По конкурсу Мастер класс -2018

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2018/06/06/1366 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2018/09/15/2465 - Итоги конкурса

Завершилось голосование по ежегодному летнему конкурса лучших стихов года - "Мастер класс, 2018". Желающих поучаствовать в нем оказалось меньше, чем обычно: то ли жара помешала, то ли конкурс перестал пользоваться популярностью. Обычно в этой конкурсной серии я сама делаю отбор стихов без технических ошибок исполнения и на голосование судьям передаю только те произведения, которые выполнены на профессиональном уровне, и только из таких судьи отбирают в свои шорт листы наиболее понравившиеся им - те, что могут служить примером мастерства: запоминающиеся  содержанием,  особенностями поэтической речи и  хорошо продуманной формой подачи этого содержания, не просто оригинальной, а помогающей наилучшим образом передать авторскую мысль - тему стихов.

В этом году предварительного отбора произведений я не делала - судьи голосовали по всем поданным на конкурс стихотворениям. Чтобы уравнять права победителей прошлых лет (у них было намного больше достойных  соперников!) я в этом году ужесточила условия отбора стихов в шорт лист: не 12, а только 5 лучших произведений от каждого судьи. Благодаря этому  можно утверждать, что авторы, вышедшие в пятерку лауреатов, действительно могут считаться успешно прошедшими  сложное соревнование, а их стихи способны служить нам примером поэтического мастерства.

Какие стихи годятся для участия в Мастер классе?

Особых ограничений здесь нет: каждый автор сам представляет на конкурс то, что кажется ему самым удачным его стихотворением последних лет (лишь бы оно ни разу не участвовало в предыдущих сезонах Мастер класса). Но участникам МК нужно быть готовым к тому, что среди его соперников будет много профессиональных и талантливых поэтов, поэтому стихи к конкурсу полезно подготовить.

Есть смысл на старте критически оценить подаваемое вами произведение: как оно записано? Грамотно ли? Продумана ли расстановка знаков препинания? Продумана ли форма записи - не будет ли смысловая разбивка текста на строки мешать восприятию структуры стихотворения? Идентичны ли все строфы, если стихотворение предполагает строфность? Все ли концевые рифмы точны? Потому что наличие очень слабых рифм может просто сбить с толку судью, например, он из-за них неправильно поймет ваш замысел рифмовки стихотворения, не говоря уже о том, что стихи с техническими ошибками (потерями рифм) почти не имеют шанса быть номинированными даже на обычных конкурсах ТМ, что уж там говорить о "Мастер классе", который проводится раз в год и специально отбирает лучшее из лучших!

Хорошо ли звучит ваше стихотворение - нет ли сбивок ритма, не планируемых изменений типа ритма, удачно ли стоят фонетические ударения значащих слов - не противоречат ли их места расположения местам Иктов (ритмических ударений)? Если вы выбрали сложный, тяжко прочитываемый ритм, обоснован ли этот ваш выбор? Что полезного он  дает изложению задуманной темы - помогает ему или, наоборот, только раздражает читателя? Ведь в "Мастер классе" (как, впрочем, и во всех других конкурсах ТМА) ценится не просто оригинальность подачи, а целостное художественное впечатление от стихов, глубина раскрытия ими темы!

Итак, авторы отобрали самые лучшие свои стихи и представили их на конкурс. Теперь дело за судьями - сформировать свое личное представление о возможной пятерке будущих лауреатов  и прислать мне - организатору этого конкурса, свой шорт лист.  Поскольку я тоже представила свой шорт лист (имею на это право, потому что участником конкурса не являюсь), поделюсь своими впечатлениями. Личными впечатлениями! У нас всех они не обязаны быть одинаковыми! Поэтому, прочтя статью и собравшись вступить со мной в полемику, не считайте, что именно я определила лауреатов: пятерку лауреатов сформировало не мое личное мнение, а сумма наших судейских мнений! А вот наиболее интересные  с моей точки зрения (не обязательно идеальные!) конкурсные стихи из пакета МК я опубликую в данной статье

Мне кажется, что в этом году примеры для подражания и восхищения в пакете все-таки были. Небольшие комментарии к стихам - это мои частные мнения: они могут не совпадать с впечатлением о стихах других судей, поэтому не принимайте их близко к сердцу, пожалуйста! Номер перед Ником автора соответствует номеру произведения, под которым оно участвовало в голосовании.

3. Столетний дом. Любовь Левитина

На краю времён, где земля пуста,
этот старый дом – лет не меньше ста,
износился, выцвел и жить устал.

У него для этого сто причин,
и от каждой – трещина в сто морщин,
он сменил сто ликов и сто личин.

У него разбито в глазах стекло,
всё, что в них болело, давно прошло,
в стенах время плесенью проросло.

