Великий фотохудожник

Нелли Неженцева
В моем домашнем архиве оказалась фотография, сделанная выдающимся фотохудожником России и Вятской губернии Сергеем Александровичем Лобовиковым. На фотографии уже знакомые по «Тайне одной фотографии» предки моей семьи. Это тот самый протоиерей - Юферев Леонид Михайлович и его жена Евстолия. Здесь еще они совсем юны, вероятно, только поженились. По-видимому, Леонид Михайлович только получил духовное образование и назначен на службу в церковный приход. Фотография относится, примерно, к 1906 году, на ней Леониду не более 22-23 лет. Молодые открытые лица, которые совсем не знают, какую жестокую участь в недалеком будущем уготовила им судьба. Я писала о том, что все, кто был на предыдущей фотографии были стерты  с лица земли, и остались в нашей памяти только на фотографии. Их чистые, светлые лица и души запечатлел  великий фотохудожник своего времени.

Помолись, душа, отлетая,
Проводи её в вечный путь.
Где найдешь  ты её, не знаю,
Только имя её не забудь.

Она вечна и не запятнана,
Ты останешься на Земле,
А  душа твоя непонятная
Полетит в космической мгле.

Где то в Альфе и даже в Центавре,
Свой приют обретет она.
Мы с тобой никогда не узнаем,
Наши новые имена.

(Александр Анфилатов)

Фотография сохранилась хуже, чем предыдущая, потому что, по-видимому, находилась не в альбоме у моих предков, а висела на стене, на гвоздике, на самом видном месте, - вверху видно маленькое отверстие от него. И пожелтела не сама фотография, а фирменный картон со знаком фотохудожника. Но тем не менее, фотография в очень хорошем состоянии, хотя ей около 112 лет.

На каждой фотографии того периода обычно стоит имя автора - фотографа. Портрет довольно плотный, на жестком негнущемся картоне. На лицевой стороне, обычно внизу, имя фотографа, и на обратной стороне, фирменный знак фотографии с фамилией исполнителя и адресом фотографии. То, что моих предков запечатлел один из величайших российских фотохудожников, я узнала несколько лет назад. Поэтому сегодня я хотела бы, изучив  материалы о нем, поделиться необычной судьбой этого выдающегося  человека - фотохудожника.

Что же мы современные люди знаем о фотографии? Те, кто родился в  21 веке, знают , что у всех сейчас есть телефон, и он даёт хорошие цифровые фотографии. Люди постарше  имеют небольшое представление о фотографии прошлого века: о фотоаппаратах того времени, пленке, бачках для проявления, увеличителях,  негативах и прочих атрибутах фотографии.

А что же мы знаем о тех, кто стоял у самых истоков фотографии во второй половине девятнадцатого века? Думаю, об этом мы совсем не знаем или очень мало представляем.

Одним из самых ярких представителей российской  и мировой фотографии был  вятский фотохудожник.

Судьба Сергея Александровича Лобовикова — одна из наиболее уникальных в истории города Вятки. Он родился в бедной сельской семье и с помощью колоссальной энергии и труда стал одним из наиболее ярких дореволюционных российских фотографов. Именно он смог передать нам через века уникальный характер простого вятского крестьянства, облик губернского города, и лица обыкновенных людей, приходивших ежедневно в ателье фотографа.

Сергей  Александрович Лобовиков родился в семье сельского дьячка в селе Белое  Вятской губернии. Серьезного образования ему получить не удалось: несколько лет он обучался в сельской школе, затем поступил в духовное училище, откуда пришлось уйти по болезни. Вскоре умерла его мать, и 13-летний Сергей был отправлен в Вятку, отдан «за еду и жильё» учеником владельцу фотоателье, купцу Петру Тихонову. Юному Лобовикову пришлось испытать роль «мальчика на побегушках», исполняя всю чёрную домашнюю работу.

Внимательный Тихонов отметил, что мальчик проявляет большой интерес к фотографии, подолгу задерживается в павильоне и лаборатории,  интересуется основами профессии. Несмотря на разницу в возрасте и социальных различиях Тихонов и Лобовиков тесно общались. Сам хозяин не был обычным фотографом — по его негативам издавались открытки с видами города, снимал он и вятских ремесленников. Лобовиков провел у Тихонова в помощниках пять лет. Через много лет купец Тихонов  скажет о своём бывшем ученике: «Он потому так выбился на дорогу, что у него воля недюжинной силы».

