Персия или Азербайджан?

Заур Гаджиев
Я не националист, но согласитесь историю, тем более этногенез азербайджанского народа почему то в Российских источниках пишут только армяне? К примеру этот скриншот... ВИКИПЕДИЯ.
Кто такой этот Тарон Сахарян и почему ему позволяют поправлять статьи в Википедии про Азербайджан ? И даже такой сложный вопрос как этногенез?

Русская Википедия:
"Азербайджа;нские ха;нства[1][2] (также используется определение «персидские (иранские) ханства»[3][4][5], или «татарские ханства»[6]) — условное название феодальных владений, в основном во главе с азербайджанскими тюркоязычными династиями[7][8][9][10], возникших на территории бывших провинций Сефевидского государства (беглербегств) в результате распада государства Надир-шаха в середине XVIII века, просуществовавших как более или менее самостоятельные государственные образования до начала XIX века----- как видим из общей статьи,и по названию статьи,что если даже дают определение как персо-иранские Ханства приводя там искажающую историю,но не смеют общее название Азербайджанские Ханства изменить на персидские.Сами учите и просвящайтесь. Азербайджанские ханства[1][2] (также используется определение «персидские (иранские) ханства»[3][4][5], или «татарские ханства»[6]) — условное название феодальных владений, в основном во главе с азербайджанскими тюркоязычными династиями[7][8][9][10], возникших на территории бывших провинций Сефевидского государства (беглербегств) в результате распада государства Надир-шаха в середине XVIII века, просуществовавших как более или менее самостоятельные государственные образования до начала XIX века"

Называя "Персией" Азербайджанские ханства, государства Ак-гойунлу, Кара-гойунлу, Сефевидов, Афшаров, Каджаров - "Персией" условно "Персидскими государствами" Европейские страны и Россия реально искажали истиное наименования и территорий и государств, которых они имели ввиду  . При том что ни одно из этих гос. образований себя "Персией" не называла и не только, даже не отображала.
Ведь даже ни в одном "русско-персидском"  договоре на персидском нет слова "Персия" или Шах или Государь "Персии"!!!
Кроме этого вот материал из Матедарана написаный армянским академиком АН Армении Папазяном:
 «при Сефевидах страна была разделена на четыре крупных финансовых департамента (departemens) — Ирак, Фарс, Азербайджан и Хорасан». При этом он ссылается на В. Минорского, который указывает, что
Азербайджан состоял из четырех беглярбекств: Тавриз, Чухур-С’ад, Карабах и Ширван (5)."
А ведь вышеприведенные ссылки подтверждают, что во владения Азербайджана
входили обширные территории на Кавказе, в том числе нынешняя Армения (Чухур-
С’ад,), также Карабах и Ширван. Кроме то Папазян лукавствует называя провинции Фарс (Персия) и Ирак - первыми... На самом деле эти провинции были отдаленными окраинами империи, завоеванными позже... А центральным и основным регионом считалось: страна "довлати" (перс.) Азербайджан.

http://sharakiev.narod.ru/Albanian_church_ru.pdf

 Насер ад-Дин Шах Каджар (перс. ;;;;;;;;; ;;; ;;;;;;, азерб. N;sr;ddin ;ah Qacar: 16 июля 1831 — 1 мая 1896) — четвёртый шах Ирана из тюркской династии Каджаров, правитель Ирана с 17 сентября 1848 года.
Мохаммед Реза; Пехлеви; (26 октября 1919 — 27 июля 1980) — тридцать пятый и последний шахиншах Ирана, правил с 1941 по 1979 гг. Его отец Реза;-шах Пехлеви; (15 марта 1878 — 26 июля 1944) 31 октября 1925 года при помощи Британской империи низложил последнего правителя из династии Каджаров Ахмед-шаха и провозгласил себя шахиншахом. Что бы подчеркнуть персидскую сущность своей династии и противопоставить её тюркской Каджарской взял наименование Пехлеви в память о парфянской династии Карен-Пехлевиды, существовавшей в государстве Сасанидов до VII века, к которой не имел отношения за давностью времен. Кроме то по известным сведениям родители у него не к ханам, не к беям не относились, отец был простым конюхом.

Если посмотреть этническую на карту современного даже Ирана, с древних времен, этническая картина мало изменилась.
Северо-восток страны от Урмии до Ардебиля, от реки Аракс с границей с Азербайджаном и Арменией до провинцией Зенджан на юге основное население - тюрки (азербайджанцы). Столица Ирана Тегеран населенна на 40% тоже азербайджанцами, а бывшая столица Тебриз - на 90% и является не официальной столицей всего Иранского Азербайджана...
Хотелось бы напомнить, что Тебриз, Ардебиль - древнейщие города столицы "Персии" (хотя это название никогда не использовалось) где создавалась все культурные ценности Ирана, испокон была заселена тюрками. Арабы эту территорию называли Азербайджан, от древнего названия Адербадаган или Атропатена.

Жан-Жак Элизе Реклю в XIX веке по итогам своих исследований отметил распространение территории Атропатены-Азербайджана до нынешнего Дагестана и наличие здесь испокон веков тюркских народов. В своей книге «Человек и Земля» Э.Реклю привел ценный материал из трудов античных авторов касательно древнего тюркского населения Мидии и Азербайджана.

Элизе Реклю отмечает: «Геродот в одном отрывке своей истории перечисляет шесть племен (родов) Мидян. Из истолкования их имен, которые пытались сделать Оперт и Ленорман, выходит, что два племени, называемые «арийскими», были того же происхождения, что и народ персидский, остальные же четыре племенные группы составляли «туранскую» основу сельского населения, разделяемую на 2 группы: оседлых земледельцев и пастухов-кочевников».

В Иранской мифологии азербайджанцы - ираноязычные азери тюркизированы в годы нашествия туркоманов сельджуков с 11в , и позже Ак-гойунлу и Кара-гойунлу.

Известные факты, что не только Атабеки Азербайджана и Караханиды - тюркские правители, но Ак-гойнлу, чьи потомки Сефевиды, состоящие из типичных азрбайджанских родов шахсевенов, кызылбашей, терекеме и др. Афшары, в том числе знаменитый "перс" Надир-шах - чистокровный тюрк из рода Афшар, наконец Каджары противостоящие РИ, и эти факты не спорные, потому как всем знатокам Востока известны. И тот факт как с 6 века иранцы никогда не правили практически Северным Ираном, и даже на Юге.

Поэтому хочу немного возразить с Иранской мифологией "азери", выдвигая свои аргументы....

Особо интересно этот вопрос поднял известный ученый-тюрколог М.З. Закиев "Глубокие этнические корни тюркских народов",
Цитируя, многие исторические симпозиумы, можно сделать вывод, что тюрки никогда до 4-5 вв н. э. не проживали в Европе, на Ближнем Востоке, на Кавказе, в Средней Азии, на Урале, и в Поволжье.
 И лишь как то через каждые 100-150 лет появлялись тюркские завоеватели (кочевники) и потом они куда то исчезали... Причем завоевывали более развитые цивилизации. Затем эти же ученые дают противоречивые выводы о том, что современные тюркские народы в Европе и в Ближнем Востоке, лишь результат асимиляции...


1. Азербайджан - Адербадаган - это лишь географическое понятие,  а "Персия" - этническое скорее....

Почему Азербайджан (Атропатена или Мидия) всегда считался отдельной страной от Персии можно посмотреть в сюжете о древних картах:

https://www.youtube.com/watch?v=nRRnfpPUvI8

Почему как персы (фарсы) не проживают на севере Ирана не только в регионах Азербайджан, Курдистан, но и Восточнее Гилян, Мазандаран... Поскольку гилянцы, мазандаранцы, талыши говорят на своих ираноязычных языках сильно отличающихся от "персидского" (фарси), а еще восточнее на границах с Туркменистаном говорят на туркменских языках. Провинция "Фарс" - юг Ирана.
 И как то не правдоподобным выходит, что фарсы (персы) живущие в основном на Юге Ирана, управляют империями, где правители - тюрки, армия состоит исключительно из тюрков да и население Иранского Азербайджана - в большинстве тюрки, есть курды, но персов очень мало.
 Не правдоподобным кажется и факт массовой ассимиляции иранских народов в Азербайджане (в Иранском тоже), тюрками начиная с 11-12вв. Почему тогда в прибрежной Прикаспийской зоне от Ленкоранской низменности до Гиляна и Мазандарана, народы говорят на своих наречиях иранского, хотя и там тоже тюрки проживают. Факт ассимиляции может происходить, когда этнического большинство в разы больше этнического меньшинства. Однако как мы знаем письменностью Сельджуки, Ак-Гойунлу, Караханиды, Сефевиды и последующие тюркские династии, пользовались в большинстве персидской как и в Средней Азии, или арабской. Иначе говоря практически люди владели и персидскими языками.
2. Есть Ссылки на государства Сасанидов, Ахменидов, Ширваншахов мало известен полный этнический состав этих государств, но как полагают историки основной этнос это иранцы, но этот вопрос тоже спорный... Во всяком случая очень много осталось хазарских, гунских курганов и др архитектурных памятников. Вопрос о туркоманах. Откуда этноним?  "тюркман".
 Достаточно вспомнить слова Абу Рейхана Бируни: "Когда какой-нибудь гуз принимал Ислам, гузы говорили: "он стал туркменом", а мусульмане говорили, что в их число вошел "туркмен", то есть похожий на тюрка"
(Абу Рейхан Бируни, "Собрание сведений для познания драгоценностей").

