Чёрная бабочка

Наиля Ахунова
О нас пишут -----

Людмила Скребнева:

В новой книге Наили Ахуновой «Чёрная бабочка» (Казань, Татарское книжное издательство, 2018) представлена подборка эссе и своеобразных миниатюр, написанных в стиле «хайбун». Впервые в литературу этот стиль был введен в 17 веке японским поэтом Мацуо Басё. Характерной особенностью хайбуна является простой лаконичный язык по типу путевых заметок или дневниковых записей. Основное отличие хайбуна от прочих миниатюр и стихотворений в прозе состоит в том, что, кроме прозаической части, он содержит одно или несколько хайку. Наличие хайку превращает миниатюру в сложную композицию с определенной внутренней структурой. «Многослойность и связанность трехстишия – главные показатели качества всей композиции, причём один из смысловых слоев обязательно должен быть связан с прозаической частью» \Игорь Шевченко «АКЖ «Полевые цветы» №1, 2017.\ И в то же время, хайку должно не повторять образы самого текста, а только перекликаться с ним и содержать дополнительную информацию. В этом состоит основная сложность этого жанра.

Каким же образом Наиля Ахунова реализует этот подход для создания своих миниатюр? Предлагаю рассмотреть в качестве примера некоторые из её произведений.

В хайбуне «Думка» (стр. 104), на первый взгляд, проза и трехстишие никак не связаны – проза про подушку на диване (или в кресле), а хайку – про попонку на соседской собаке.

На самом деле, части композиции объединяет двойная и даже тройная радость: автора (у меня новая подушка!), соседки и её собаки (оттого, что рада хозяйка). И вот уже осень («унылая пора») не кажется такой унылой.

Этот крошечный хайбун – прекрасный пример воплощения одной из эстетических категорий японской поэзии - ёдзё (искусства недосказанности). Ничего не объясняется напрямую, автор только рисует картинку, предоставляя читателю самому делать выводы, чем и достигается медитативный эффект от осмысления произведений такого рода. А в хайбунах «Кто на свете всех милее?» и «Не спится» (стр. 73, 93) трёхстишия не только привносят дополнительные смыслы, но и поражают непредсказуемостью, что требует особого мастерства.

Немаловажным достоинством миниатюр в стиле «хайбун» является ироническое отношение к изображаемому объекту и к своему собственному авторскому «я», в японской поэзии обозначаемом как дух «хай» \Адамчик М., «Мацуо Басё. Лирика», 2005 г.\ Однако, прежде всего, хайбун - лирическое произведение. В рассмотренных произведениях Наили Ахуновой, как и во многих других, гармонично сочетается высокий лиризм и тонкий юмор. На мой взгляд, автор успешно справляется с непростой задачей соблюдения баланса между этими часто взаимоисключающими вещами.