Балеринки Петипа

Воробьева Татьяна
    Что  Изольда знала о Мариусе Ивановиче Петипа? Да практически ничего…Не считая знаний, почерпнутых из википедий. Но, как всякой почитательнице   балета, хоть что-то  ей знать полагалось. Да и тот факт, что знаменитому русскому   хореографу исполнилось недавно  200 лет, прибавило интереса к солидной цифре.
 Тем более ее бабушка  работала в костюмерной  местного  театра оперы и  балета. Самого ее Любимого театра.Сколько она себя помнила, всегда в  рабочем  сером халате бабушки  была иголка с длинной  ниткой. Это как брошь особого царского предназначения. Без нее никуда! Даже на  фотопортрете  эту  иголку она  не снимала. Всегда что-то подшивала, кроила, отпаривала на балетных  лебединых  пачках  и тяжелых, позолоченных парчой  грозных камзолах, на  дамских графинистых платьях. Когда Изольда спрашивала бабушку, какой спектакль она любит  больше всего, та  со  вздохом отвечала…
 -Риголетто…там хоть и  три действия, но костюмов меньше всего для отпаривания и переделок! Ведь под каждого  артиста свой  стежок. Одному  распороть в плечах,  другой  - в талии ушить.Третьему подмышечники  наживить. Каждый  раз костюм не стираешь же, а хочется чтобы пахло свежестью, а не столетним герцогом…  Но зато его песенка   прямо на десерт потом!
 И всегда тоооненьким сопрано  напевала «Сердце красавиц склонно к измене»….И еще  строго по секрету говорила имена солистов, тех, что не  взяли  верхнее «до»  и  «дали петуха»….
   Изольда очень любила эти  бабушкины рассказы об артистах театра, о спектаклях и  ловила каждое ее слово. Собирала в свою маленькую головку-шкатулочку сокровища  и  волшебности о музыке и  танце.У бабушки  была чудесная  белая коса… Из совершенно  белых, как лен волос. Девочка расплетала  ее косу и расчесывала  волосы  большой  гребенкой. А потом снова заплетала.
   Бабушка рассказывала ей в это время свои  истории…
- А вот   «Спящая красавица»  это же просто ужас! Два действия  нескончаемых костюмов. Кордебалету   только  одному сколько  смен надо. Сказка красивая, да…но потом  после этой сказки  просто без  рук.А тут  еще  ты носишься рядом.Помнишь?
  Изольда  помнила… Бабушка часто ее брала с собой  на спектакли. Мама и  отец работали, в сад она больше  не ходила. Потому как  в саду ее дважды простудили  воспалением  легких и бабушка сказала …
- Все, хватит! Садик пусть танцует без нас!
 И стала приобщать внучку к искусству  по стечению обстоятельств. А как не помнить  большую  гримерную   за кулисами? Где  балерины  в антракте  с  высоко поднятыми  на стол точеными  оленьими    ножками. Так  они  отдыхали от красоты на сцене и становились    маленькими усталыми  девочками  с огромными наклеенными  ресницами на  разрисованных  фарфоровых личиках. Некоторые  приспускали  вниз лиф  у пачки  и сидели  топлес, не смущаясь  и совершенно не  думая, что могут  вогнать этим кого-то  в краску. Здесь была своя  жизнь. На пуантах  души  они были  на сцене. В антракте  же их  атласные  ленты и  газовые юбочки  тихонько отдыхали от полетов гранд-па,  па-де-де и фуэте. Говорили о   духах и  новых прозрачных трико, о  туфельках, что выбросили  недавно в «Доме обуви», о  французской  туши ,что обещали  привезти из Москвы…  А возле  декораций можно было даже покурить. Что  принцы-партнеры  и позволяли себе   от души. Пожарники  видимо  разрешали  это баловство. У Изольды в семье никто не курил и  она вдыхала запах табака с каким-то странным неведомым  чувством прикосновения к тайне и еще чему-то очень  запретному. Как будто  лакомилась  любимым кофе- гляссе… К девочке  уже привыкли и всегда   умилялись от  белого   танцующего банта на макушке …
-Наталья Георгиевна, это ваша внучка? Какая хорошенькая… давайте ее к нам в балет!
Изольда, поощряемая  балетными, канючила   слезно …
-Бабушка,  отдай  меня в балет! Я тоже  хочу  так сидеть в антракте   ножками  вверх …
-А по ножкам палкой  не хочешь? Знаешь, как  по ним бьют  репетиторы? Ого-го как! Только  через мой  труп  будешь  танцевать!!!
-Я буду хорошо танцевать …отдай, рядом же  школа балетная!
