Русский язык душа народа

Александр Григорьевич Раков
Я русский! русский язык душа народа
Я — русский!
РУССКИЙ ЯЗЫК — ДУША НАРОДА

В последнее время русская патриотическая общественность много и справедливо говорит о страшном насилии, творимом сегодня над русским языком. Да, это действительно происходит: русский язык убивают сознательно, настойчиво, планомерно, — и мы также осознанно и твёрдо обязаны  встать на защиту родного языка.

Но вот что нужно при этом учитывать (а без такого понимания никакой победы нам не одержать): мы живём в эпоху, когда угнетение русского языка совершенно чётко отражает угнетение русского народа.

Чтобы пояснить эту мысль, попробую начать свои рассуждения с нескольких цитат. Они всем известны, но порою их необходимо освежать в памяти. Во-первых, это слова титана нашей науки М.В.Ломоносова:

— Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно.

Действительно: русский язык потрясающе разнообразен! И вы обратите внимание: об английском языке ни Ломоносов, ни Карл V даже не упоминают — он тогда ещё не считался членом семьи великих языков. А если бы упомянули, — как бы его определили? Наверное, что-нибудь вроде: «Английским языком с торгашами толковать удобно, плести хитрости рыночные».

Вот ещё одна замечательная цитата, принадлежащая другу Пушкина, поэту Вильгельму Кюхельбекеру, и обнаруживающая в нём весьма тонкого мыслителя:

— Рассматривая народ как существо духовного порядка, мы можем назвать язык, на котором он говорит, его душой. И тогда история этого языка будет значительней, чем даже история политических изменений этого народа, с которыми, однако, история его тесно связана.

Итак, язык — это душа народа! Глубокая и важная мысль! И Кюхельбекеру вторит (что было для меня неожиданностью) знаменитый писатель Серебряного века Леонид Андреев:

— Осторожней, нежнее и любовнее прикасайтесь к славному русскому языку; в нём — душа народная, в нём наше будущее.

Душа и будущее! И, значит, удар по русскому языку — это удар по душе и будущему русского народа.

Попробуем сразу определить три основных направления, по которым идёт разрушение языка.

— Во-первых, это иностранщина, все эти безконечные «хайпы», «фейки», «шопинги», «киллеры», «геи», «контенты», «консенсусы», «кофе-брейки»… Кстати, нетрудно заметить, что иностранщина эта на поверку оказывается чистой американщиной. Следовательно, насаждая её, нас пытаются втянуть в глобалистско-американскую вселенную, где всякое понятие о национальной, народной душе будет уничтожено.

— Во-вторых, разрушается традиционное русское произношение. Послушайте, как говорят сейчас герои ТВ (первенство, конечно, за «Домом-2» и рекламными «Эллочками-людоедками»): в манере говорить они подражают то ли героям американских фильмов, то ли нашим уголовникам. Ударения ставят гдё придётся, половину звуков произносят неправильно, их интонирование — не русское.

Это то, что касается устной речи, а в письменной то же самое проявляется в чудовищной безграмотности. Понятно, что сейчас в Интернете любой неуч может писать так, как ему в голову взбредёт; но меня тревожит, что и интеллигенция в массовом порядке теряет навыки грамотного письма. Это можно видеть даже на форумах сайтов, где вроде бы участвуют люди образованные, но порой у них на одно предложение приходится по нескольку грамматических ошибок — что уж говорить о знаках препинания! Даже в газетных и журнальных текстах ошибок хватает, впрочем, как и опечаток.

Вспоминаю такой случай: моим аспирантом хотел стать некий молодой человек. Я прочитал его работы, поразился их безграмотности и сказал: «С таким знанием русского языка я вас принять не могу». Он ушёл — но вскоре я с удивлением увидел его в числе аспирантов: другой научный руководитель решил, что ничего страшного, если будущий учёный не знает простейших школьных правил.

— И третье направление ударов по русскому языку: настойчивое насаждение самой чёрной матерщины. Враги русского народа стараются сделать «ненормативную лексику» обычным языком для всех. Раскручиваются писатели, не стыдящиеся вставлять мат в свои книги. Вот, пожалуйста: книга модного «интеллектуального» прозаика Виктора Пелевина, и на обложке знак: «Содержит нецензурную брань». Даже непонятно: издатели предостеречь хотят читателя или похвастаться собственной «продвинутостью»? А цунами непотребной жёлтой прессы и литпродукции, которое обрушивается на русских читателей?!

В довершение всего — тошнотворный Шнур с его похабными песенками! Заметьте: у него в группе даже женщины распевают матерные порнокуплеты. А сколько средств вложено, чтобы эту непристойную мерзость раскрутить! Самый высокооплачиваемый ныне «певец». Этой осенью он будет давать концерт на главном петербургском стадионе! Его рекламирует даже официальный представитель МИДа Мария Захарова! Кому-то необходимо, чтобы русской «звездой», лицом русского народа был образ пьяного подонка.

Итак, вот три направления ударов, три всадника апокалипсиса, атакующие русский язык: американщина, неправильное произношение вкупе с безграмотностью и — нецензурная брань.

Эти удары не были бы нанесены, если бы подобные удары не наносились по всей русской культуре, по всему русскому народу, по всей России в целом.