Лобовиков оставил мастерскую Тихонова с аттестацией фотографа, что позволяло открыть собственное дело.  Недолго  служил в армии в 1892 – 1893 гг. и жил в Петербурге. 8 января 1894 г. Лобовиков открывает в Вятке свой портретный павильон. А вернулся фотограф в Вятку по причине  здоровья - туберкулез. Жизнь в Петербурге и слабое здоровье были несовместимы, и врачи давали молодому человеку от силы год. Спасло закаливание: с 1894 по 1934 гг. дважды в день Лобовиков купался в Вятке. Силы воли ему вполне хватало.

И действительно, за короткий промежуток времени молодой фотограф достиг очень многого. В 1904 г. в доме на углу Московской и Царевской улиц открывается и начинает работать фотостудия С. А. Лобовикова.   С 1912 г. в фотоателье Лобовиков использовал систему электроподсветки, которая позволяла производить фотосъемку и в пасмурные дни, и в вечернее время. Такое новшество являлось редкостью не только в Вятке, но и во многих западноевропейских странах. Для осуществления этой идеи фотографу потребовалось специальное разрешение городской думы, а также замена воздушных проводов по Московской улице на всем протяжении, начиная от городской электростанции. 

Павильон  фотографа был обставлен со вкусом, без вычурной бутафории и театральщины. В ателье  любой житель Вятки мог заказать свой портрет, поэтому в доме на Московской перебывало много самых разных людей всех сословий. Их портреты выходили очень живыми. А также посетители могли наблюдать за процессом работы фотографа в павильоне. К Лобовикову приходили без предварительной договоренности. Некоторые хотели просто посмотреть на новые снимки и диапозитивы, вывешенные в окне. Выставленные на обозрение публики работы, не продавались. Лобовиков не уступал просьбам ни коллекционеров, ни музеев.

 Сергей Александрович решил, что в объектив его фотоаппарата будет попадать только то, что ему близко и дорого  с детства — родные вятские пейзажи, бытовые сцены сельского быта, простая крестьянская жизнь. Нищая старуха была для него интереснее  светской красавицы, а оборванные крестьянские дети, — важнее пышных городских праздников. Этот выбор принес ему славу «певца обнищавшей российской деревни», что Лобовиков и сам признавал, гордо провозглашая: «Я — фотограф мужицкий, мой объект любимый — мужик.»

В 1900 г. работы Лобовикова начинают регулярно завоевывать признание на всероссийском и европейском уровнях. Мастер отправляет свои снимки на самые разные выставки. Признание не заставило себя долго ждать. Фотомастер энергично участвовал как экспонент русского павильона на Всемирной выставке в Париже и получил бронзовую медаль. Не единожды Сергей Александрович добивался побед, принимая участие в международных выставках проходивших в Москве и Санкт-Петербурге, Ницце и Киеве, Будапеште, Дрездене и Гамбурге.

Но  главным для фотографа были не медали. Вот запись в дневнике от 3. 10. 1900 г.: «Мне вчера сообщили, что в журнале „Фотограф-любитель“ пишут в статье о парижской выставке, о моих работах там пишут, что относительно награды ко мне отнеслись несправедливо, что следовало гораздо большую награду, что мои работы заслуживают большего. Но пусть их, с наградами. Мне было приятно выступить на это всемирное состязание, выступить самостоятельно перед целым светом. Я выступал без малейшего страха. Но что особенно приятно, так это то, что от всей России представившими более или менее интересные снимки из жизни-жанра (…) оказались только двое: Хмелевский и я. Следовательно, мы двое только являемся представителями нового направления в фотографировании. И работы мои не являются ничего не значущей единицей на выставке, но представляют самостоятельную отрасль русской фотографии, а это сознание мне дороже даже (гран-при)».

 Главной темой темой работ Сергея Александровича являлся вятский сельский пейзаж и студийный портрет. Именно ему удалось  ярко отразить повседневную жизнь русского крестьянства в своих сериях фотографических работ. Наибольшую известность фотографу принесли жанровые композиции из крестьянской жизни и портреты детей, созданные в 1907 – 1911 гг.

«Учительницы» — одно из самых ярких произведений русской жанровой фотографии . Снимок изображает сельских учительниц как людей, подвижниц, (две женщины в снежную метель спешат в школу). В 1902 г. Лобовиков фотографировал  портреты выпускниц Вятского женского епархиального училища. Среди них была Елизавета Андреевна Якимова. Лобовиков сделал фотографию, широко известную сегодня под названием «Сельская учительница». Они подружились, и Сергей Александрович сделал Елизавете Андреевне предложение, и  молодые люди поженились.