-Они все  хорошо танцуют, но для этого надо страдать… а я не хочу,чтобы тебе было больно…
 Как-то на «Бахчисарайском фонтане »,  когда Зарема  убивает  Марию, Изольда чуть не  сошла с ума от  горя… Она кричала на весь  зал…
-Папа, скажи,  а  Мария  не умерла? Она  встанет? Она  же не  может  умереть…Ну, скажииииии, папа!!!!….
 И уже после финального занавеса, выбежала  в фойе  и там начала  танцевать…наверное, это была  дикая смесь хореографии Асейдоры Дункан и Мариуса Петипа. Хотя  в своем императорском театре  он и ставил удивительную  «Баядерку», а вот танца Изольды  уже не застал…
А  она  летала по  паркету сама не своя…  Ей  очень хотелось, чтобы Мария ожила. Такая чудесная  хрупкая  польская принцесса и эта  гадкая восточная  жена  хана Гирея… Это был лучший в жизни танец Изольды.Один дедушка во френче с орденскими планками  долго смотрел  на это действо, потом подошел и сказал, положив свою  теплую морщинистую руку на ее макушку….
-Дочка, как же ты танцуешь хорошо…ты будешь  балериной! Танцуй еще!
 Но этим словам не суждено было сбыться… Нелепый случай с  цветными мелками поставил точку в балетной мечте.Изольда рисовала балеринок на асфальте. Белый мелок  закончился. Побежала  за ним  домой. На последней  лестничной  ступеньке она вдруг споткнулась и упала… Острая боль в животе пронзила молнией. Казалось, что  пол и  потолок поменялись местами .Только  помнит, как белый от ужаса отец, нес ее на руках до ближайшей  остановки. Почти бежал … Они  недавно переехали  из центра в новый микрорайон. Ни транспорта рядом, ни тем более такси, не было. Больница была далеко в городе. Они успели. Отец и ангел Изольды. Яркие  софиты не  театра, а операционной... и чужая тетка уже  потом в палате, смачивающая губы  противным не напивающим  бинтом…
-Ты  не сможешь не то что танцевать, ты  даже физкультурой  никогда не сможешь  заниматься!
Сказала, как отрезала по-живому,   тетка- хирургиня после второго  переливания крови.
Но  все потихоньку начинало подживать…  и  расхристанный  живот, и живая Изольдина душа.  Она же не  Изо-льдА… Она   Из-Оль-Да! А  это уже другое теплое  царство…
- Ах, бабушка Наташа, в одном ты  права была… не хотела, чтобы  мучиться мне …А я же завсегда супротив всех танцую, вот  и  мне  чужие иголки сшили  свой костюм. В нем и останусь не балериной, но  все же вдыхающей  балет по-своему…Сначала  в гардеробе,  где особые  дамские нарядные духи… потом  в фойе  подышу  теплым  натертым  до блеска  паркетом, ну  и конечно  буфетом…Какой же  балет  без буфета и кофе?
Так  думала и вспоминала  Изольда, пока ехала  на знакомство с новым  памятником, открытым  в честь юбилея  Мариуса Петипа. Они  удивили  ее, эти  новомодные  балеринки  из  металлических арматурин. Струились в танце  и  переливались серебром,  благодаря очень известному  в городе  архитектору и его жене … она знала их немного по рассказам дочери. Та говорила, что у  них  прекрасный вкус и  необычная подача. Может быть, может  быть… Не судят  творения, посвященные  искусству… они  тоже его часть. Легкость движений  и полет  угадывалась  хотя не сразу, а только присмотревшись  некоторое время. Это Одетта из «Лебединого». А вон та… Золушка…И  даже  Баядерка с Пахитой рядом …. Как же вам повезло, девушки, что  вы не забыты .Танцуйте, танцуйте и я мысленно  с вами!
-Ма-ри-ус  Пе-тИ-па…
По слогам прочитала надпись на  постаменте   шедшая мимо неприбранная Тетка-кошелка, тащившая за руку   маленькую Девочку-кошелку…
-И кто этот? Петипа- то?
Переглянулись в  недоумении обе…
-А кто вы? Хотелось  крикнуть им в ответ…
Но они-то… ого-го ! нины питровны и  елены паловны  видимо…
Да и что им металл на  мраморе? Просто  объект для  глаза, не боле…
Чтобы  танцевала душа,  надо всего лишь нитку с иголкой  у ворота халата, запах оркестровой ямы,  фигурки  в альбоме … и мелки, белые на асфальте… много-много!!!
Чтобы  никогда не кончались мелки!

-Лет-и-и-и- м, Изольда?

10 Сентября 2018г.

На  фото  Памятник Мариусу Петипа.
Авторы Дмитрий и Мария Храмовы,г.Самара.
Эми  в роли Изольды.
Автор фото Маша Снежная.