3. Внешне одежда и вооружение Сасанидских воинов отличалась сильно от одежды и вооружения кочевников, саков, машкутов (масагетов) и гунов.
Если саки, машкуты (масагеты), гуны, в считались искусными всадниками и имели соответствующее вооружение, то Одежда древних персов 4-5 вв Сасаниды есть в наскальных рисунках – длинные халаты.
Одежда армян… Под этнологией армян подразумевается народы северного Месотамии, и Армянского нагорья, в том числе хайки (современные армяне)…
Пример: 
Страбон Текст приводится по изданию: Страбон. ГЕОГРАФИЯ в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994.
Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко.
Редактор перевода проф. О. О. Крюгер.
«12. Древняя история этой народности приблизительно такова. Как я уже сказал10, Армен из фессалийского города Армения, расположенного между Ферами и Ларисой на озере Беба, отправился походом в Армению вместе с Иасоном. Кирсил из Фарсала и Мидий из Ларисы, участники похода Александра, утверждают, что Армения получила от него свое имя. Часть спутников Армена поселилась в Акилисене (которая в прежние времена была подвластна софенам), тогда как другие — в Сиспиритиде вплоть до Калахены и Адиабены за Армянскими горами. Рассказывают далее, что одежда армян — фессалийская; так, например, длинные хитоны, называемые в трагедиях фессалийскими, перетянутые поясом около груди, и верхняя одежда на застежках, так что даже трагические актеры подражали фессалийцам; ведь им нужно было иноземное украшение в таком роде; но так как фессалийцы как раз носили длинные одежды (вероятно потому, что из всех греков они жили в самой северной и наиболее холодной области), то эти одежды представляли актерам самый подходящий образец для подражания в их сценических перевоплощениях. Страсть C. 531к верховой езде у армян и мидийцев — от фессалийцев. О походе Иасона с.500 свидетельствуют святилища Иасона; некоторые из них воздвигли властители страны, подобно тому как Парменион построил храм Иасона в Абдерах.»
Выходит что одежда, армян, персов, греков серьезно отличается от одежды кочевых гунов, саков, машкутов (массагетов), гимири (кимерийцев)

4. Лингво-анализ дал нам противоречивый результат для современной историографии...
А именно многие фундаментальные слова используемые в быту и у тюрков и у иранцев оказались тюркскими от корня.
такие тюркские слова как
булат полад (по перс.) , демир (темир) железо, кылынч, пичак, казан, сабан (сапан)(по руски сабля), Ханджал (кинджал), гайчи, чакиш, балта, латун (латунь), бюрюндж, мис, алмаз, сурьма, кашмир 
шалвар (шалбор) - штаны
килим, халча, бухча, сандык, парча, котан, сарай, дам, даг, багъ (бахча), саман, кирпич, изба, тахта, казан, печ, очаг (оджагъ) и мн .др..

Как известно в начале 4 века гуны завоевали Рим. Но многие историки не раскрывают причины поражения римлян?
Давайте рассмотрим ситуацию не со стороны завоеванных, а логически. Обычно в древние и в средние века государства завоевывались благодаря новым открытиям и технологиям. Вопрос распада Римской империи конечно не был связан с развратом и согрешениям.   

Как известно, что грузинские языки довольно древние, но в грузинских языках железо - "демири" от тюркского темир, демир, слово имеет тюркский корень дем, (тем)- нагрев.
Естественно возникает вопрос. В каком веке существовали, тюркские и прототюркские языки. Ведь важно знать стабильность и корневой склад тюркских языков, дает многовековую неизменность. Изменяются лишь произношения, и некоторые аффиксы.
 Тоже касается персидского "полад" сталь, явно принятая от тюркского булат (корень бул, бул-мак)...
 Имя богатыря иранского эпоса Техмуреса — 1а(Ь)ша-ге5.
Техмурес или Теймур это иранское произношение тюркского имени Темир, Демир - (железо)!!!
 На армянском языке железо звучит "yerkat" что означает то тюркски "вспахать землю" "смешать землю" т. е. тот же плуг.
 На лезгинском сталь - "гьулдан" галдан, галхан - один из сортов железа с которого делали щиты - галхан(ы) - (тоже тюркское наименование). Галын. калын - означает с тюркского плотный, толстый, слой. Галхан, Галдан - защита.
 Гал, кал - остаться, сохранится, (галмак). Откуда и слово Кала, Гала - крепость.
Русское "кузнец" (коваль), происходит также от тюркского куз, кыз, гыз - нагрев, жаровня.
 Удивительным фактом столкнулись древние народы Кавказа, в языках нахской группы множество обиходных слов, которые являются тюркизмами. Это у чеченцев, ингушей. А у аварцев лезгинов не только слова, но и аффиксы свойственные тюркским языкам...
 Удивительный факт ученый албанолог В. Гукасян, занимаясь лингво-анализом одного из древнейших христианских народов Кавказа - удин. Пришел к выводу, что в удинском языке множество тюркизмов, не свойственных и не используемых в азербайджанском языке, хотя удины азербайджанцы живут рядом... Такие обще-коренные слова часто используются в карачаевском и в балкарском языках.
 Многие современные Дагестанские ученые называют эти тюркизмы, шумерско-акадским влиянием... Хотя тоже известный факт шумеры с Кавказом не контактировали.
 Достаточно изучить фарсидский, гилянский, талышский и др языки используемые в Иране, реально  обнаруживаем аналогичные факты...

Одним из фактом доказывающим существования древнейшей тюркской культуры в Передней азии и на Кавказе, являются тюркские названия блюд и продуктов, которые также называются в языках кавказских и иранских народов..
 К примеру слова "ката" - слоенный пирожок, тесто с начинкой от корня "кат" - добавляй, присоединяй. Ката - тесто с добавкой (начинкой).
"Ката" встречается у иранских народах, у грузин "када", одна есть тут соседка армянка говорит ты знаешь какая вкусная "армянская Ката" , я уже не хотел ей объяснять что "ката" не армянское , и слово "кат" означает по тюркски добавить, помешать, начинка ... Ладно пусть лохам впаривает что - "армянская"......
 Долма- блюдо фарш завернуный листьями,  - от слова долу (толу) - заполнен.
афикс -ма используюмый в тюркских языках как произведенное, так и отрицание...
в блюдах часто используемое к примеру:
бастурма, сюзма, говурма, бурма, алма,  т. п.
Другой афикс используемый в тюркских блюдах -ва или -ба. От слова Вар (Бар) -есть
  К примеру: Хал-ва (хал - тюрк метка, родинка), а по арабски - здоровье, состояние, Пахла-ва (Бакла-ва), Шор-ба
Аш - древне-тюркском означает еда, блюдо, персидское плав - по тюркси - аш..
Блюдо Хаш встречается почти у всех народов Кавказа...
Афикс -ик -ык (значение на чем, от чего)
Шишлик (шалык) шиш, шаш - остриё вертел
Шиш-кебаб шиш - тюркизм, кебаб - арабизм

Опять же эти слова встречаются в иранских языках и в персидском.
Ладно если персы использовали тюркские наименования блюд, то тюрки тоже часто использовали персидские названия как: шекер, шербет, и т. п.
Но почему то в языке "древних" армян одни только тюркские блюда причем некоторые переделанны на армянский лад: манты - мантапур, бозбаш - босбаш, долма (толма) - талма, ката - када, хаш-хаш хашил - хашил, кюфта и т. п.
 
Множество растений, продуктов имеющие тюркские корни встречаются в персидском и в др. иранских языках, также много иранизмов в тюркских языках особенно в Средней Азии и в Закавказье. И это доказывает, что взаимное проникновение слов иранских и тюркских происходило довольно давно, а не с 11-12 вв.
Известный востоковед, Великий академик Зия Буниятов, изучая труд арабского писателя седьмого века Аль-Ваки, обнаружил интересный исторический факт. Как оказалось, халиф Муавия, лидер Арабского халифата (661-680), собирался вторгнуться в Каспийскую Албанию и спросил Абид Ибн Шария аль-Керхуми, какие племена жили в Албании. Абид Аль-Керхуми, который находился в Албании с целью сбора военной разведки, сказал в ответ на вопрос халифа;
«В этой стране доминируют турки. Общим языком межкультурного общения является турецкий».

Следовательно исследования известного генолога А. Клесова в произведении "Тюрки сквозь тысячилетия" становятся не только логическим, но более чем доказательным фактором, для расследования и переоценки существующей исторической научной теории развития народов и языков. 

