От редактора Дети бараков

Лидия Невская Сызрань
От редактора
ПОВЕСТВОВАНИЕ С ЗАМАНЧИВЫМ АККОРДОМ
Книга рассказов сызранской писательницы Лидии Невской «Дети бараков» - удивительное, как по задумке, так и по воплощению, а потому и весьма убедительное повествование о послевоенном детстве автора и её сверстников, прошедшем в рабочих кварталахэвакуированного в годы войны из Людиново завода, ставшего позднее одним из флагманов тяжёлого машиностроения страны.
Естественно, это был район бараков, с горькой иронией их взрослыми обитателями названный «Швейцарией». Наряду с жилыми бараками здесь размещались: барак-школа, барак-магазин, барак-почта и барак-клуб, где крутили фильмы. Словом, здесь было всё, за исключением элементарных по нынешним понятиям удобств. Вот как скупыми, но ёмкими красками рисует местную обстановку сама Лидия Невская. «Одноэтажные длинные бараки окружали «швейцарский мир». Туалеты, сараи, котельная, столики с ободранными скамейками, где собирался послевоенный «бомонд» - пьяные мужики, жужжащие бабы, молодёж с гитарами и детвора в синяках. Повседневная жизнь начиналась с пивного ларька»...  и далее в том же духе. Словом, жизнь не богатая на радости и развлечения, обступала местных ребятишек. И неудивительно, что когда Лида едет с мамой в гости в Таллин и смотрит из купе на тянущиеся за поездом вагоны, ей кажется, что это знакомые ей бараки. Меня этот образ так поразил, что невольно вылился в стихотворные строки:

БАРАКИ

И в людных, и в затерянных местах
В эпохи роковом калейдоскопе
Звучало это слово на устах
По всей России, не в пример Европе.
Оно, как растянувшийся состав,
Что не способен повернуть обратно,
От буден не придуманных устав,
Сегодня вспоминается стократно.
Бараки... Их повсюду я встречал -
Достаточно лишь было появиться.
И если о конце их кто кричал,
Так разве что на Яузе, в столице.
Пустых бараков мрачный эшелон
Летел, в пространство устремляясь косо.
То Волга голубела с двух сторон,
А то тайгою клацали колёса...
И детство проступало сквозь туман,
Вскрывая череду былых событий
С реальностью, похожей на обман,
В послевоенном, неуютном быте.

И в самом деле через бараки в нашей стране прошли судьбы едва ли не большей части её населения. Это и бараки ГУЛАГа, и фашистских концлагерей, и бараки-спутники эвакуированных или строящихся предприятий. В них жили и репрессированные, и вдовы павших на войне. Жили тяжело, а потому и знали цену самым малым радостям, к которым особенно стремились дети. Яркий пример тому — выкрашенный в зелёный цвет пол по примеру таллинских аппартаментов, который в радость детворе, но в штыки принят взрослой публикой. Или пикейное одеяло, купленное на толкучке и повешенное на стену вместо ковра. А создающие илюзию подлинного уюта торшер или расширивший барачную келью трельяж. Не говоря уж о пианино... В каждом из этих рассказов расставлены свои акценты. Трогательная картинка — дети, оставшиеся без отцов, с любопытством наблюдающие за занятиями чьего-то чужого отца. И девочка Алька Табакова, придумавшая себе своего — с красивой фамилией Виноградов. Затрагивается в рассказах Невской и тема первой любви. Если в «Аришкином тополе» это ещё только намёк на неё, то в «Белой шапочке» уже конкретное проявление похожего на взаимность чувства. Так автор логически подводит своего читателя к мысли о том, что каким бы ни было детство, счастливым или не очень, - оно кончается, как и повествование о нём, весьма заманчивым аккордом, дающим пищу для размышлений.

Вячеслав ХАРИТОНОВ, член Союза писателей России.



На фото дети бараков - герои книги.
Автор книги "Дети бараков" Лидия Невская показывает пальчик.