Риторический концерт. Часть 1

Василий Слынько
Риторический концерт № 1. ЧАСТЬ I

1. МНИМЫЕ ЧИСЛА

В комплексных числах вида z=a+b*i (где a и b – действительные числа, i – мнимая
единица, квадрат которой i*i=-1) нас больше всего интересует их мнимая часть (b*i).

Назовём числа вида b*i мнимыми числами. От действительных чисел они отличаются лишь
наличием множителя i, причём действительная (a) и мнимая (b*i) оси пересекаются под
прямым углом, поскольку действительная ось не содержит мнимых чисел.

Возникает вопрос: а что, если рассматривать отрицательные числа, как возведённые в
квадрат мнимые числа: (b*i)^2 = (b*i)*(b*i) = -(b*b) = -d?

Не упростит ли это понимание мнимых чисел? Ведь их непостижимость ненамного
превосходит непостижимость отрицательных чисел, которые, c точки зрения
положительных величин, являются лишь индикаторами их отсутствия. С чем бы это
сравнить, не прибегая к жестокой стоматологической аналогии?

Наверно, с дырочной проводимостью в полупроводниках, где движущаяся (подобно
пустому месту на заполненных трибунах) вакансия электрона ("дырка") выглядит и
ведёт себя, как некая реальная частица, обладающая массой и электрическим зарядом
противоположного знака.

2. МУЗЫКАЛЬНЫЕ НЕГАТИВЫ

Другим примером является фортепианная клавиатура, нажатые клавиши которой
соответствуют звучащим нотам, а не нажатые – не звучащим. Это значит, что формально
музыкальные паузы, как и звуки, имеют не только длительность, но и высоту звучания.
Мы не различаем её только потому, что она является отрицательной, то есть мнимой в
квадрате (в указанном выше математическом смысле).

Но если в произведении для фортепиано поменять местами нажимаемые и не нажимаемые
клавиши, то указанные в нотах звуки превратятся в паузы, а паузы приобретут
несколько какофоническое [от др.-греч. kakos – плохой, phone – звук], но вполне
конкретное звучание. Такое музыкальное произведение будет "музыкальным негативом"
исходного произведения.

Музыкальные негативы звучащих какофоний должны быть благозвучными, так как сумма
гармонии и дисгармонии есть постоянная величина, равная сумме нажатых и не нажатых
клавиш. Зная об этом, по недомолвкам в какофонической смеси правды и лжи можно
довольно легко восстановить благозвучие правды, применив метод "музыкального
негатива" к достаточно длинной совокупности высказываний.

Проявленный мир (звуков и других физических явлений) следует отождествлять с
положительными числами, а не проявленный ("потусторонний") мир – с отрицательными
числами, квадратными корнями из которых являются мнимые числа. Далее мы увидим, что
"по эту сторону" проявленный мир соотносится с пространством, а непроявленный –
со временем. "По ту сторону" они меняются местами.

3. СОПРОТИВЛЕНИЕ МОЗГА

Отрицательные и мнимые числа соотносятся, как площадь квадрата i*i=-1 – с его
стороной i. А поскольку такую же площадь имеет квадрат -1*1=-1, то приравняв левые
части этих двух уравнений, получим i*i=-1*1. Формально это означает, что мнимая
единица не равна себе самой, поскольку -1 не равно 1.

Но она равна себе самой (i=i). Единственный способ преодолеть это противоречие и
одновременно находиться в двух точках (1 и -1) заключается в совершении постоянных
квантовых скачков между ними. В этом случае непостижимость мнимой единицы частично
рассеивается.

Без введения понятия непрерывных скачков мнимой единицы i между 1 и -1 выражение
(i*i=-1*1) сводится к противоречию (-1=1), из-за чего, собственно, и невозможно
представить локализованную, неподвижную мнимую единицу на оси действительных чисел.

Мозг сопротивляется этому совершенно справедливо. Левое (-1) не равно правому (+1).
Это невозможно! Но мнимая единица как раз и означает равенство левого правому,
что делает её самым лаконичным символом адвайтизма (недвойственности). К счастью,
комплексные числа содержат не только мнимую, но и действительную часть: z=a+b*i.

4. РЕЧКА ДВИЖЕТСЯ – И НЕ ДВИЖЕТСЯ (М.Л. Матусовский)

Вообще, любая антиномия* вида A=-A решается путём введения дополнительного при-
знака B. Например, внешне противоречивое выражение "речка движется – и не движется"
лишается противоречия при введении понятия "берег". Речка движется относительно
берегов и русла, но не относительно самой себя и тех, кто доверился её течению.
_____________
* Антиномия – "противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми;
противоречие в законе или противоречие закона самому себе".

Видимо, что-то похожее происходит и с мнимой единицей i. Она, как речка, неустанно
движется относительно множества действительных чисел (a) (совершая квантовые скачки
между +1 и -1) – и не движется относительно множества мнимых чисел (b*i), становым
хребтом которого она является.

Другими словами, движение относительно множества действительных чисел (a) является
единственно возможной формой существования мнимых чисел (b*i). То же относится и к
действительным числам, если ситуация симметричная.

Тогда, в общем случае: Движение Является Единственно Возможной Формой Существования
Объектов – как действительных (a), так и мнимых (b*i). Эта формулировка хорошо
согласуется с современными представлениями о веществе, как о совокупности волновых
процессов.

"Жизнь – это движение!" Быть (даже камнем) можно, только на лету, подобно фотонам.
С той лишь разницей, что в камнях прямолинейное движение фотонов заменено
криволинейным движением элементарных частиц по замкнутым траекториям.

5. КВАДРАТНЫЙ КОРЕНЬ ИЗ ОТСУТСТВИЯ

Непостижимость мнимой единицы i возникает вследствие применения операции извлечения
квадратного корня к отрицательному числу, которое означает отсутствие, зияние или
вакансию чего-либо. Если воспринимать мнимую единицу именно как "квадратный корень
из отсутствия" чего-либо (например, яблока), то степень её непостижимости резко 
уменьшится.

* * *
Единица мнимая в квадрате
означает "дайте!", а не "нате!"
Сторона же этого квадрата
в мнимости своей не виновата.

А поскольку [подобно отрицательным величинам] ноль никак не проявляет себя,
то мы будем считать его здесь отрицательным числом и частью духовного (b*i),
а не материального (a) мира в комплексной Вселенной z=a+b*i.

(2018)