Доктор филологических наук, профессор Э. Алибейзаде пишет:

«В XlX веке появилась новая наука – шумерология, которая за последующие века, благодаря новым находкам, стремительно  развивалась. Одна из основных задач этой науки выявление родственных связей шумерского языка с другими языками мира. Многие ученые считают этот вопрос давно уже решенным. Так как, по их мнению, накопилось слишком много фактов, доказывающих  родство этого языка с тюркскими языками. Они считают шумеров предками тюрков».

Шумерский                Тюркский

——————————————————————————————

               аб, еб                эв, эб (дом), оба (родина)

               эш                эшик (прохожая часть дома)

               эд                гет (идти)

                заггин                яхын (близко)

                гаш                гуш (птица)

                деш                дешик (дырка)

                уш                уч (три)

                наме                не (что?)


По словам О. Сулейменова, модель создание существительных из корней глагола в обоих языках идентична:

                Шумерский                Тюркский

                уру                гур (строить)

                уруг                гургу (строение, город)

                йузю                уз (плавать)

                йузюк (водная птица)                узгю ( плавание)

                ешти                ешит (слышать, (слушать)

                гештуг                гулаг (уши)

                туру                дири (быть живым)

                туруг                дирилик (жизнь)


 Еще анализ Шумерские слова, далее через тире - из Тюркских языков
Аз (мало) - Аз (мало)
Абаме (старейшина) - Аппа (дед), Аба (бабушка)
Баба (предок) - Баба (предок)
Габа (грудь) - Габара (телогрейка, бюстгалтер)
Даим (постоянно) - Даим (постоянно)
Ме (я) - Мен (я)
Му (он) - Бу (этот, он) прим. М и Б в Тюр. языках переходят друг в друга
Не (что) - Не (что)
Ру (забивать) - Ур (забивать)
Ер (воин) - Ер, Эр (мужчина)
Ту (родить) - Туу (родить)
Туд (родился) - Туулду (родился)
Чар (круг) - Чарх (колесо)
Гуруваш (слуга) - Карауаш (служанка)
Гаг (всаживать) - Къакъ (всаживать)
Дингир (Бог) - Денгир, Тенгир, Тенгри (Бог)
Ада (отец) - Ада (отец)
Ама (мать) - Ана, Ама (мама)
Уш (три) - Уш, уч (три)
Уд (огонь) - Уд, Ут, От (огонь)
Узук (длинный) - Узун (длинный)
Туш (спуститься, опуститься) - Туш (спуститься, опуститься)
Ешик (дверь) - Ешик, Эшик (дверь)
Аур (тяжесть) - Ауур (тяжесть)
Жау (враг) - Жау (враг)
Жер (место, земля) - Жер (место, земля)
Егеч (сестра) - Эгеч (сестра)
Ор (жать, об урожае) - Ор (жать, об урожае)
Кыз (девушка) - Кыз (девушка)
Кал (оставаться) - Кал, Калу (оставаться)
Куш (птица) - Куш (птица)
Уат (разбивать) - Уат (разбивать)
Жарык (светло) - Жарык (светло)
Жаз (пиши) - Жаз (пиши)
Жюн (шерсть) - Жюн (шерсть)
Жол (дорога) - Жол (дорога)
Жыр (песня) - Жыр (песня)
Жарым (половина) - Жарым (половина)
Чолпан (звезда) - Чолпан (звезда, Венера)
Чибин (муха) - Чибин (муха)


Благодаря исследованиям этого автора, стало известно, что и для шумерского языка, так же как и для тюркского характерна морфологическая модель «императив + окончание -ен, или -ан = причастие прошедшего  времени». Общим для обоих языков является и окончание -ра дательного падежа.

Что бы понять историческую суть взаимосвязей шумерского языка  тюркскими языков, в первую очередь следует сравнить эти языки и установить фонетические, лексические и грамматические параллели. Только так можно выявить древние архетипы. Именно так поступал видный азербайджанский ученый А. Мамедов, который в своей статье «Шумеро – тюркские лексические параллели выявил 120 общих слов. Подробно:
Бахтияр Тунджай "Татары и тюрки"

Некоторые лингвистические и даже генетические исследования приводят тоже к мнению, что тюрки автохоны Северного Ирана, Восточной Анатолии и частично Южного Кавказа. 

Если судить по генетике, то это мнение известного американского генетика русского по происхождению А. Клесова..
Эпоха неолита продолжалась до Vl тыс. до н. э.

Люди начали заниматься производством сельскохозяйственных продуктов. Не смотря на то, что камень еще оставался основным орудием труда, но люди уже научились мастерить и использовать примитивные каменные орудия, как орало и соха, орудия из кости для вязания и шитья. Началось производство глиняной посуды и строительство домов. Люди, покинув свои прежние пещерные жилища, начали переселяться в эти дома.

С появлением новых отраслей хозяйства в языке тюрков появлялись новые слова для их обозначения. В этой области наши предки опередили своих соседей на несколько тысячелетия. Этим и объясняется то, что впоследствии эти же термины были приняты соседями тюрков.  Так в азербайджанском языке, а так же в некоторых других тюркских языках есть слово «котан» (плуг). Это чисто тюркское слово встречается и в языках соседей тюрков. Фиридун Агасыоглу пишет по этому поводу следующее:

«Связанный с сельскохозяйственной культурой термин «котан» звучит на грузинском и армянском языках в форме «гутан», в языках дагестанских народов в форме «кутан». Принимая во внимание, что это слово встречается и в иранских языках, а так же в сирийском,  Г.А. Климов пришел к выводу, что это слово перешло на все эти языки с тюркского.»

Алюгенные языки мало меняются только могут изменяться произношения, так в тюркском корень "кот", "кат" "гат" - означает смешай, присоединяй... "-ан" - аффикс широко используемый в тюркских языках, превращающий глагол в существительное.
Кстате в другой статье "Кто такие тюрки" я ссылался на Мурада Аджи по поводу того же корня кат - означает  соединяй, присоединяй, с использованием другого известного аффикса "-лык", "-алык", "-алыг", образуется слово "каталык", что означает присоединенный, приобщенный т. е. "католик"!!!

Ради информации надо отметить, что в тюркском языке для обозначения каждого из разновидностей плуга есть отдельные слово, такие как «харал», «хыш», «сабан» "Булыг" и т. д.   И это не единственный пример. К сказанному можно и нужно добавить некоторые тюркизмы в русском языке. Речь идет о таких терминах, связанных с сельским хозяйством как товар, коза, баран, архар, бугай, булгур, курлуг, бурчаг, бахча, соха, плуг и т. д.  В русском языке встречаются и другие тюркские слова, появившиеся в самом тюркском языке в эпоху неолита.  К ним относятся такие слова как балык, сазан, судак, шамайка, чыкамас, кефаль, кутум, баламут, карась, камса, карангич, ястык, бакла, барбук, чебак и т. д.   Аналогические слова есть и в иранских  и в кавказских языках.  Более половины армянских слов связанных с рыболовством и сельским хозяйством тюркского происхождения. То же самое наблюдается и в финно-угорских,  и тунгусо-манджурских языках.

 В эпоху неолита началось переселение людей в жилища. Надо отметить, что процесс переселения людей из пещер в дома тоже нашло свое отражение в тюркском языке.  В тюркском языке есть слово «овук» (пещера), корнем которого является «ов». От этого корня и образовались такие слова как «эв» "эб" (дом) и «оба» (поселение, местожительство). Это доказывает, что дом тоже является тюркским изобретением и что после этого изобретения его изобретатели назвали свое изобретение старым, всем им понятным словом.   Лишним доказательством сказанному служит и тот факт, что в языках соседей тюрков много тюркских заимствований, связанных, так или иначе с жилищем. Например такие русские слова как «кирпич», «лачуга», «шалаш», «чердак», «сарай», «конура», «очаг», «изба», "лагерь" и т. д. являются тюркизмами.
  Специалисты изучающие технологии кочевого скотоводства, и производства животноводства, знают, что у кочевника по крайней мере 2 дома (йайлак и кышлак). Что означает летний и зимний. И между прочим этот образ жизьни распространен не только у тюрков, но у соседних народов, например у курдов, у украинцев в Карпатах (гуцулы, бойки). Бойки называют летние дома в горах - літки. 

Огромный интерес вызывает тюркское слово «очаг». Помимо русского, это слово встречается так же в иранских, кавказских, славянских, угро-финских, тунгусо-манджурских и в других языках, что указывает на язык племен, которые впервые научились получить огонь и научили этому других.  То, что это произошло за долго до эпохи неолита и на территории Азербайджана, доказывает древнейшее в мире след очага, открытый азербайджанскими археологами в пещере Азых.

Очаг, в большинстве тюркских языков произносится как "Оджаг", Оджак, Ожах, Очагъ... И в этих словах прослеживается стабильный корень "Од", "От", "Одж", "Оч" - огонь, и афикс "-аг" , "-ак", "-ах", опять же широко используемый в тюркских языках к примеру: казак, барак, бардак, салак, байрак, ушак и т. п.