Сбился молча годы считать до ста.
А вокруг ни дерева, ни куста –
съела память – крепкая кислота.

Дом наполнен памятью, как сосуд,
но о нём забыли и люд, и суд,
и надежды нет, что придут, спасут.

Одинокий дом на краю земли
просто тихо ждёт, чтоб его снесли.

Интересные стихи. Автор выбрал форму трехстрочной строфы, состоящей из моноримов (ааа) с ритмикой стопного логаэда, чередующего анапест и ямб (001 01 001 01). Нестандартность формы здесь не кажется надуманной, усложняющей восприятие, наоборот, она помогает передать общее настроение грусти, вызванное лицезрением одинокого дома. Пейзаж? Нет, конечно, я уверена, что эти стихи - с подтекстом (что всегда интересно). Рассказ не о доме, а о судьбе человека, возможно, это лирическое откровение автора, хотя не так уж и важно, о ком стихи, если они своё дело сделали - создали художественный образ и передали нужное настроение (мысль). Здесь форма помогает содержанию, а не придумана для того, чтобы покрасоваться новаторством - по крайней мере, мне так кажется, поэтому стихи я оценила. Оценила и игру звучания со словами "сто" "ста": это число - не конкретика и не случайность, а прием, показывающий длинную жизнь, которая уходит в прошлое..

6. Солнце запуталось…Владимир Сорочкин
 
Солнце запуталось в сетке ветвей.
День закатился под шкаф.
Бабочка спит на подушке твоей,
Крылышки сна расплескав.

Плющ зацепился за створку окна,
Тени склонились к ручью…
Вряд ли ты сможешь остаться одна
В этом притихшем раю.

Чтобы услышать, как щёлкает дрозд
Песню свою без обид,
Ты поскорей возвращайся со звёзд,
С непостижимых орбит.

К дальним светилам, окутанным тьмой,
К безднам, горящим во мгле
Я бы и сам полетел за тобой,
Но – мне милей на земле.

Здесь ожидают тебя дотемна
Тропка с осколками луж,
Бабочка, свет в перекрестье окна,
Ветром колеблемый плющ.

Качественная зарисовка. Придраться не к чему, есть интересные образы ("Бабочка спит на подушке твоей, крылышки сна расплескав", "плющ зацепился за створку окна", "тропка с осколками луж"), но чего-то большего, что меня бы зацепило содержанием, настроением, или чувством, я для себя не нашла, не получилось...

8. В сквере. Алексей Ленивец   

Сначала даю фрагмент стихов в авторской записи:

В сквере скверно:
сыро... серо...
Колок скверу
снежный свитер.
Снегом дни,
как кони,
сеном -
Сыты.

Свет усталый
сел за старый
Столик...
Тучи
клонят ветви
Низко -
словно
небо стало
Клеткой.
......................

Я не знаю, зачем автор записал свои стихи не в метрике строфы, а отдельными словами: если ради оригинальности или смысла, то это ничего не прибавило восприятию. На мой взгляд,  было бы лучше записать стихи так, чтобы была видна структура строфы:

В сквере скверно: сыро... серо...
Колок скверу снежный свитер.
Снегом дни, как кони, сеном -
Сыты.

Свет усталый сел за старый
Столик... Тучи клонят ветви
Низко - словно небо стало
Клеткой.               

Снег и слякоть... Странный дайджест
Жизни в каждой капле. Вскоре
Прелесть в прелость канет - даже
Моря...

Где ответов нет - там чуда
Нет,  лишь чуть напевней ветер
Дует в горлах птиц и в чувствах -
Бредит.

Сразу стало понятно, что рифмы здесь присутствуют, а строфа, написанная  хорем, оригинальна и  звучит неплохо:
10101010
10101010
10101010
10
Вот только рифмы бы везде сделать поточнее ("ветви-клеткой")! Но главное-то не в форме, а в содержании! Задумана пейзажная зарисовка, но убедительной связи фраз в стихах нет. Есть ощущение, что автор не столько состояние своей  души и даже не пейзаж описывал, сколько подбирал картинку под нужную форму, по звучанию слова искал, а не только по смыслу. Поэтому номинировать не хотелось, а хотелось доработки стихов... Хотя образы интересные есть: "Вскоре прелесть в прелость канет", "ветер дует в горлах птиц и в чувствах - бредит".

9. Валаамский тупик. Владимир Кузнецов 20 

Своевольна память-то, возвращает в прошлое:
Поле солнцем з'алито, клевера не cкошены.
Задувает с севера, знать, погода сменится,
По траве, по клеверу, свежий ветер стелется.

За кустом ольшаника, затаив дыхание,
Бинтовала раны мне санитарка Танечка,
Да наткнулась на свинец и упала замертво -
Угодило сердце в сеть перекрестья снайпера.