Мировое пространство русского языка сокращается, как шагреневая кожа в романе Бальзака. Это очень легко доказать: вот я беру с полки географический справочник и пробую пересчитать страны мира, где одним из официальных языков является русский. Что это за страны? Открывает список Абхазия — 250 тыс. населения; а закрывает Южная Осетия с 72 тыс. населения. Между ними есть ещё Беларусь, Казахстан и Кыргызстан, — но, как вы знаете, две последние республики готовятся перейти на латиницу. Что же скажем о языке нашего противника? Английский является официальным более чем в 30 странах мира. Причём среди этих стран есть Индия с её миллиардным населением, есть значительная часть Африки, есть Канада, Австралия… Оцените соотношение! За последние четверть века в мире число людей, владеющих русским языком, сократилось на сто миллионов (было 370, стало 270 млн). А ведь в советские времена мы имели друзей, учивших русский язык, и в Европе, и в Азии, и в Африке, и в Южной Америке — но ныне всё это растеряно. На Украине, в Грузии, Молдове, Латвии остервенело изживают русский язык! Наши чиновники провалили СНГ, проваливают и другие международные связи России, формально и равнодушно относятся к судьбе русской речи. Ведь были у нас и годы, официально посвящённые русскому языку, — и что же? Изменилось что-нибудь после них? Разве что к худшему. Прежде ежегодно проводились значимые международные фестивали русского языка — где они? Нам говорят: «О чём вы печалитесь? Нами каждый год проводится всемирный «Тотальный диктант» по русскому языку — это большое достижение!» Да, новосибирские студенты, по чьей инициативе это новшество началось, молодцы. Но и через 15 лет после начала этого проекта, в 2018 году, количество участников в наших городах, и тем паче за границей, явно недостаточное. К тому же подбор текстов для диктанта весьма произволен.

Главным защитником русского языка должна выступать наша интеллигенция, но она расколота, слаба и нерешительна. Либеральная её часть принадлежит к числу разрушителей и целиком подписывается под словами одного из русофобов: «Выйти из гетто русского языка!» А многие среди патриотической интеллигенции запуганы и предпочитают держаться в стороне. Знаю серьезных учёных, которые не решаются высказывать возмущение, потому что боятся лишиться работы.

В результате российскую науку уже начинают переводить на английский язык: зачастую конференции в Высшей школе экономики проводят на английском языке — да порой и в нашем СПбГУ такое бывает. Нам дают понять: «Вы ещё остаётесь поколением русского языка, но следующее поколение будет жить в стране с двумя официальными языками — английским и русским».

Российская золотая молодёжь уже сейчас рождается с английским языком на губах. Посмотрите, как пишут теперь о новых хозяевах жизни: «В этой семье замечательный сын: он пишет стихи на английском языке, и, как руководитель рок-группы, исполняет англоязычные песни».

А ведь русский язык отличается гибкостью, многозначностью, наделён оригинальной образностью. Без родного языка мы немедленно лишимся и литературы, и культуры, и самой своей национальности.

Наступление на родной язык отражается на всей русской культуре. Где, например, сейчас наша русская песня? Количество исполнителей неуклонно снижается. Народные ансамбли возникают всё реже, а те, которые ещё существуют, становятся безвкусными, псевдорусскими, предназначенными для иностранных туристов. Вспомним любимого народом исполнителя русских песен и романсов Олега Погудина. Сейчас в его репертуаре русская песня встречается всё реже — он осваивает западную музыку… На недавнем детском «Голосе» выступали ученики В. Меладзе — они пели по-английски и по-испански, и только одна девочка спела на русском.

О современном театре тоже тяжело говорить: если какие-нибудь столичные труппы и дают спектакли по классическим русским пьесам, то извратят их так, что вы не узнаете классики. Даже если постановщик не станет чрезмерно уродовать текст, всё равно пьеса будет сыграна в такой циничной манере, какая никогда не была свойственна русской сцене.

В Петербурге был замечательный театр народной драмы Андрея Грунтовского. Многие зрители помнят его самобытные биографические спектакли — о Пушкине, Есенине, Шукшине, Достоевском… Но теперь у этого театра нет своей крыши над головой! Вот пример того, как обходятся сейчас с русским искусством!

Должен сказать, что петербургские защитники русского языка за последнее время провели три круглых стола, на которые были приглашены такие деятели культуры нашего города, как президент Петровской академии наук и искусств Алексей Воронцов, писатели Борис Орлов, Николай Коняев, Михаил Аникин, философ Борис Дверницкий, психолингвист Андрей Локиев, предприниматель и полиглот Вадим Рыбин. Мы стараемся проводить наши встречи на православных выставках, на Международном книжном салоне, чтобы наше слово услышали люди всех слоев общества. Кстати, почитателями и хранителями родного русского языка и классической культуры являются сейчас прежде всего православные люди. Надо, чтобы в борьбу за родную речь включились как можно больше неравнодушных к судьбе Родины петербуржцев — только тогда мы сможем оградить нашу культуру от разрушительного наступления глобалистов и русофобов. Пусть всё свершится по слову Анны Ахматовой: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово, свободным и чистым тебя пронесём, и внукам дадим, и от плена спасём. Навеки!»

В.Е.СЕМЁНОВ, профессор, доктор психологических наук