О скифах, и родственных им киммерийцах, саках, сарматах, аланах и т. д., которых российская официальная наука преподносит как иранские племена, мы поговорим отдельно. Но напомним что древнейшее ковровое изделие, дошедшее до наших дней в целости и сохранности, найдено  из сакского (скифского) погребения  V века до н. э. (Пазырык, Алтай). А ковроткачество, как отдельное ремесло, тоже является изобретением эпохи неолита. Российские и некоторые европейские ученые приписывают это изобретение  персам. Но если это действительно так, то почему все основные термины, связанные с этим ремеслом являются тюркскими, а не персидскими и почему сами персы тоже используют тюркскую терминологию?

Во многие индоевропейские языки ковер переводится как «карпет», которое является производным от тюркского «карвуд» или «карпуд». Великий знаток коврового дела доктор искусствоведения, профессор, ныне покойный Лятиф Керимов в своей фундаментальной монографии «Азербайджанский ковер» пишет по этому поводу:

«Карвуд – ковры, сотканные  терекеме – жившими в Азербайджане скотоводами огузско – туркменского происхождения. Представляют собой  смесь паласа с килимом.  В Агджебединском районе Карвуд  называют  также карпуд. «Кар» в древнетюркском  языке означает перемешивание одного с другим. (Махмуд Кашгари. «Дивани лугат – ит – турк», Анкара, 1948, стр. 265), «пут» или «пот», – у тюркоязычных народов – пряжа, скрученная в три – четыре конца. (В.В.Радлов, Опыт словаря тюркских наречий, т. lV-2, стр. 1283).»
 На современном турецком языке Кар-хана - блудное заведение, притон. Кар, карыш - тюркское значение смешение.
"Кяр-хана" на персидском - доходное месте (производство, фабрика) от персидского значения кйар (кяр), т. е. тюркское кар, карыш - смешание, никак не может быть взято из персидского "кяр" - доход, выгода. И "КАР-ПУД" реально тюркизм.

Персы для обозначения ковра используют в основном термин «ферш», который является арабского происхождение. Это слово переводится с арабского как «домашняя утварь», но персы в отличии  от арабов это слово употребляют исключительно в смысле ковра. Они употребляют в той же цели и такие слова как «хали», «гали» и «халинча», которые являются тюркского происхождения  (галын, галынча), что означает толстый, плотный, в отличии от килимов, халы, галынча - более плотные ворсовые ковры.

Пазырыкская культура. V-IV вв. до н.э.

Найдено: Пятый Пазырыкский курган (раскопки С.И. Руденко 1949 г.). Горный Алтай, урочище Пазырык, долина р. Большой Улаган
Древнейший в мире ворсовый ковер обнаружен в самом большом Пазырыкском кургане.
Увы, Пазырыкский ковер был найден в «неудачное» для объективного научного анализа время: время резкого обострения отношений между СССР и Турцией и претензий советского руководства на земли Восточной Турции, которые предполагалась предать Армянской ССР. Из самой Армянской ССР была осуществлена массовая депортация азербайджанского населения.

И до этого бывшая, почти «официальной» тюркофобия в советской исторической науке в 1949 г. приобрела черты настоящего психоза. К сожалению, она не изжита до сих пор. Вот информация об этом ковре на официальном сайте Эрмитажа, которая, кстати, до сих пор несет следы былой советской тюркофобии в исторической науке.

Между тем научное исследование Пазырыкского ковра показало, что ковер соткан симметричным двойным узлом (хордиес), иначе называемым турецким. Среди персов этот способ завязывания узлов широко известен как «torkibaf». Т.е. изначальное тюркское происхождение древнейшего произведения ковроткачества, несомненно!!!
Вот такие противоречищее логике выводы делают ученые Эрмитажа...
"Пазырыкский ковер выполнен симметричным двойным узлом, так называемым турецким (на 1 кв. дм вручную навязано 3600 узелков, а во всем ковре их свыше 1,250,000), и потому он обладает достаточно высокой плотностью. По поводу происхождения этого уникального ковра среди специалистов нет единого мнения. Существует версия об иранской родине ковра, где он считается самым древним из сохранившихся образцов местного ковроткачества. Возможно, ковер был изготовлен в Средней Азии, через которую происходили контакты древних алтайцев с Ираном и Ближним Востоком (?). Не исключена также вероятность того, что сами номады могли скопировать пазырыкский ковер с персидского оригинала (?)."

Одним из крупных городов того периода, характеризующих культуру и быт кочевников является город Тараз. Историки писали: «Богат и славен торговый город Тараз. Его деловые связи обширны, нет той страны, что не слала бы сюда свои караваны».
Кроме войлока тюрки изготовляли и другие изделия из шерсти, например, ворсовые ковры – палас, халча и безворсовые ковры и накидки на животных – килимы и сармы. Название племени сармат произходит от татарского сарма – накидка тканная для лошади.
Цитируя древние источники, нельзя было обойти упоминание Азербайджана в Священном Коране, о чем знает только узкий круг мусульманских ученых и толкователей Корана. Уважаемый и авторитетный в исламском мире муфассир - толкователь Корана, имам Тахир ибн Ашур Малики (1879 - 1973) переводя смысл 16 аята 88-ой суры Корана: «…и ковры разостланы» (Коран, Сура 88. АЛЬ-ГАШИЙЯ (араб. ;;;;;;;) – одна из ранних мекканских сур), отмечал, что в этом аяте словом «ковры» (по арабск. «Зарабийу») обозначают изготавливаемые в Азербайджане особые ковры из мягкой и крашенной шерсти.


Ибн Ашур отмечал, что слово «зарабийу» является не арабским, происходит от «Азрибийа», которым обозначали все азербайджанское. Он писал: «Слово «Зарбийа» относится к Азербайджану, являющемуся одной из стран персидских и бухарских» (тюркских – Р.Г.), тем самым также давая знать, что Азербайджан является персо и тюркоязычной страной. Ибн Ашур констатирует, что слово «азрибийа» со временем в арабском языке с целью упрощения стало произноситься, как «зарбийа», поскольку является не арабским и пришлым в этот язык. («Биографии азербайджанцев в арабских источниках вплоть до X века», (на арабском языке), составитель: Насиров С.Р. - магистр арабского языка и литературы, Университет аль-Азхар, Каир (Египет), 2011 г. (частичный пер. на русский – Рзаев Х., Шахгусейнов Э., Алиев Ш),стр. 12,13)

В каком веке люди заселили Америку? На каком языке говорили переселенцы?
"«Тарабарский» язык... Иногда вот...Переплываешь океан...Сел в машину.И дальше едешь по дороге. Впереди залив, с тюрко-татарским названием «Бакалар»!..
Что поделаешь, таков наш язык: ты находишься, между прочим, в Америке, в местности Кинтако-Роо полуострова Юкатан."
Бакалар!Лягушки, в переводе с татарского.
Тысячелетия назад американские индейцы так назвали своё озеро."Рафис Салимжанов
ВЕЛИКИЙ ТАРАБАРСКИЙ ЯЗЫК"
Бакалар - лягушки, от корня "бак" - смотри.
 Индейцы многих племен как и чукчи лодку называют по тюркски "кайык".

Язык индейцев племени Сиу Дакото и Тюркские языки. Анализ языка Сиу показал, что самые обиходные слова сходны с тюркскими...
https://vk.com/topic-21759275_23714209?offset=0 

В тюркских языках ............ В языке кечуа:

Sakal — борода...................... Caqla — борода
Tik, Tuqu — колоть, стегать........ Tuqu — ударять
Bak, вaku — смотреть................. Pak, paku — смотреть
Qarin — желудок................ Qarwin — пищевод
Misik — кошка......................... Misi — кошка
Kok — небо........................ Kok — небо
Aga — дядя....................... Wage — дядя по отцу
Ne — что........................... Na — что
Az — небольшой, мало............. As — небольшой, немного
Ariq, arig — тощий, худой............. Ari — худой
Qomak — гнать; Qo - гони............ Qo — гнать

В языке майя ( В скобках - Тюркские)
Яш — новый, зеленый (Яш, Яс)
Ич — внутри (Ич, ичида)
Ош — три (Уч, Оч)
Кулл — поднять руку (кул - рука)
Ах-чи — охотник (аучи)(ох-чи - стрелок)
Кош — вид птицы (кош, куш - птица)
Яшь кин — новое солнце (яшь кин, яшь кюн)
Аак — белый, светлый (аак, ак)
Ик — два (икки)
Моль — много, сбор урожая (мул - много, изобилие)
Мулук — богатый год (муллык - изобилие)
Ку — дух (кот)
Чачак — очень красивый (чечек - цветок)
Цик — ограда (чик - ограда, край)
Ими — женская грудь (ими)
Чалан — змея (жилан, елан, илан)\чалан также означает колящий\
Ват — ломать (ват, вату)

Татарский академик Абрар Каримуллин пишет: "Нами обнаружены целые пласты тюркизмов в языках индейцев Америки; племени сиу - дакота, майя, инков, ацтеков - тюркизмы, сходные, тоджественные с лексикой современных тюркских языков как по форме, так и по содержанию, относящиеся к миру животных, топонимике, терминам родства, глаголам и другим категориям. Такие тождества обнаружены в формах словообразования, в грамматике, не говоря уже о том, что этим языкам свойственен сингармонизм, агглютинативность и т.д. Если вспомним, что заселение Америки произошло минимум 10 тысяч лет назад (есть теории, которые отодвигают эту дату на 25-50, даже 100 тысяч лет, нас нисколько не должен удивлять "консерватизм" тюркских языков, их малая подверженность изменениям в сравнении с индоевропейскими языками. Чем совершеннее, удобнее любое оружие, тем оно дольше служит, тем дольше остаётся без изменения".