Нет пощады у войны, а и нам она на кой?
Все мы были пленены санитаркой Танечкой.

Толк да толк... Помалу хоть, но бежит тележечка.
Надо только смазывать, чтобы шла без скрежета.
Толк, да толк, да толк ещё... От угла до ящика
Жизнь бесцветная течёт, как слеза незрячего.

Чуть забудусь - и опять: "За Москву! За Сталина!",
Не даёт ночами спать мне молитва Танина:
"Помоги, не дай пропасть, ни ему, ни вместе нам..."
Да молитва прервалась хлёстким перекрестием.

Ноги не шевелятся, а без них - ни встать ни сесть.
Выползай, коль можешь, сам - добивают пленных здесь.
На локтях по клеверу, на руках по чуточке,
От куста до дерева, от полудня - в сумерки.

А потом резвилась сталь, и сестрички ахали.
Две культяшки за медаль - не дороговато ли?
На вокзалах подают скупо да немного -
Атеисты, мать твою, запретили Бога!

Мне бы девок провожать в эти ночи летние,
Раньше срока выполнять планы пятилетние,
Выступать за партактив монолитным фронтом
Да уверенно идти к светлым горизонтам...

По дороге в райский сад убирают лишних, и
Проржавевшие трещат шарикоподшипники.
Пилят грешников в ад'ах пилами двуручными,
Свято место завсегда заполняют душами.

Толк, да толк, да толк опять... Брызжет грязь осенняя.
Надо было умирать, не искать спасения.

Свято место для чужих тяжелей острога.
Мы теперь из стен святых умоляем Бога:
"В перелётный клин прими журавлями-душами,
Помоги взлететь с земли, подтолкни толкушами!"

Не пускает в небо грязь, липкая да вязкая.
Жизнь по кругу поплелась, кляча валаамская!

Толк да толк, да толку что? Заживо обрублены,
Копошимся у о'кон, с байками да с руганью.
Непривычны к к'елиям, не нужны обители,
Как кресты нательные на парадном кителе.

Стихи мне понравились, хотя я очень долго колебалась - брать их в шорт или нет. Звучат они неровно, написаны не структурно, даже тип рифменных окончаний меняется, но, если звуковой схемой проверить, то всё  не так уж страшно:
логаэд из сдвоенных строк 1 анапест, 2 ямба, где безударные стопы расположены хаотично, оттого и ритм неровный.   
000 01 00/001 01 01
001 01 01/001 01 01
001 01 00/001 01 00
001 01 00/001 01 00
И еще коды (двухстрочные строфы) нетипично вставлены автором в середину текста. Рифмы не везде идеальные... Это большая проблема? Не думаю. Потому что стихи содержательны. В них - судьба целого поколения советских солдат, ставших после В.О. войны инвалидами и закончившими свою жизнь в доме инвалидов на Валааме - трагедия, боль и преступление нашего века... Стихи очень точно передают настроение автора и  его личное отношение к теме:
                "Толк, да толк, да толк ещё... От угла до ящика
                Жизнь бесцветная течёт, как слеза незрячего"
В данном случае и неровность ритма, и разрушения структуры стихов работают на восприятие их содержания, а значит правомочны и даже полезны. Поэтому я включила их в свой шорт лист, как авторское глубокое произведение, несмотря на некоторые огрехи письма (смыкания согласных и смену типа рифменных окончаний).

12. Прибрежный экзерсис. Геннадий Соболев-Трубецкий 

С рассвета вжикала коса,
косясь наверх, на бледный месяц.
Река мелела целый месяц,
росла песчаная коса.

Безрогий палевый бычок,
проснувшись, ждал тепла светила.
Всю ночь звезда в затон светила,
но лещ не брал. Скурив бычок,

рыбак в кормушку досыпал
перловку, сдобренную мятой.
Затем на телогрейке мятой
он здесь под утро досыпал,

сменив на фидере червей.
Был странным сон: звенели бубны,
цыган, взяв пики, крести, бубны,
козырных ими бил червей...

А пастухи коров вели
в туман молочный, вскоре туши
их растворялись… Склянку туши
ты мне, читатель мой, вели

подать. И здесь, на берегу,
всё запишу и почитаю.
Покамест рифму почитаю —
я ею память берегу.

Интересные стихи и очень качественная работа с идентичной рифмой внутри катрена - рифмовкой оммонимов. Подобных игровых форм я видела на сайте много и не особо их люблю: обычно они грешат искусственностью содержания, авторы в муках находят логику связи фраз, стихи получаются "ни о чем". Про данные стихи я этого сказать не могу - получился связный сюжет, поэтическая картинка, плавно перешедшая в авторское рассуждение о поэзии. Мне стихи понравились как высший пилотаж по технике исполнения.

