Гл. 1. Лермонтов. Часть 1. Русскою душою...

Владимир Конюков
Гл.1. Лермонтов. Часть 1. Русскою душою…

                Литературное расследование.
                К разгадкам тайн поэта.

Часть 1. Русскою душою…

     Внутрисемейная скрытая и явная война рода Арсеньевых…
«Елизавета Алексеевна Арсеньева, урождённая Столыпина (1773—1845, Тарханы) — бабушка Михаила Юрьевича Лермонтова со стороны матери. В среде биографов поэта получила титул «самой знаменитой бабушки русской литературы».

Дочь Мария,
«… и в детские годы, и в молодости (выглядела) «хрупким, нервным созданием». Известие о том, что Мария Михайловна решила стать женой отставного армейского офицера Юрия Петровича Лермонтова, с которым познакомилась во время пребывания в гостях у знакомых в селе Васильевском Орловской губернии, вызвало у Елизаветы Алексеевны протест. Тем не менее свадьба состоялась, после чего Лермонтовы поселились в Тарханах. В 1814 году на свет появился мальчик, получивший от деда не только имя, но и характер: по утверждению Арсеньевой (1836), у внука «нрав и свойства совершенно Михаила Васильевича».

… Лермонтов пребывал в «нежном возрасте», когда она (мать) умерла от туберкулёза (1817).
 
          Когда я был трёх лет, то была песня, от которой
                я плакал:…
          Её певала мне покойная мать.           М. Ю. Лермонтов».

Зять.
Овдовев, Юрий Петрович Лермонтов, чтобы
«… не забрал мальчика, бабушка составила завещание, согласно которому имение достанется Михаилу только при условии, что «оной внук мой будет по жизнь мою до времени совершеннолетнего его возраста находиться при мне, на моём воспитании, попечении, без всякого на то препятствия отца его, а моего зятя». В качестве подстраховки Арсеньева возложила на своих братьев право опеки над наследством юного Мишеля, поставив в качестве обязательного условия запрет на передачу мальчика отцу».

     … Вплоть до своего 16-летия юноша не был осведомлён о деталях семейной тяжбы. Знакомство с бабушкиным завещанием (1830) настолько потрясло юного поэта, что в этот период он был «на грани ухода к отцу».

 «Ужасная судьба отца и сына
 Жить розно и в разлуке умереть,
 И жребий чуждого изгнанника иметь
 На родине с названьем гражданина…»
                Отрывок из стихотворения Лермонтова
 
«Профессор Московского университета Алексей Зиновьевич Зиновьев, готовивший Лермонтова к поступлению в пансион и поощрявший его первые шаги в литературе, отмечал в своих воспоминаниях, что «Миша не понимал противоборства между бабушкой и отцом». Откликом на сложную семейную историю стала вышедшая из-под пера Лермонтова драма «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти»), герой которой произносит: «У моей бабки, моей воспитательницы — жёсткая распря с отцом, и всё это на меня упадает». Та же самая тема — страдания юноши из-за вынужденной разлуки с отцом — нашла отражение в стихотворениях «Я видел тень блаженства» («О мой отец! где ты? где мне найти твой гордый дух?») и «Ужасная судьба отца и сына», написанных в 1831 году, после смерти Юрия Петровича».

     Бабушка своим завещанием отстранила от рода Столыпиных род Лермонтовых. Старорусский патриархальный уклад православной родни от рода древних шкотских переселенцев – католиков, принявших православие.
Было объяснимо, проблема того время – быть гражданином империи только «русскою душою». Неважно, отец  уже давно был духом правильным, внук тем более и не всё он должен знать, она смирилась, но родственники всегда будут противиться… примеси «чужого духа».
Единоверие, догмы церкви. Чистота рода порушена примесью, пусть древнего, но на то время, ненавистное патриархальному православию, католицизма.


     Столыпинская родня, находящееся на страже устоев великосветского рода, заставила будущего поэта изучить своё происхождение очень дотошно и внимательно.
В 1830 году, при поступлении в университет написал: «свидетельства о роде... прилагаю».
В 1830–1831 годах, Лермонтов пишет два стихотворения «Желанье» и «Гроб Оссиана» в которых называет родиной своих древних предков далёкую Шотландию.

«Стоит могила Оссиана
В горах Шотландии моей.

Летит к ней дух мой усыпленный
Родимым ветром подышать»

     В 19-ом веке, его религиозном столетии, с жестокими религиозными войнами, как раз «дух» имел значение. Первостепенное, в семейных отношениях, какого ты вероисповедания...
Был род, даже несколько веков назад одной религии, стал теперь общепринятой основной – православной, а вера нетерпимость осталась. В дворянской среде усиливалась, общество делилось по религиозным признакам, унижения не редкость, даже к тому, что давно православный.
Писатель, прозаик, поэт, текстами обращался к другим народам, церковная цензура в мелочах выявляла «чужой дух», принимала меры…

    Стихотворение «Желанье», фрагмент в сокращении.

 Зачем я не птица…

 На запад, на запад помчался бы я,
 Где цветут моих предков поля,
 …..
 И арфы шотландской струну бы задел,
 И по сводам бы звук полетел;…
 
 Но тщетны мечты, бесполезны мольбы
 Против строгих законов судьбы…
 …..
 Я здесь был рожден, но нездешний душой...
 О! зачем я не ворон степной?..»

     Откровения Михаила Юрьевича усиливали вражду родни в столыпинском роду. Чужак для них, ещё и общественный резонанс родства с чуждым по духу семейством.
«Нездешний душой», значит, «не русскою душой»!
Неприязнь родовая, столыпинская вражда. Бабушка сдерживала семейные войны, как могла…, хотя развязала их первой.
«Нездешний душой», проблема века.
Пушкин работал с переселенцами в ссылке, в Северном Причерноморье. Население империи и ранние переселенцы, требование одно. Православие на всей территории и чтобы было с… «русскою душою». Писал о «русской душе» не он один, многие и Лермонтов не мог не обойти эту тему. Она его касалась собственными древними шотландскими корнями…


Конец 1 части.
Продолжение следует.


Текст глав, что взят в кавычки, всё из энциклопедий, справочников, инет публикаций. Легко определяется, кому нужен источник.
Две главы, первая несколько частей, будет опубликована полностью на моей странице. Вторая… будет позже.