Дальше Абрар Каримуллин пишет:

«Приведём лишь несколько языковых параллелей. В штате Юкотан есть город "Таш-ице". В тюркских языках слово соответствует фразе "таш ичи, иши, ици" - (таш - камень, иши, ичи, ици - внутрь).

Очень напоминают тюркские следующие названия рек, местностей: "яш чилан" (ср: яш илан, яш жилян - молодая змея), "туле" (ср: толы - полный), "исибор" (ср: ийси бар - имеющий запах).

В языке Майя имеется отрицательная частица "ма", которая присутствует и в современных тюркских языках (например: барма - не ходи, турма - не вставай и т.д.) Первый месяц календаря у них называется "яш-кин", т.е. молодое солнце (сравните с тюркским "яш кюн"). В языке Сиу имеется слово "тан", что означает раннее утро и соответствует тюркскому "танг" - раннее утро. "Танним" на языке Сиу "узнавать", в тюркских языках этому же значению соответствует слово "таныдым". Слово "ате" на языке Сиу означает отец, "ина", "ани", "иняй" - мать, бабушка. Те же значения в тюркских языках имеют слова "ата", "инна", "ана". На языке Сиу прилагательные "сап-сары" и "кап-кара" означают как и на тюркских языках "жёлтый-прижелтый" и "чёрный-причерный". На многих индейских языках "тебет" значит "горы", "саток" - стрела (сравните: тюркское "садакъ" - лук). Широко известное "Оцеола" означает "сын солнца" - оце - солнце, ола - сын. Этимологию слова можно вывести из тюркского "от исси олы", где от - огонь, исси, исы - горячий, улу, олы, олу, огълан - сын, т.е. "сын горячего огня".

Большой загадкой для учёных остаётся этрусский язык. Но приведём несколько слов из этрусского, которые сегодня понятны практически всем тюркским народам: атта - отец, анна - мать, аклан - сын, килан - невеста, су - вода, ет - мясо, булт - облако, кис - девочка, буил - этот год, катн - жена, женщина, енген - победи, ат - стреляй, ар - мужчина, ер - земля, ут - огонь, кн – солнце».


Нет ничего удивительного в том, что в тюркских языках так хорошо сохранился культурный слой эпох неолита и энеолита. Недаром академик Марр выделял тюркский язык  среди прочих и отмечал безупречный консерватизм свойственный этому языку.  Права доктор филологии, заведующий отделом терминологии Института Лингвистики АН Азербайджанской Республики Саялы  Садыкова, которая считает, что развитие производительных процессов во всех этапах эволюции способствовало обогащению терминологии и в этом отношении эпоха энеолита не исключение:

« История  образования и развития терминологической базы азербайджанского (тюркского) языка имеет глубокие корни. Как смогли выяснить специалисты, в эпоху энеолита основу экономической жизни племен Азербайджана составляли земледелие и скотоводство. Именно  тогда и появилось большинство терминов, связанных с этими отраслями».

Не возможно не согласиться с мнением директора Института Лингвистики АН Азербайджанской Республики академика Агамусы Ахундова о том, что все социально-политические, экономические и культурные преобразования в жизни общества обязательно оставляет свой след в языке. Факты доказывают, что не только отдельные слова, но и целые тексты, созданные много тысячелетия назад,  могут сохраниться в первозданном виде и донестись до наших дней в устной традиции. В этом отношении, не один язык мира не в состоянии сравниться  с тюркскими языками.

Во время археологических раскопок были  выявлены много артефактов, дающих бесценный материал о мировоззрении  тюркских племен эпохи энеолита.  Так во время раскопок в поселении эпохи энеолита «Каргалар тепеси» в Карабахе ученые наткнулись на остатки древнего очага и на особые  камни. Эти были магические камни яда, по верованию тюрков, с помощью которых можно подействовать и изменить по своему усмотрению погоду.

Лев Гумилев в своей фундаментальной монографии «Древние тюрки» уделили место и этому вопросу:

«В повествовании о Юебани говорится о колдунах, умевших вызывать холод и дождь… Подобную сообщает Григорий Турский.  Во время войны  аваров с франкми аварские колдуны вызвали грозовую бурю, причем молния ударяла во франккий лагерь, благодаря чему франки были побеждены. Наконец, такие волшебные спосовности приписывались и найманам. Рашид-ад-Дин сообщает, что во время похода конфедерации племен с Чжамухой во главе против Чингисхана найманские колдуны вызвали бурю…

Все эти легенды восходят верованию в возможность управления погодой путем магических манипуляций… Каково бы не было происхождение этого верования у тюрок и монголов Vl –Xll вв., все дело сводится к симпатической магии, а отнюдь не к вызыванию духов – помощников, т. е., употребляя тюркютскую терминологию, мы здесь видим не кама (шамана), а ядачи (колдуна).»

По словам ученого, «яда» (колдовство) практиковалось до XX в. для вызывания дождя посредством чтения заклинаний над камнем.

Аналогичное колдовство практиковалось и в Азербайджане до недавних пор, что нашло свое отражения в азербайджанском фольклоре.

По словам арабского историка средневековья Ат-Табари, магический  камень, с помощью которого тюрки вызывают дождь, достался им в наследство от их прадеда Йафета, сына пророка Ноя. В другой арабской легенде говорится, что этот камень подарил им пророк Авраам. Вызывает огромный интерес и  высказывание на эту тему Ибн аль – Факиха аль – Хамадани (Х в.), который в главе «О тюрках, об их странах и о чудесах в этих странах» своей великолепной книги «Ахбар аль – Булдан» пишет следующее:

«Одним из чудес страны тюрков является камень, с помошью которых они вызывают дождь, снег, град и другое, что они хотят. У них эти камни приобрели большое значение и широко распространены. Этого никто из тюрков не отрицает, и особое значение это имеет при дворе тукузгузов (Токуз Огузов), такое, какое не имеет ни при каком другом правители тюрков». 

В книге «Аджаиб ад – Дуня» неизвестного автора Хlll в., написанном на фарси читаем:

«Говорят, что в Ардебиле (город в Иранском Азербайджане) есть большой камень, который при касании руки издает чудесный звук. Во время засухи его выносят загород, и сразу же начинается дождь. Как только его приносят обратно,  дождь прекрашается».

Тот факт, что в поселении эпохи энеолита «Гаргалар тепеси» (Карабах, Азербайджан) были найдены следы этого магического обряда, доказывает, что его появление впрямую связано с появлением земледелия и что магические стихи, которые читались с целью воздействия на погоду, могут и должны считаться памятником тюркской поэзии эпохи энеолита. Т. е этим стихам примерно 8 тыс. лет.

В магических стихах четко прослеживается имя древнетюркского богини солнца – Году, которое идентично имени этой же богини у древних шумеров – Уту. В Азербайджане до недавнего прошлого во время магического обряда читались и другие стихотворные заклинания, посвященные Году, которые по форме и содержанию отличались от других своей боле совершенностью. Эти стихи, являющиеся поэтическим творением боле  позднего времени читались во время долгих дождей и при этом люди держали на руках  чучело или  фигурку человека. В этих стихах обязательно были припев «Году-Году» и такие строки:

«Бал верин балламага,                (Дайте мед, чтобы помазать,

 Яг Верин ягламага».                Дайте масло, чтобы помазать).

Интересен этот обряд тем, что сильно напоминает моления шумеров божества солнца – Уту.  В шумерской поэме «Сказание о Гильгамеше» описывается обряд, где герой поэмы с целью прошения помилования у Уту за убитого им любимого быка богини мастерит стол из дерева, кладет на него сделанный им же глиняную фигурку человека, миски с медом и маслом и несет все это богине.

Этот сюжет из шумерской поэмы еще раз доказывает, что шумерская культура восходит к тюркской культуре эпохи энеолита. И это не единственный случай.  Как известно, у тюрков есть древний обычай – бросать миску воды вслед за путником, дабы удача сопутствовала ему. Этот обычай до сих пор жив в таких тюркских странах как Азербайджан, Турция,  Туркмения и т. д. В «Сказании о Гильгамеше» Нинурта, проводив в путь воинов, делает то же самое.

