Скафандр

Василий Слынько
Рассмотрим выражение "Я христианка" вида A=B, в котором "A" фиксировано, а "B"
может принимать различные значения: христианка, мусульманка, иудейка, индуистка,
буддистка, язычница, атеистка, зороастрийка и т.п.

"B" означает "последовательница определённого вероисповедания, следующая
определённым морально-этическим и обрядовым предписаниям". Вероисповедание или
религию определим, как совокупность представлений о мире и Боге, жизни и смерти,
добре и зле, правилах поведения и т.п.

Зададимся вопросом, а чем отличаются друг от друга представители различных
вероисповеданий? Может быть, они по-разному чувствуют физическую или душевную
боль? Может, по-разному истекают кровью? По-разному рождаются, влюбляются,
старятся, болеют и умирают? По-разному любят своих детей и ненавидят их
обидчиков? По-разному боятся и радуются, плачут и смеются, скучают и т.д.?
Чем христианская зубная боль отличается от мусульманской?

Предположим, телесные различия будут признаны несущественными.
Тогда чем отличаются души "разноверцев"?

Что есть душа? Всё, что не тело. А что у нас есть кроме тела? – Три начала:
рассудок (голова), чувства (грудь) и стремления (живот), приводимые в движение
универсальной "искрой Божьей" Святого Духа, живущего в сердце и являющегося
первопричиной любого материального и духовного движения – от внутриатомного
до галактического, и более.

Из трёх начал – рассудка, чувств и стремлений – именно рассудок отвечает за
смысловое и логическое содержание разных вероисповеданий. Но на уровне чувств
и стремлений какие-либо отличия в них отсутствуют:

* * *
Любовь везде одна и та же,
как и зубная боль, и даже
стремлений благородных пыл –
всегда один и тот же был!

Совершенно очевидно, что милосердие и благородство являются причиной,
а не следствием религий (если не ставить телегу впереди лошади). Любовь, добро,
сострадание, мудрость, скромность, самоотречение и самопожертвование ПРЕДШЕСТВУЮТ
возникновению религий и существуют вполне независимо от них, во все времена –
и в языческие, и в до-языческие, и до, и после религий.

Поэтому понятие "я" является более общим, чем понятие "христианка", а исходное
выражение A=B правильнее было бы записать, как A>>B (A гораздо больше B).
"Душа не больше ли пищи, и тело одежды?" (Матф. 6:25). Подобно телу, любое
вероисповедание есть лишь рассудочная одежда "искры Божьей", защищающая её от
духовной стужи, жары и непогоды. Мы же не говорим "Я шуба" или "Я купальник"?

Вероисповедания живут в головах, любовь и милосердие – в сердце. Одна и та же,
универсальная искра Божья движет людьми в жизни, и один и тот же универсальный и
ДЕЛОКАЛИЗОВАННЫЙ (потому что вездесущий) Бог-Абсолют А=0 принимает их души
после смерти. Последняя является промежуточной в сверхдолгие дни и ночи Брахмы
(Бога-Творца) – и окончательной после Его смерти, когда остаётся только Бог-Абсолют,
источник будущих сил творения (Брахма), сохранения (Вишну) и разрушения (Шива).

Мыслим мы локализованными предметными сущностями (кто? что? где?), но чувствуем
делокализованные состояния, которые воспринимаются нами предметно лишь в силу
возможности преобразовать любое прилагательное в существительное. Любовь – это
делокализованное состояние, озаряющее из любящего сердца весь мир, даже если оно
порождается чем-то или кем-то конкретным. Так становится понятной фраза из
Евангелия от Иоанна "Бог есть любовь" (4:8). Бог делокализован, Он вездесущий.

Нужно ли отказываться от своего вероисповедания в связи со сказанным? Ни в коем
случае! Мы же не отказываемся от скафандров и аквалангов при выходе в открытый
космос и при глубоководных погружениях? Их спасительные свойства вызывают в нас
благоговение (глубочайшее почтение), граничащее с поклонением. Но всё-таки мы
никогда не говорим "Я скафандр".

(2018)