14. Егерь... Гера Шторм 

Рукоятку ножа крепко сжала моя ладонь.
Ты, от страха дрожа, нервно шепчешь: - Его не тронь.
Обходи стороной и в глаза не смотри ему.
Он ворует не сны и не память – людские души!
Видишь, бьются в мешках – на ловца даже зверь бежит.
Мы не смеем мешать, этот лес стал для нас чужим.
Спрячь клинок боевой. Егерь тащит в ночную тьму
самых дерзких, чтоб в чёртову дюжину выбрать лучших.

Старики говорят, он их души кладёт в котёл.
Совершая обряд, разжигает большой костёр.
Рвёт полынь, горицвет, белладонну, чертополох.
Заклинания страшные шепчет и варит зелье,
мощь желая вобрать. Оставляет на пустыре
малодушных, мой брат. Не дано им подняться вверх,
встретив утренний свет. Перья спутаны в мокрый мох,
мешковина тяжёлая держит, чтоб не взлетели.

Ты ему подойдёшь. Я навечно останусь здесь.
Буду слушать, как дождь омывает осенний лес.
Я ему не нужна. Я беспомощна и слаба...
Он охотится только на смелых и самых сильных.
Ты меня не бросай, я не выберусь, пропаду,
став забавою псам. Отведи от меня беду!
Этот лес сторожат стаи диких больших собак,
чтоб терзать неугодные души, стерев до пыли.

У подножья скалы лодку нежит волной река.
Мы в ней сможем уплыть, не сумеет никто сыскать.

...До воды девять лун, до спасения только шаг...
- Прячься за спину, милая, нас небеса укрыли.

...Замыкается круг. Враг прикован ножом к земле.
Мы уйдем поутру. Души будут смотреть нам вслед.
Позже к небу прильнут, их рассвета нельзя лишать...
- Я мешки распорол, посмотри, как прекрасны крылья.

Что тут скажешь - красиво звучит! И язык богатый. Строфа - октет аабСддбС, написана логаэдом   4 анапеста-1 ямб
001 001 001 001 01
001 001 001 001 01
Теперь по содержанию. Вынуждена признать свою недалёкость: несколько раз эти стихи перечитывала, но смысл их от меня постоянно уплывал, я до конца так и не поняла о чем они (или о ком?), и для чего. То ли это по какой-то книге писано, которую я не прочла, то ли я совсем умом слаба стала, что вполне вероятно. Трудно мной постигается и смысл стихов, и цель их написания. А красивые фразы, за которыми не удается увидеть авторские мысли, я не особо люблю: они не доходят до моего сердца. Хотя стихи достойные, мастерские, и наверняка другим читателям они очень нравятся.

15. И запах скошенной травы. Инна Заславская 

…И запах скошенной травы, прощальный запах увяданья
Тебе поведает о том, о чем не скажется в словах:
Как изнурительно больны, неизлечимы опозданья,
Как лихорадочно знобит упущенное впопыхах.

Еще не холодно. Еще цветов подбрасывает лето,
И не заношен до седин наряд высокой синевы,
И зимних бабочек рои еще не вылупились где-то,
Чтобы обрушиться на мир… Но запах скошенной травы

Тебя преследует, идет вслед за тобой от дома к дому,
Он пробирается в подъезд, в квартиру входит без ключа.
Как будто просит вспоминать о чем-то прежде незнакомом,
Что невозможно оживить, осилить, заново начать.

И эта срезанная жизнь, уже подернутая тленьем,
За твой цепляется подол, но, не склоняя головы,
Ты пролетаешь над землей, горя незрячим нетерпеньем.
И за тобою – пустота. И запах скошенной травы.

Сдвоенные строки без внутренней рифмовки, очень чистый ритм из 2 ямбов и одного пеона4, строфы-катрены АбАб
01010001/010100010
01010001/00010001
- блестящая техника, прекрасное звучание, точнейшие рифмы. Профессиональная работа! А главное - поэтический стиль речи: автор не сообщает факты, а передает мысль и настроение с помощью художественных образов. Внешне - стихи о природе, но, конечно же, не о ней стихи, а о состоянии души: "Как изнурительно больны, неизлечимы опозданья/, Как лихорадочно знобит упущенное впопыхах" или  "И эта срезанная жизнь, уже подернутая тленьем,/ За твой цепляется подол....". А эти удачно и уместно вставленные в текст рефрены: "и запах скошенной травы"! Прекрасная мастерская лирическая поэзия!

22. О чем молчит Елена. Алексв

Она сегодня много говорит,
Взахлеб, – о путешествиях, о людях,
Которые её до смерти любят,
О том, что в уик-энд летит на Крит,
А новый год встречала в Голливуде,

О бизнесе, о новом БМВ,
"Нет, все сама! С нуля, и по крупицам..." ,
Про персонал в ежовых рукавицах,
Про дом в Москве, квартиру на Неве:
"Порхаю тут и там по двум столицам."