Одним из интереснейших находок, дающих огромный материал о религиозных представлениях прототюрков эпох неолит и энеолита, являются  женские  фигурки разных размеров и форм, символизирующие  разных богинь, в основном богиню плодородия и женственного начала Умай, которая отличается среди прочих рисунком дерева в области живота.

Великий знаток тюркской мифологии, доктор филологи, профессор, ныне покойный Мирали Сеидов в свое время писал, что до последних времен в Азербайджане было много священных мест поклонения дереву. Эти места считались по верованию местного населения местами чудесного исцеления бесплодных женщин, куда приходили и молились богине Умай.  Дерево, которого считали  святыми, являлся символом богини плодородия и женственного начала.

Из собранных фольклорных материалов В.В.Радловым видно, что и на Алтае и в Сибири  среди тюркских народов дерево считалось, основным атрибутом богини Умай, которая, по мнению тюркских шаманов, была послана Ульгеном на землю вместе с небесным деревом.

То, что дерево изображалось на животах статуэток, символизирующих богиню, имело особое значение и указывало на их черево, так как материнское черево на древнетюркском языке называлось «умай», что нашло свое отражение в «Древнетюркском словаре» В.В.Радлова.
Сегодня в Азербайджане не только поклоняются деревья, но используют их лечебные свойства. К примеру всегда считалась хорошей приметой посадить перед крыльцом, (верандой)тут (шелковицу белую), если ребенок заболел ложили под шелковицей...
Также использовали  лечебные свойства других деревьев, ореха, миндаля, кизила, дуба, платана (чинара). Чинар считался всегда священным деревом его запрещали рубить на дрова. К сожалению армяне считающие будто бы чинар священным деревом, вырубили реликтовый платановую рощу в оккупированом Джабрайиловском районе Азербайджана. И не только платан но и др. ценные породы в оккупировнных районах истреблены. 


И так, тюркская культура со своими корнями крепко связано эпохой энеолита, начало которого древние греки связывали со скифами.

И Геродот, и Диодор Сицилийский, говоря о прародины скифов, отмечали, что в начале своей истории они жили на берегу реки Аракс. А река Аракс, как известно, находится в Азербайджане. Если древние греки правы, называя именно скифов отцами металлургии, то древнейший  очаг металлурги должно было находиться, где-то там, у берегов Аракса.  И ученные нашли этот очаг на территории Нахчывана, который расположен на северном и восточном берегах этой реки.

Знаменитый археолог А. Сеидов в своей статье «Нахчыван – древнейший центр металлургии» пишет по этому поводу:

«Территория Нахчывана еще в древности, начиная с Vl тыс. до н.э. был самостоятельным центром металлургии, как на Кавказе, так и на Ближнем Востоке. Здесь обнаружено огромное количество металлических изделий, а также остатков металлургического производства, которые свидетельствуют о наличии древнейших познаний в области металлургии, которое позволяет решить ряд нерешенных проблем…

В результате многолетних раскопок (1951-1964 гг.), проводимых О.А. Абибуллаевым, было установлено, что культурный слой Кюльтепе –l  достигает 22,2 м. толшины и последовательно отражает все этапы эпохи металла – от энеолита до поздней бронзы и раннего железа. Исследование этого многослойного памятника явилось открытием мирового значения.


Вероятность их ранних разработок подтверждается обнаружением на многих месторождениях горнодобывающих атрибутов древнего происхождения. Месторождение меди Ордубадского рудного района, такие как Мисдагское, Диахчайское, Парагачайское и Гей-Гельское, а также медно-золоторудные месторождения Агюрд и Шекердере».

Примечателен и тот факт, что говоря о великой роли скифов в развитии мировой металлургической индустрии, древние греки называли скифов пионерами медной и железной промышленности и при этом, не сочли нужным упоминать о бронзе. А как  известно, вернее принято считать,  эпоха бронзы следует за эпохой меди, и только после этой эпохи началась эпоха железа. Не ужели греки ошибались?

Археологические раскопки, веденные с участием азербайджанских и французских  археологов в2009 г. в Таузском районе в одном из поселений эпохи энеолита  доказали правоту древнегреческих авторов. Археологи сделали сенсационное открытие. Оказалось, что древние местные мастера были знакомы с железом еще в эпоху энеолита, т.е. задолго до открытия бронзы. Невероятно, но факт остается фактом.

         

                СКИФЫ, КИММЕРИЙЦЫ И САКИ

Политическая ситуация в Передней Азии, связанная с киммерийцами, скифами и саками Vll-Vl вв. до н. э. подробно изложена в трудах ряда европейских и российских ученых. Нас интересует этническая принадлежность, место и роль указанных этносов в этногенезе тюркских народов, в том числе и татар.

О вторжении скифов в Мидию, которая охватывала территории Азербайджана южнее реки Аракс (Иранский Азербайджан) и территории западнее той же реки (Восточная Анатолия, Турция), сообщает еще Геродот (V в. до н.э), упоминая об этом в двух местах своего труда:

«Орда мятежных скифов – кочевников переселились в Мидийскую землю, Царем же мидян в то время был Киаксар, сын Фраорта внук Дейока. Царь сначала дружественно принял этих скифов, так как они пришли просить убежище, и даже отдал им своих сыновей в обучение стрелять из лука».

Мидийский царь Киаксар царствовал в 625-584 годах до нашей эры. В другом месте Геродот пишет, что когда Киаксар осадил Ниневию, «в переделы его царства вторглись огромные полчища скифов во главе с царем Мадисом, сыном Прототия».  Киаксар осадил Ниневию  в 612 г. Полагается, что было несколько вторжений скифов в Переднюю Азию. Во всяком случае, – как пишет великий знаток истории и этногенеза тюркских народов Г.Гейбуллаев, – данные Геродота о времени их вторжения нельзя считать точными и исчерпывающими. Дело в том, что в ассирийских источниках скифы упоминаются раньше, чем у Геродота, – В надписи царя Асархаддона  (680-669 гг. до н.э.), в Манне (Манна государство на территории Азербайджана, просуществовавшее до появление Мидийского царства) во главе Ишпакаем (ИшБакай)». По И.М. Дьяконову, это сообщение относится к673 г. до н. э., а поход во главе с Мадием состоялся в653 г. до н. э.

Этимология имени Ишбакай в статье "Кто такие тюрки"
http://www.stihi.ru/2016/09/25/1483


В Ассирийских источниках Vll века до н. э. скифы (вернее скузы) называются ишгузами (или ашгузами). И.М. Дьяконов писал, что «ишгуз» (ашгуз) было самоназванием, ибо ассирийцы не могли дать свое название новым племенам. В то же время Геродот писал, что скифы Северного Причерноморья имеют самоназвание «сколот» и что скифами их называют греки. И.М.Дьяконов, верно считает, что греческое слово «скиф» (скуз) восходит к ассирийскому «ишгуз», но он ошибается, когда полагает, что начальное «и» в этнониме «ишгуз» добавлено в ассирийском языке, а буква «т» (д) предана посредством буквы «з». Дело в том, что название скифов в ассирийском языке более точно отражает имя тюркского народа, который в огузском эпосе «Китаби-Деде Коркут» называл себя «Ич Огуз». Из этого шедевра тюркской литературы Vlll в. становится ясным, что древние огузы  делились на две части, одна из которых назывался «Ич Огуз» (внутренние огузы), которые жили на западном берегу Каспия, в Азербайджане. Другая часть имела название «Даш Огуз» (внешние огузы) и  находился на восточном берегу Каспия, в Средней Азии.

Специалист по скифской тематике Заур Гасанов прав, когда пишет, что наиболее оптимальным вариантом рассмотрения слова «скиф» представляется сопоставление известных нам записей, графических воспроизведений этого этнонима. Как известно, наиболее широко известная форма написания этого слова встречается у Геродота. Отец истории писал это слово как  ;;;;;; – скузес (единственное число) и ;;;;;; – скузай (множественное число). Другой вариант известен, как уже упоминалось, по ассирийским и вавилонским источникам: ашгузай и ишгузай.

По словам Заура Гасанова, в Библии скифы проходят под именем «ашгуз»:

Встречающееся у Геродота  ;;;;;; на русском языке принято читать как «скиф», а на английском как «scythe» (скиз). Хотя английский вариант произношения  ближе к оригиналу, чем русский, он тоже не точен…»

Что касается  этнонима «сколот», как верно заметил Г.Гейбуллаев, этот этноним состоит от этнонима «эскел» (среди древних булгаров упомянут арабскими авторами, а в форме ешкил, искил, ескил, секел – это наименование сохранилось у некоторых тюркских народов), и суффикса множественности «ут» в древнетюркском языке. С ним можно сравнить современные этнонимы эшкил – у каракалпаков и у узбеков, аскал и ескил – у киргизов, так же секел в Венгрии. В древности это название носил булгарский род, живущий в южнорусских степях. А общим  именем «скиф» греки называли все тюркские роды и племена, населяющие огромные территории от Великой Китайской стены до Карпат. Хотя первоначально это имя ( ишгуз, вернее Ич Огуз) относилось только лишь огузам, но после того, как они распространили свою власть, как пишет Геродот, над всей Азией, это имя распространился и на все родственные им народам.