Основная техника, в которой работал Лобовиков — пикториальная фотография, снимки должны быть максимально приближены к живописному произведению; для этого использовались мягкорисующие объективы и специальная, иногда очень сложная техника печати.  Для того чтобы получились по-настоящему качественные снимки, необходимо было уметь не только фотографировать. Лобовиков говорил по этому поводу: «Надо пользоваться фотоаппаратом как кистью, посредством которой передавать зрителю замысел, настроение, вкус в выборе натуры, освещении. — И ещё одно пожелание мастера молодым: — Учитесь всему, чему позволяет время, средства, способности, не тратьте жизнь впустую!»

Работая над незатейливыми сюжетами из деревенской жизни, Сергей Лобовиков одновременно использовал самые передовые для того времени технологии. Они
намного больше напоминают картины художников, а не привычные снимки.

— Пикториализм стал популярен на рубеже XIX–XX веков. Мастеров этого направления фотоискусства близки к живописи и графике эпохи на рубеже веков. Одни напоминают картины прерафаэлитов, другие — творения импрессионистов. Чтобы достичь такого эффекта, фотографы использовали особые объективы, техники съемки и печати, обрабатывали отпечатки солями металлов. Эта работа была очень сложной технически. Но  результат был необыкновенным: тонкость перехода оттенков была потрясающая, невозможная  на современной фотобумаге промышленного производства.
Сергей Лобовиков стал одним из лучших фотохудожников, работающих в России в этом сложнейшем стиле. Многочисленные награды на международных выставках в США и Западной Европе он получал именно за пикторальные снимки, запечатлевшие крестьянский быт. В 1909 году он стал членом-корреспондентом Дрезденского общества развития фотографии, в 1910 году — почетным членом Лондонского общества изящных искусств. К 1910 году он был уже победителем международных выставок, проводившихся в Петербурге, Москве, Киеве, Риге, Ницце, Дрездене, Будапеште и Гамбурге.

Фотохудожник стоял у истоков стереофотографии, и создал панорамный вид стереоснимков вятского губернского города.

Сергей Лобовиков принимал  участие в общественной жизни Вятки: являлся председателем фотографического общества и одним из организаторов художественного музея. Он инспектировал школы родной Вятской губернии, принимал участие в реконструкции Александровского сада, преподавал фотографию в Вятском пединституте, печатал статьи в газетах, выступал с лекциями об искусстве.
Сергей Александрович  общался с Федором Шаляпиным, делал портреты самого певца и его отца, Ивана Яковлевича. Дружил  с братьями Виктором и Аполлинарием Васнецовыми — тоже уроженцами Вятской земли. Вообще вятские художники были нередкими гостями дома Лобовиковых. Для фотографа братья-художники стали и друзьями и единомышленниками.

Для дореволюционной Вятки известный фотограф был очень заметным и ярким персонажем. В 1913 г. за заслуги в области художественной фотографии Русское фотографическое общество в Москве избирает Лобовикова своим почётным членом. С 1920 по 1934 г. он преподаёт курс фотографии на кафедре физики для студентов-биологов в Вятском педагогическом институте.

 В 1935 г. фотохудожник  переехал из Кирова в Ленинград, где работал фотографом при научных учреждениях Академии Наук СССР по научно-прикладной фотографии. В годы Великой Отечественной войны он трагически скончался в Ленинграде, в тяжкую пору блокады — 71-летний Сергей Александрович Лобовиков был убит взрывной волной на Большом проспекте, близ дома №106.

С. А. Лобовиков являлся крайне трудолюбивым фотографом: за 38 лет сделал свыше 60000 портретных, жанровых, пейзажных снимков. На его фотографиях вся старая Вятка: дома, улицы, перекрестки, образ города начала XX в, который сохраняется для нас, и  также неповторимый дух его работ.

По непонятному  стечению обстоятельств, Сергей Лобовиков не только мой земляк и земляк моих предков, но обычно отдыхал летом, снимал дом в с. Филейка, благочинным и протоиереем которого был мой предок, Юферев Леонид Михайлович, изображенный на фото. И место гибели Мастера во время войны находится на Большом проспекте (Ленинграда), Санкт-Петербурга, а это совсем близко от нашего дома в Петроградском районе.
Мы можем гордиться такими выдающимися земляками, которыми полнится вятская земля.






 Прерафаэлиты (англ. Pre-Raphaelites) — направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам.

.


Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.