Завидуют девчонки за глаза,
Успех, фигура, деньги – все у Ленки!
А мы, как пацаны, на переменке,
Прошедшей тридцать лет тому назад,
Глядим тайком на Ленкины коленки

И цокаем: из девочки-мечты
Времен былинных бала выпускного
Преобразилась – кто бы ждал иного! –
В стальную королеву красоты:
Джоли-свет-Анджелина, право слово!

Чужим слезам не верят москвичи,
Но кончатся шампанское и речи,
Придёт домой Елена с нашей встречи,
И то, о чём она всегда молчит,
Тяжёлой грустью свалится на плечи.

Жизнь "только начиналась" в сорок три,
Был третий муж, подлец, отправлен к черту,
Но вслед за ним сбежал дурак-четвёртый,
"Нет мужиков! Альфонсы, упыри!
...Но как же поспешила ты с абортом."

Спа, фитнес... Не стареют зеркала,
И сорок семь встречала в прежнем блеске,
Гостей –толпа, от "бывших" – эсэмэски.
Но с той поры, как мама умерла,
Поговорить душевно больше не с кем.

Она теперь лишь в памяти ворчит
О внуках: "Пять у Светы! Два – у Ирки!".
Родить бы дочь... Но сволочи-врачи
Твердят, что поздно – даже из пробирки.
"Нет, никогда!" – и слёзы горячи...

Ну что ж, судьба. Пусть сложно жить одной,
Глядеть на мир сурово и надменно,
Но не грозят ни глупость, ни измена,
И белкой сумасшедшей, заводной
Вращает колесо наверх Елена.

Совсем другой стиль письма. По жанру - это рассказ в стихах, проза, записанная стихами. Здесь вся нагрузка - на сюжет, запоминающийся, назидательный, с авторским мнением и оценкой - моралью. Интересно читать, написано хорошим, грамотным языком, нет претензий к базовой технике. И даже строфа оригинальная - пятистрочник аББаБ пятистопным ямбом. Поэтического образного языка  мне здесь не хватило. Все же у нас мастер класс поэзии, а не прозы, пусть даже и здорово срифмованной...

24. Глядя на старые фотографии. Татьяна Баракина Роксана Ланд

Вечность ломается, словно весенняя льдина,
Время-река продолжает размеренный бег.
Пасмурный вечер и пламя в камине старинном,
Дым папирос поднимается кольцами вверх,

Поздно уже, только мне, как обычно, не спится -
Молча сижу у огня и листаю альбом.
Старые снимки - вся жизнь в пожелтевших страницах -
Тихо шуршат, начиная рассказ о былом.

Снова смотрю, и далёкое кажется близким,
Каждый застывший момент - всё как есть, без прикрас.
В форменном платье по улице я - гимназистка
За руку с мамой степенно иду в первый класс.

Бал выпускной - плавно кружатся пары по залу -
Кажется, венскому вальсу не будет конца.
Двор лазарета - сестра милосердья устало
Слёзы и пот утирает ладонью с лица.

Старая церковь - я только что в ней обвенчалась,
Под руку с мужем иду от деревни до дач.
Проводы. Женщины машут руками с причала -
Снова война. Лазарет. Я уже военврач.

Вдовьи одежды - от чёрного цвета НЕ ДЕТЬСЯ -               
Кресло, свеча и потрёпанный томик Басё...
... Вдруг незаметно кольнуло иголкой у сердца -
Яркая вспышка, затем темнота... Вот и всё.

Из серьезных недостатков -  разрушение фразеологизма ("никуда не деться")  -  пропущенное значащее слово "никуда" в фразе. А целом стихи написаны качественно:  катрены АбАб 5-и стопным дактилем. Связный сюжет, продуманная композиция - изложение  судьбы человека в процессе  просмотра им альбома старых фотографий. Казалось бы, все хорошо, но я в пятерку лучших эти стихи не отобрала не только по причине одной разрушенной фразы. Слишком явное ощущение придуманности истории: не чувствуется живого эмоционального воспоминания при взгляде на фотографии: в реальности наши фотоальбомы почти никогда не бывают так "структуированы" по хронологии времени ВСЕЙ жизни, как это описано в данном стихотворении. Слишком уж все чётко, "по уму" сделано: каждая строфа - по одному периоду жизни! А сердце моё не откликается, чувствуя  искусственность композиции...

25. Дети девяностых. Павел Великжанин 

Ледяные батареи девяностых.
За водой пройдя полгорода с бидоном,
Сколько вытащишь из памяти заноз ты,
Овдовевшая усталая мадонна?

Треск речей, переходящий в автоматный,
Где-то там, в Москве, а тут – свои заботы:
Тормозуху зажевав листком зарплатным,
Коченели неподвижные заводы.
 