То, что сколоты Северного Причерноморья, были тюрками, доказывает письменность этого булгарского рода, дошедшая до наших дней. В великолепной книге Мурада Аджи «Европа, тюрки, Великая степь» мы находим бесценную информацию по этой теме:

«…Мюнхенский востоковед – любитель Франц Бабингер, работая в семейном архиве князей и графов Фуггеров в Аугсбурге, наткнулся на некие странные тексты, которые относились к событиям 1553-1555 годов. Эти тексты были срисованы со стены одного здания, служившего, видимо конюшней, и никто никогда не придавал им значения, принимая их за экзотическую картинку из Стамбула…

Но Франц Бабингер не называл бы себя востоковедом, не читай он книгу профессора В. Томсена и не узнай в найденном тексте древнетюркское руническое письмо.

Счастливый обладатель находки отослал фотокопии прославлен-ному господину Вильгелму Томсену в Копенгаген. Но и тот был поставлен в тупик. Рождалась новая тайна. Присланные руны при их сходстве с древнетюркскими  все-таки отличались. Лишь специальное исследование все расставило по местам: перед учеными предстал европейский диалект тюркского языка.

Но это вызвало новое недоумение. Откуда?

Найденный текст, проливал на одно историческое событие, хорошо известное из древних венгерских хроник. Так что сомневаться в достоверности описанного факта не пришлось. Документ подлинный. Но ученый обратил внимание, что в основе письма лежат уже измененные по форме руны, которые больше походили на насечки или зарубки…

Открытый текст В.Томсен определил как древневенгерский язык, первым знатоком которого вскоре стал Франц Бабингер…»

По мнению автора этих строк, определенный В. Томсенем как древневнгерский язык,  был ничем иным, как языком секелей, ныне говорящих на венгерском языке, но не забывших свои тюркские корни.  Прочим, сами венгерские ученые пишут об этом, причисляя секелей булгарскому роду, которых Геродот называл «сколотами».  А то, что булгары имели письменность и писали рунами в древности, никакого сомнения не вызывает.

Распространение названия «скифы» на секелей (сколотов) и на всех других тюркских народов произошло после установления власти скифов над территорией, тянувшегося от Великой Китайской стены до Средней Европы. Как это произошло, мы узнаем у Диадора Сицилийского:

«А теперь поговорим о скифах, населяющих соседнюю (с индийцами) страну. Раньше они населяли небольшую область, но позже благодаря своей  отваге и военной мощи захватили широкие просторы  прославили свой род. Раньше они были малочисленны и жили на побережье реки Аракса. Были презираемы за свое бесславия.  Но еще в древние времена под руководительством  одного из своих  царей, отличающегося  своей стратегической способностью  и отвагой, они завладели широкой страной  от Кавказских гор и степей до Океана и Меотийского моря и далее… После определенного времени… подчинили себе страны от Танаиса до Тракии, затем свернув с пути, распространили свое владычество до реки Нил в Египте.»   

Более подробная информация содержится у Геродота, который, касаясь Северного Причерноморья, писал, что скифы очень многочисленны, коренных среди них очень мало. Как видим, сам Геродот делил их на местных, т. е. коренных, и пришлых. Именно эти, пришлые были исконными скифами, которые распространили свое имя и на другие родственные им племена и народы. Подтверждением тому служит утверждение Страбона, что «старинные греческие историки называли все северные народности общим именем скифов или кельто – скифов».

По словам отца истории, скифы пришли из Азии, с востока, перейдя реку Аракс:

«Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли реку Аракс и прибыли в киммерийскую землю».

Некоторые исследователи реку Аракс отождествляют с Волгой, которая у Птоломея и Аммиана Марцеллина упомянута как Ра, у Агафангела – Рас. Но это неверная точка зрения. Так как река Аракс течет в Азербайджане, и именно перейдя эту реку можно было попасть на землю киммерийцев, которые в то время жили в Восточной Анатолии (Восточная Турция) и на землю мидян, как это упоминает Геродот в другом месте своей книги:

«(Когда царь великой Мидии победил ассирийцев и осаждал город Нин), в переделы его царства вторглись огромные полчища скифов во главе с царем Мадисом, сыном Прототия.  Скифы вытеснили киммерийцев из Европы и преследовали их в Азии, а теперь вторглись в Мидийскую землю.

(Между Колхидой и Мидией) живет одна народность – саспиры. Минуя их, можно попасть в Мидию. Скифы, во всяком случае, вступили в Мидию не этим путем, но, свернув с прямой дороги, пошли верхним путем, гораздо более длинным, оставляя при этом Кавказские горы справа. Здесь-то и произошла битва мидян со скифами. Мидяне потерпели поражение, и их могущество было сломлено. Скифы е распространили свое владычество по всей Азии.

Река же Аракс берет свое начало в Матиенских горах (Восточная Турция – Б.Т.) … Одно единственное устье Аракса течет по открытой местности, (впадая) в Каспийское море».


Кроме всего этого, надо знать о том, кем были киммерийцы и где они первоначально жили. Начнем с того, что, по словам Моисея Каганкатуйского, киммерийцы произошли от Гомера, по Библии, сына Йафета, праотца тюрков. Этот Гомер после Йафета стал вторым царем Албании (Северный Азербайджан). Если верить автору этих слов, то выходит, что и киммерийцы были тюрками, и первоначальной родиной их был Азербайджан.

Прочим, это не противоречит ассирийским источникам, которые под названием «гамира» помешает их в Манне. А Манна, как известно, было названием государства  на территории Южного Азербайджана в X-Vll вв. до н. э. В одном из ассирийских источников говорится:

«…Киммериец этот из страны маннеев и в Урарту вступил».

Вызывает огромный интерес и сообщение анонимного арабского автора, который в своей книге под названием «Муджмел ат – Таварих» пишет, что предком (тюркских) народов булгар и буртас был Кемар (Гомер), сын Йафета. Это сообщение обсолютно не противоречит сообщению хазарского хакана Иосифа, который тех и других считал потомками Булгара и Буртаса, двух сыновей из десяти, отцом которых по Иосифу, был Тогарма, сын Гомера (Кемара) и внук Йафета.

Это сообщение также доказывает тот факт, что киммерийцы первоначально жили на территории Азербайджана и оттуда вступили на территорию Урарту, которая находилась в Восточной Анатолии.    

Следует отметить, что в древневосточных источниках «сака» и «гамира» иногда являются наименованием одной и той же этнической общности. Так, в Бехустинской надписи этнониму киммер (гамира) в аккадском варианте, в эламском и в  древнеперсидском вариантах соответ- ствует  этноним сака. В надписи из Нахши – Рустам Дария в древнеперсидском варианте слову сака соответствует гамира в вавилонском варианте. По этому поводу Э.А.Грантовский писал:

«В 1933 г. было опубликовано надпись Ашшурбанипала (668-652 г. до н. э) на мраморной плите из храма Иштар в Ниневии. В этой надписи (строка 146) Тугдамме (Токтамыш. 655 – 652 г. до н. э), известный по другим текстам как вождь киммерийцев, называется «царем страны Сака».

Из этого сообщения становится ясно, что какое то время саки подчинялись киммерийцам, и название киммериец распространялся и на них.  Именно из-за этого саков называли также киммерийцами. И именно эти саки, которых Геродот  называет  киммерийцами, вступили на Мидийскую землю и были приняты царем мидян дружественно, который дал им своих сыновей обучению стрельбе из лука. А те, которые были исконными скифами, т.е. ишгузами (Ич Огузы) были теми, кто вытеснил их со своей земли. Вавилоняне и ассиийцы называли вторых ишгузами, отделяя тех и других.

Упоминание этнонимов ишгуз (скиф) и «сака» в ассирийских источниках отдельно друг от друга говорит о том, что эти наименования  были самоназванием отдельных, хоть и родственных племенных общностей. Но в какое то время название скиф распространялся и на саков, что и засвидетельствовано античными авторами. Например, Геродот говорит, что персы скифов называют саками. Плиний также пишет, что по ту сторону Яксарта обитают скифские племена, персы вообще называют их саками. Херил отмечает, что пастухи овец саки являются скифским родом. А Диодор Сицилийский говорит, что гора Эмод отделяет на севере Индию от той части Скифии, которая населена скифами, называемые саками.

Мы согласны с мнением Б. А. Литвинского, что «существовало и какое-то конкретное племя «сака» было очевидно самоназванием.  Как уже отмечено выше, для греков слово «скиф» (ишгуз) не было конкретным этническим названием какого-то племени или рода, они называли все тюркские роды и народы этим именем.

