на Вятской земле.

Светлая память моим родным из рода Юферевых, и всем тем, кто ценой собственной жизни отстаивал святую православную веру в Вятской епархии и по всей России.
Их чистые благородные лица с фотографии будут напоминать моим родным и близким, и всем нам, что это было в нашей истории. И мы не должны забывать об этом  и радоваться возрождению веры по всей России.
И здесь особенно  уместно прозвучит оптимистичное стихотворение Александра Анфилатова.

О, чудо благодатного огня!
Он в сердце у тебя и у меня.
Сошедший с неизведанных высот,
Он нам дарует новой жизни год.

Он говорит, живите все в любви,
Для нас горит и светится в крови.
Огонь  средь серых буден и тоски,
Цветет и распускает лепестки

Любви, надежды, светлой веры,
И смерти, ставшей нам примером
Служенья людям и добру… 

Из глубины веков, и снова
Огонь святой подарит слово.
И завтра снова зазвучит окрест
Христос Воскрес! Воистину  Воскрес!



Благодарю автора книги "Викторианское течение в русской православной церкви"
Полякова Алексея Геннадьевича. Именно в ней отразились трагические для русской православной церкви события, которые затронули и судьбу священнического рода моей семьи, а также краеведов В.Глушкова и Виноградова.


Благодарю за умные и добрые рецензии:

Полякову Зинаиду:

как можно было лишить православную Россию ее истинной веры и внедрить безбожие на долгие годы.(с)
.Дорогая Нелли, меня всегда поражает такой вопрос. Можно подумать, что народ этому противился, а его насильно заставили всё крушить и обесценивать. Нельзя уничтожить то, чего у народа не было. Он был опьянен словом свобода, а получив её, не знал, куда её применить. Я много раз перечитала у Братьев Карамазовых монолог Инквизитора. Как там точно сказано. Народу нужны хлеб и зрелища и он пойдет за любым, кто ему это даст.
Самое страшное, что произошло, это уничтожение интеллигенции, белой Гвардии и священства, которые олицетворяли собой Россию. Если бы сейчас было такое священство, как тогда, как Ваши родные, разве сейчас происходило бы то, что происходит!
Восхищаюсь Вашей работой. Восхищаюсь людьми и их славными делами, их пастриотизмом, мужеством и Верой. Но не считаю, что народ жертва. Он всё в большинстве своем делал по согласию. Спасибо, что сохранили для читателя возможность увидеть Красоту русского человека. Истинную, Божью и зовущую к возрождению.