Часть 12. Ты одессит, Михаил Лермонтов...

Владимир Конюков
Часть 12. Ты одессит, Михаил Лермонтов…


     Одесса и Лермонтов, в память поэту.
Библиотека №16 им. М. Лермонтова. Отель Лермонтовский. Лермонтовский санаторий во 2-ом Лермонтовском переулке.
Лермонтовский переулок (1-й), расположен в курортной зоне старой части Одессы. Центральный парк им. Т.Г. Шевченко, стадион ЧМП, знаменитый памятник Неизвестному матросу.

     Лермонтов не был в Одессе, но лермонтовская тема была всегда. Через родственников Столыпиных, их деда  - русского адмирала Мордвинова, бабушки – англичанки Генриетты Коблей, для внучки Марии Аркадьевны и правнучки, переводчицы любовных романов, прежде всего, с английского, Веры Ивановны.
Русский адмирал и красавица англичанка, женской статью, в которую удалась внучка Мария. Взяла всё родовое броское, её дочь Вера.

     Англичанка, красавица Генриетта Коблей, сестра жены английского консула в Ливорно. Находясь в Италии, Мордвинов командовал линейным кораблём в составе эскадры русского флота вице – адмирала Чичагова. Пылкая любовь моряка, не возражающая ответная и тридцатилетний морской волк, увозит жену в Россию. По всем правилам дипломатии тех лет, женитьба в особых условиях, с ней был малолетний младший брат, последовал за ней, звали его Томас Коблей.
Ставший впоследствии русским патриотом, сделавшим много полезного во благо на землях Северного Причерноморья.
По воспоминаниям дочери адмирала, её мать, ставшая Генриеттой Александровной, родилась в Англии в 1764 году, осиротела в 8 лет. В Италии, после смерти матери, её с братом воспитывала старшая сестра.

     «Граф Николай Семёнович Мордвинов (1754 - 1845) -  русский флотоводец и государственный деятель, сын адмирала С. И. Мордвинова, один из организаторов Черноморского флота, председатель Черноморского адмиралтейского правления (1792—1799), первый в истории России морской министр (1802), председатель Вольного экономического общества (1823-1840), англоман. Видный сторонник протекционизма, автор значимых трудов по экономике, финансовой политике, сельскому хозяйству, банковскому делу. Поклонник английской политической системы».
«Наслышав о достоинствах Мордвинова как офицера, любящего порядок, точность и дисциплину, князь Григорий Потемкин ордером от 11 сентября 1785 года утвердил его на должность старшего члена Черноморского адмиралтейского правления, только что созданного в Херсоне. Это означало, что Мордвинов стал первым и прямым помощником Светлейшего по флоту».

     Умирает  Потёмкин. Мордвинов был отстранён и
«… восстановлен в должности первого главного командира Черноморского флота с присвоением очередного звания: вице-адмирал (24 февраля 1792 года).
После девятилетней беспечной жизни в Херсоне в 1794 году состоялся переезд Мордвинова с его огромной семьей в Николаев, в новый адмиральский дом». Перевод был связан с переселенем штаба флота в Николаев.
 
     Вспоминает дочь Мордвинова, фрагмент.
"В Николаеве мой отец устроился очень хорошо… Его семейство составляло около двадцати человек: кроме семейства нашего и родственных наших, тетушки Елизаветы Семеновны с сыном, дядюшки Фомы Александровича КОБЛЕЯ (выд. авт.),…  в ежедневном нашем обществе были, многие из французских эмигрантов, которые поступали на службу в Черноморский флот…».
«… много было молодых людей, то два раза в неделю были балы, один раз у нас, а другой в клубе; были маскарады, кавалькады и вообще проводили время очень весело».

     История города Николаева, инет публикации.
«Идиллическая жизнь в Николаеве прервалась внезапным тайным приездом императора Павла I. В октябре 1797 г. Павел решил лично ознакомиться с новоприобретенными землями и убедиться, что затраты огромных средств оправданы какими-либо успехами. Инкогнито царь прибыл в Николаев и, по воспоминаниям отца Иоанна, настоятеля Херсонского крепостного собора, вызвал его тайно на доклад о захоронении тела Потемкина. Получив указание сравнять гроб Потемкина, стоявший в подвале собора, с землей, отец Иоанн также тайно в карете и в сопровождении эскорта был возвращен в Херсон. После проверки деятельности Мордвинова, Павел выехал в Одессу, где ознакомился с новым городом и портом, проверив распорядительность и деятельность О.М. Дерибаса, успешно интриговавшего против Мордвинова и Николаева в пользу Одессы. Эта императорская поездка Павла по южным губерниям кончилась для Мордвинова тем, что он в следующем году был срочно вызван в столицу и даже посажен на некоторое время под домашний арест. Но вскоре был выпущен и возвращен в Николаев на прежнее место. Однако управлял он Черноморским флотом и Николаевом после этого недолго. В конце 1798 года в Глубокой Пристани, что у Станислава, взорвался пороховой погреб Черноморского флота, и это послужило формальной причиной увольнения Мордвинова от службы (26 января 1799 г.)».