Как известно, в древнеперсидских и античных источниках упоминаются четыре группы саков. Вопрос локализации саков подробно рассмотрено в работах ряда исследователей (В.В. Струве, С.П.Толстов, Е. Херцфельд, А. Германн, Б. А. Литвинский, И.В.Пьянков, О.А.Вишневская, Г. Бейли, Г. Готье, М. Дандамаев и др.)

Одна группа саков, по мнению исследователей, проживала в Албании (Северный Азербайджан). Область их обитания в Албании называлась Сакасена. По словам И.М.Дьяконова, наимование этой области восходит к иранскому «Шака Шауана» (Страна саков).  Впервые  Сакасена упоминается в труде Страбона в четыре местах. В одном месте он говорит, что Сакасена расположена в междуречье Куры и Аракса, за равниной, называемой им Араксеной. Исследователи обычно эту Сакасену иденфицируют с Шакашен – названием области в Албании. Локализация ее с Гянджой в Азербайджане безупречна, так как в «Истории албан» Моисея Каганкатуйского есть сведения о том что, г.  Гянджа возник в области Шакашен. Впоследствии, как  пишет Страбон, это имя было распространено и на Армению (Урарту):

«Саки совершали набеги подобно киммерийцам и трерам: одни набеги более дальние, другие же – на близеие расстояния. Так они захватили Бактриану и завладели лучщей землей в Армении, которой они оставили название от своего имени – Сакасена. Они дошли  вплоть до страны каппадокийцев, в частности до тех, кто живет на Евксинском море и теперь называется понтиками».

В труде Страбона кроме этого дважды идет речь о Сакасене, но на юге от Аракса, где-то на территории Атропатены  (Иранский Азербайджан). И.М. Дьяконов и И.Г. Алиев пишут, что во всех этих случаях речь идет об одной и той же области.

Другая группа саков, как полагают, обитала на востоке Каспия, в долины реки Мургаб, на восточном побережье Арала. По всей видимости, эти были те саки, которые захватили Бактриану.

Долгое время было принято считать саков ираноязычными и найденные иранские тексты из Хотана в Восточном Туркестане (Китай) причисляли им. А язык саков было принято называть хотано – сакским. Но казахский археолог К.А..Акишев своей сенсационной находкой поставил крест на эти антинаучные высказывания и расставил все точки над «и» в так называемой скифской теме. Ученый в кургане Иссык в Семиречье (Казастан), принадлежащий сакам, нашел чашу с четкой рунической надписью на тюркском языке. Находке, как и кургану 2500 лет. И эта надпись стала первым памятником письменности саков. Не надо забывать и тот факт, что этноним «сака» в форме «саха» по сей день является самоназванием якутов, народа тюркского происхождения. То же самое можно сказать еще об одном тюркском народе, о сагайцах. Прав Г. Гейуллаев, когда пишет, что этноним сака (шака) как название определенного племени среди ираноязычных народов… неизвестен. Наоборот, этот этноним (с взаимозаменяемостью с ~ ш, который является характерным для тюркских наречий) распространен у ряда тюркских народов. Известны этнические обшности шага – у казахов, «шакей» и «шакай» – у узбеков, «саке» и «сака» – у киргизов, шаклар – у туркмен, «шаукай» – у ногайцев, «сакай» (сагай) – у хакасов. Этот этноним в форме «шеки» до сих пор сохранился в топониме «Шеки» в Азербайджане, в Турции и в Татарстане.

Российские ученые  киммерийцев также причисляют к ираноязычным, хотя античные авторы были другого мнения и указывали на прямое родство этого народа с гуннами, считая киммерийцев прямыми предками гуннов. А то, что гунны были тюрками, к сомнению не подлежит.  Начиная от Гомера до Геродота, все античные авторы называли киммерийцев гиперборейцами, т. е. доительями кобыл, что доказывает их тюркское происхождение, так как именно тюрки пользовались, и пользуются по – сей день кобыльей молоком для изготовления кумыса. Такая практика у ираноязычных народов не зафиксирована.  Прокопий в отличии от своих предшественников прямо указывал на этническую идентичность гуннов и киммерийцев:

«…После сагинов от Меотийского болота до Танаиса расселены в большинстве своем гуннские племена. В древности их называли киммерийцами, а теперь утигурами.»

И так, по утверждению Прокопия, гунны, в том числе и гуннское племя  утигуров в древности назывались киммерийцами. Следовательно, киммерийцы, без всякого сомнения, являлись народом тюркского происхождения. То, что тюркские (гуннские) племена утигуров и куртигуров  берут свое начало от киммерийцев, засвидетельствовано и в других источниках, в том числе в родословной предании этих двух родственных народов:

«Некогда у киммерийского царя было два сына, одного из которых звали Кутригур, а другого Утигур. Однажды братья отправились в степь с целью охоты. И наткнулись они на оленя, которого стали преследовать. И в конце концов, окружив и втеснив ее, дошли до берега моря. Олень не найдя другой пути, бросился в море и начала плыть, а братья за ней. Таким образом, доплыли они до противоположного берега, где олень внезапно исчезла».

Как говорится далее, от этих братьев и произошли гунны и народ утигуров и куртигуров.

Как уже было отмечено выше, в древневосточных источниках сака и гамир (гамира, киммер) иногда являются наименованием одной и той же этнической общности,  что доказывает их этническое родство. Однако из Геродота и Страбона известно, что киммерийцы, саки и скифы (ишгузы), несмотря на их близкое родство, были наименованием различных  народов.

По Геродоту, киммерийцы пришли в Переднюю Азию в последней четверти Vll века до н. э. Но это сообщение неточно, Страбон пишет, что они пришли во времена Гомера. Действительно, киммерийцы в передней Азии известны еще с Vlll века до н. э., точнее в интервале 722-715 гг. до н. э. Так как, в ассирийских источниках они засвидетельствованы во главе с царем Тугдамме (Лигдамес по Геродоту). Из сказанного становится ясно, что те, которые появились в интервале 722-715 гг., были исконными киммерийцами. А те, о которых писал Геродот, являлись саками, которых также звали  киммерийцами…

 Самое интересно что. Если бы кимерийцы, саки (сакар) были бы ирано-язычными, то какие-либо культурные, обычаи или традиции их сохранились бы у иранских народах Прикаспийской зоны... Но ничего подобного не наблюдается, как раз эти традиции встречаются у тюркских народах. И не только  потребление кумыса,
скотоводческие кочевые, традиции, поклонению деревьям, животным, шаманизм.
А также клятвенные традиции "Анг ич" начерченной в сакской "чаше Акишева", что в современном тюркском как "Анд ич" означает "клянись", а дословно: испей клятву!

Про сакскую чашу Акишева... лингво-анализ перевода...
http://www.stihi.ru/2016/01/13/1361

Профессор А.Клесов автор многих работ по генетике,  еще раз подчеркнул спорность и предвзятость Алтайской теории происхождения тюрок и раскритиковал выводы лингвистов по этому поводу. Он отметил наличие заговора и гонений, имеющих место в академической лингвистике против тех, кто изучает корни древних тюркских языков и их влияния на древние культуры. Тюркские языки намного древнее, чем утверждают лингвисты, также бесспорно родство тюркских языков и языков народов Сибири, Кавказа, Европы, Азии и Америки, считает профессор.

По его мнению, древние шумерские языки близки к тюркским. Эламские и шумерские языки перекликаются с тюркскими. По его мнению, ошибочно и предвзято мнение, что тюркские языки имеют возраст 1500 лет. Это результаты лингвистической подтасовки, когда лингвистическую формулу (константу выпадения языков), примененную к индоевропейским языковым группам, затем применили к тюркским языкам. То есть формула, разработанная для индоевропейских языков, конечно же, не учитывала особенности тюркских языков, в результате чего были получены заведомо ошибочные результаты и выводы об истории тюркских народов и языка. А.Клесов рассказал о феномене того, почему тюркские языки сохранились лучше, и все тюрки друг друга понимают лучше и спокойно читают свои древние тексты, в отличие от русских или других народов, которые не могут читать тексты даже 15-16 вв.

А.Клесов назвал необоснованными попытки академической науки огульно приписывать древнюю скифскую культуру и языки к иранским языкам, а тем более к персидскому языку. Скифы с древнейших времен жили на просторах Евразии от Дальнего Востока до Европы и центральной России – там, где и не ступала нога персов или иранской культуры. По мнению Клесова, язык скифов в большинстве является тюркским. Ошибочная и политизированная теория советского филолога-ираниста В.Абаева об иранских корнях скифских языков была насильно насажена советской науке методом репрессий и гонений против тех ученых, кто возражал подобному искажению истории скифов. А.Клесов отмечает, что скифы, скорее всего, тюрки, потому что их язык близок к тюркам и был в обиходе всего 1500 лет назад. То есть относительно недавно в результате миграционных процессов тюркских народностей их общий скифский язык стал слегка видоизменяться у каждого народа отдельно.