Наливались кровью свежие границы –
Ну зачем же их проводят красным цветом?
А подросшие участники «Зарницы»
Косяки крутили из бумажных вето.?

Только детям все равно, когда рождаться:
Этот мир для них творится, будто снова.
Сколько раз тебе и петься, и рыдаться,
Изначальное единственное Слово?

Мы играли на заброшенном «Чермете»,
В богадельне ржавых башенных атлантов,
И не знали, что судьба кого-то метит
Обжигающими клеймами талантов.

Мы росли, а небо падало, алея.
Подставляй, ровесник, сбитые ладони!
Вряд ли ноша эта будет тяжелее,
Чем вода в замерзшем мамином бидоне.

Не поняла здесь слова "вето" ("Косяки крутили из бумажных вето"), видимо, просто не в теме нахожусь... Зато понравилась точно переданная стихами атмосфера 90-х годов, яркие фразы: "Только детям все равно, когда рождаться:/Этот мир для них творится, будто снова./ Сколько раз тебе и петься, и рыдаться,/Изначальное единственное Слово?" или обе последние строфы... Сильные по содержанию стихи, стихи, написанные автором по реально виденному, пережитому, невыдуманному. По технике исполнения тоже интересно: катрены АБАБ с женскими рифмами, написанные 3-х стопным  четырехсложником - пеоном3:
0010 0010 0010
0010 0010 0010
Язык стихов не столько красив или полон поэтических образов, сколько ярок,  точен и убедителен. Хорошие стихи!

30. Мотыльки собираются в стаи, летят на свет... Галиаскарова Елена 

 Мотыльки собираются в стаи, летят на свет;
Чертит ночь на песке морском колдовские руны;
Не меняются жизни короткие сотни лет,
Словно зря дни сменяют ночи, а солнца – луны...

Мотыльки смотрят в небо с надеждою, ждут ловца,
Их трепещут сердца, дрожат золотые крылья;
С темно-алых магнолий на берег летит пыльца,
Разливается в воздухе запах густой ванили.

В тишине раздается шипенье и шелест крыл,
Мотыльковые взгляды злее, острее молний;               
Обжигаясь о них, вспоминай, что меня любил
Много вёсен назад, а когда разлюбил – не помню...

Стихи не во всём идеальные, написанные в романтическом стиле, больше выдуманные, чем прожитые, но написаны они красиво - поэтично. Внешне - пейзаж, по сути - любовная лирика. По исполнению - катрены аБаБ, написанные логаэдом 4 анапеста, 1 ямб, где зачем-то в каждой второй строке всех строф пропущен  безударный слог в 3 стопе. Что дает такая сбивка (видимо, сознательная), я не совсем поняла. На мой взгляд, только делает ритм "грязным".
001 001 001 001 01
001 001  01 001 010
001 001 001 001 01
001 001 001 001 010
Есть смыкание согласных "В Воздухе". В подборе слов меня напряг образ "мотыльковые взгляды". Может быть, это  и свежо, но представить себе такое трудно...

31. Вернуться. Светлана Салахова 

Глебово снится. Берег песчаный. Древние скалы.
Мне б возвратиться, веря: печали бренными станут.
Там, на  прожилках тысячелетий, спят аммониты.
Там обнажился, высечен ветром, взгляд первобытный.

Местные бухты знают немало тайн и преданий.
Здесь облюбует странник усталый  Камень желаний.
Тот исполином встал под обрывом, смытый навеки
Сходом лавины, талью бурливой – в мир человека.

Молнией бит он, ливнем изранен, людям доверен.
Помнит ли мытарь лик первозданный юной  Пангеи?
Юрким прибоем, солнца лучами память согреет.
Юрское море – зов твой печальный манит сквозь время.

Волны качают чаек на гривах. Небо в зарницах.
Волга… Скучаю… В час сиротливый  Глебово снится.

Хорошо по языку, мелодии и настроению. Симпатично по исполнению: двухстрочные строфы  с женскими парными рифмами АА, написанные 3-стопным пятисложником  с Иктами на 1 и 4 местах стопы.
10010 10010 10010
10010 10010 10010
10010 00010 10010
10010 10010 10010
Достойные стихи.

36. Грустный романс. Георгий Булычев

Заросшие поля, безлюдные деревни,
Холодный блеск луны на маковках церквей,-
Мне вспомнился мотив, мотив довольно древний,
Что как-то прозвучал в дни юности моей.

Я жил в другой стране, где были все спокойны
О будущем своём, но фишка не легла,
И лишь печальный звон идёт от колокольни,
Скажи по ком звонят твои колокола?

В тумане близких лет я вижу край дороги
И колокольный звон тревожит душу мне,
Он плачет о душе, он вопиет о Боге,
О брошенной земле, о преданной стране.

Под этот звон в душе сольются быль и небыль
И выберут маршрут отсюда до звезды,
Я по нему уйду походкой лёгкой в небо
И рыжий листопад укроет все следы.

... Вновь осень и зима устроят поединки
В холодный белый пух оденутся поля,
И вторится мотив заезженной пластинки,
И вертится Земля, и вертится Земля.

Эти стихи совсем не показались мастерскими, но их выбрало сразу несколько судей. Поэтому прокомментирую. Содержательны, пронзительны по содержанию, но по форме - хороши лишь как подтекстовка песни, точнее - романса, а вот если рассматривать их как поэтическое произведение, то совершенной их лексику назвать сложно. Есть заполняющую строку повторы фраз (чисто песенный прием): "И вертится Земля, и вертится Земля", "вспомнился мотив, мотив довольно древний...". Не совсем нравится слово "вториться" (слово такое есть, но  язык поэзии оно не украшает), и уже не нравится категорически в тексте лирического произведения фраза "фишка не легла". А почему именно "ОСЕНЬ И ЗИМА устроят поединки"? (логичнее - лето и зима!). Мне кажется, что эта фраза вообще вставлена не по большому смыслу, а по причине укладки чего-то в ритм... А союзы "И" в начале строки - не везде по необходимости, а только для добавления в ритм нужного слога? Есть очень много хороших стихов на нашем сайте - пронзительных по содержанию, искренних, но написанных не идеально: мы-то предполагаем здесь произведение "мастер класса" - образца поэзии, с которого можно брать пример, чтобы чему-то научиться!

По форме строфы - классические катрены АбАб, написанные  6-и стопным ямбом, причем, грязным: с плавающим расположением безударных стоп 00. Ничего особо выдающегося. 
01 00 01 01 00 01 0
01 01 01 01 00 01
01 00 01 01 00 01 0
..........................
 
46. Строкой о любви. Твой Грей.

 Минуя шершавые горные кряжи,
В пробитом дождями плаще пилигрима
И с посохом скальда, легко и незримо,
Изменчивый ветер по свету бродяжил.

Лаская барханы уснувшей пустыни,
Он пел о далёком заснеженном крае,
Где в каждой снежинке алмазы играют
И белое солнце от зависти стынет.

Поднявшись однажды на гребень отвесный,
Куда облака дотянуться не могут,
Он понял внезапно - ему одиноко...
А в мире людей неуютно и тесно.

И в дерзком порыве он взмыл над планетой,
Как дикий скакун из прогнившей левады.
Он мчался на призрачный свет безоглядно,
Где нет ни границ, ни начал, ни ответов.

Кружил в темноте, устремляясь всё выше.
Чего-то бродяжьей душе не хватало,
И в этой бессмысленной гонке, усталый,
Заветное слово в себе он услышал.

И норов сменив, успокоился ветер.
В неистовой близости неба ночного
И тёплой земли - он рождался сверхновой
Строкой о любви, самой пылкой на свете.

Очень выверенные, профессиональные стихи: изящная поэтическая речь, чистые рифмы, правильная, изысканная  ритмика, точно подобранные слова в единой стилистике  речи, разнообразие   значащих слов. Тема - лирическая и абсолютно нейтральная - красивое, "рококошное" изложение путешествия ветра. К сожалению, стихи почти ничего не рассказали мне об их авторе - ни о его переживаниях, ни о причинах, побудивших к написанию стихов -  ничего, кроме уверенности в его начитанности и умении писать стихотворные этюды  на заданную тему.
По форме - строфа-катрен с охватной рифмовкой из женских рифм АББА, написан утончённым  4-х стопным амфибрахием. Стихи, которые доставят эстетическое удовольствие читателю.

51. Шедевр? Русаков Григорий

Здесь правильное - неправильно!
Весь мир наизнанку вывернут.
И каждый второй - не праведник,
А первый - продаст за гривенник.

И всюду кричат - видение,
Абстрактное, под линеечку!
Реальное вдохновение -
Квадрат самого Малевича!

А люди смиренно слушают,
Кивают в ответ восторженно...
Формальный шантаж бездушия,
Ничтожного и порожнего.

И все, не слепые, вроде бы,
Ликуют - шедевр, фантастика!
Наверное, я - юродивый,
С концепцией первоклассника!?

Прекрасное? В чёрной пропасти?
Да где это было видано?!
Искусство каминной копоти...
Рисую! Держите! Выдано!

Стихи, написанные для конкурса с заданием: "Что видит участник в чёрном квадрате Малевича?". Противоположность стилю письма предыдущих стихов: здесь автор хотя и пишет по заданию конкурса, но четко и недвусмысленно выражает стихами свое мнение, более того, мы чувствуем его эмоцию, заряжаемся его возмущением, знакомимся с его внутренним миром, а это всегда интересно. Хорошие стихи - это всегда открытие внутреннего мира автора, откровение, эмоция, которая побуждает к ответу. Это не просто красота - поэтическое "рококо", а раскрытие личности автора. Мне нравится точная работа с рифмами - игра их звучания (видано-выдано, вывернут-гривенник, пропасти- копоти, неправильно-не праведник): автор выбирает  не скучные точные рифмы, а ассонансные - интересные созвучия слов, при этом главенство выбора слова всё равно остается за смыслом, а не за игрой звуков. По форме строфы - катрены, построенные на дактилических окончаниях ДСДС в ритмике стопного логаэда:  2 амфибрахия, 1 дактиль.
010 010 100
010 010 100

55. До дрожи манящей... Лето Лёля 
 
Серебряный вечер -
пронзительно крикнула птица,
писк ржавых уключин
по тихой, уснувшей реке.
Небесные плечи
целует багрянцем зарница,
по трапу, сквозь тучи,
уходит июнь налегке...

Растрёпано время.
И лето листок календарный
в кораблик сложило,
пустило по чистой воде. 
А жаркое бремя,
напарник его лучезарный,
с удвоенной силой,
понёс по земной борозде.

Макушечка лета
на ложе земного блаженства
меняла тональность,
июльскую вязь теребя.
Другого сюжета,
касаясь коленочки женской
впадала в реальность,
до дрожи манящей, любя.

Звенит бубенцами
шафраном пропитанный август,
пыля по дороге
«пятой» в распростёртую даль.
А следом с ларцами,
считая разбитые вёрсты
торопятся дроги,
а в них... дождевая печаль.

На гаснущем блюде
с каёмкой, из астр и глициний,
пытается лето
прощальный костёр развести.
Мы смешивать будем:
бордовый, оранжевый, синий
в засохшем  букете
осенних цветных  конфетти...

Красивая пейзажная лирика, написанная в одном из самых сложных видов рифмовки строк строфы - квадратной: АБСдАБСд.
010 010
010 010 010
010 010
010 010 01
Причем, ритмика (разностопный амфибрахий) и рифмы подобраны  так умело, что я даже не сразу заметила эту "квадратность": звучит стихотворение абсолютно гармонично, нет никакого  ощущения, что "рифма потерялась", мелодия их не напрягает. Красивый и богатый поэтический язык стихов служит  описанию природы уходящего лета, но это не просто нейтральный пейзаж: мы чувствуем светлую грусть автора, её настроение: "торопятся дроги, а в них... дождевая печаль" или открываем очень точный и пронзительный образ: "растрёпано время". Мастерские стихи!

На этом моя личная подборка наиболее интересных стихов МК-2018 закончилась. Есть еще 11 стихотворений, которые были выбраны (номинированы) судьями, как примеры особого мастерства, но я в них, видимо, чего-то не разглядела. У тех, кто эти стихи отобрал, есть возможность обосновать свой выбор в подробном отзыве к данной статье - думаю, их мнение будет интересно для всех:
 
1. Бумажные змеи. http://www.stihi.ru/2017/09/25/7132 Ирина-Сова       
10. Где мой дом. http://www.stihi.ru/2018/05/28/826 Ольга Белоус 1
11. Утро, День, Вечер, Ночь. http://www.stihi.ru/2017/09/22/223 Сергей Суворов 60
20. На покосах туман. http://www.stihi.ru/2016/06/15/5106  Ольга Альтовская
26. Балтийское чудо. http://stihi.ru/2018/07/01/2291 Вита Осенняя
28. Берег детства. http://www.stihi.ru/2014/02/01/4926 Юрий Пестерев
39. Храню воспоминаний лоскуты. http://www.stihi.ru/2018/03/17/6343 Валентина Калёва
40.Старость. http://www.stihi.ru/2018/05/28/7543  Николай Ефремов 777
43. Дорога. http://www.stihi.ru/2018/08/17/7861 Гордей Майский
53. Вместе поём. http://www.stihi.ru/2011/02/21/3208  Андрей Ал Васильев
54. Голос. http://www.stihi.ru/2018/02/03/2159 Мари Полякова

Мне все эти стихи показались хорошими, но не мастерскими, они, к сожалению,  не стали для меня открытиями поэтического слова.

Итак, "Мастер класс-2018" не вызвал в это лето широкого  интереса и не дал нам возможности познакомиться с бОльшим разнообразием великолепных стихов, как это происходило в предыдущие годы. Возможно, данный конкурс изжил себя. Будет ли у него продолжение, зависит только от вас - от вашего желания в нем участвовать. Что касается меня, я по-прежнему готова к его проведению.

С уважением, Ваша Алкора, 15.09.18