     Любопытное прошлое Северного Причерноморья. Мои публикации с ссылками на краеведов края, справочники.
Исторические лица, события прошлого. Пушкин в ссылке, работа в МИДе, обязанности таможни перекликаются со службой пограничной стражи.
Внешняя торговля присоединённых территорий российской империи, торговые войны национальных общин за «место под солнцем».
«… в городе было много греков. Потемкин охотно приглашал их на флот и в город. На кораблях в это время служило множество офицеров-греков.
Русские моряки часто возмущались этим, потому что даже команды на судах звучали не по-русски, а по-гречески. Такое же засилие греков было и в торговле. Они держали в руках всю внешнюю торговлю… Вторым мощным торговым классом были евреи, но они пока что занимались внутренней торговлей и поставками флоту. К концу царствования Павла I вышел указ, запрещавший иностранцам проживать в Николаеве, а иностранным судам заходить в Николаевский порт. Это создало трудности в морской торговле, и греки стали эмигрировать в Одессу, где О.М. Дерибас, соперничая с Николаевом, добивался порто-франко. Таким образом, постепенно греки были вытеснены из Николаева евреями, и их место в торговле заняла еврейская община...».

     Со второй половины девятнадцатого столетия, началась, сначала тихая, торговая война между греками и евреями в Одессе. Попытки вытеснения греков с Причерноморской торговли, а Одесса – центр, доходило и до полномасштабной битвы за рынки сбыта, денежные потоки юга империи. Стычки помогал предотвратить порто – франко и твёрдая власть городской администрации вместе с армией.
К концу столетия в торговле, в основных разделах, её поделили национальные общины почти поровну, евреи имели «свой кусок» во всём Северном Причерноморье.
Край, который назывался русскими землями, но на русском языке не говорили. Результат иммиграции и заселение народами мира присоединённых к России степей севера Чёрного моря, количество граждан разных национальностей, только одесского района, перевалило за сто…

     Николаев, «Город продолжал заселяться преступниками и прочими беглыми и бродягами, которые безусловно оказали влияние и на последующие поколения…
… во времена Мордвинова началось соперничество между Одессой и Николаевом за приоритет на Черном море. О.М.Дерибас, основавший Одессу и ставший ее градоначальником, успешно интриговал против Мордвинова, подрывая все его начинания. Так, не без подсказки Дерибаса, вместо обещанного Николаеву порто-франко произошло вообще закрытие города для иностранцев, а порто-франко перешло к Одессе».

     Что такое порто – франко?
«Порто-франко (Одесса) установлено Высочайшим указом от 16 апреля 1817 г., в г. Одессе, как складочном месте для направления европейских товаров… Фактически было введено лишь в 1819 г., после устройства за чертой города таможенных пунктов, и просуществовало, с некоторыми перерывами, до 19 апреля 1859 г.
Режим беспошлинной торговли… С введением порто-франко процесс торговли через Одессу стал выглядеть крайне просто. Купец привозил свой товар, без таможенной волокиты сгружал его и продавал на месте, будучи уверен в том, что товар его купят, так как в городе с введением порто-франко количество предпринимателей выросло, по меньшей мере, в 10 раз…».
Спрос на любые товары был огромен, риск для оптовиков исключался, хотя незначительные сбои были, (заслон контрабанде). Пошлину государство изымало уже с реализации.

     История Северного Причерноморья, городов Херсон, Николаев, Одесса, неразрывно связана с именем моряка, адмирала Мордвинова Николая Семёновича. Деда – воспитателя после смерти матери её, дочери адмирала и его жены, героини моего повествования, Марии Аркадьевны Столыпиной, двоюродной тётки поэта Лермонтова.
Лермонтов в Одессе через родню Мордвинова!
 
     Бабушка Марии Аркадьевны, Генриетта Александровна, англичанка. Принявшая православие, полностью «русскою душою» не стала, завещала себя похоронить по лютеранскому обряду.
В молодости, выходя замуж за бравого русского моряка Мордвинова, как опекун, после смерти матери, увезла в Россию одиннадцатилетнего брата Томаса.

     Прошли годы… Томас принял русское подданство и православие, после крещения стал зваться,
«Фома Александрович Кобле (Томас Кобли, англ. Cobley 1761—1833) — русский военный и государственный деятель.
«… поступил 25 июня 1788 г. на русскую службу из камергеров Польского двора капитаном. В том же году, 9 ноября, произведен в секунд-майоры в Приморский Николаевский гренадерский полк; в 1793 г. переведен премьер-майором в Смоленский драгунский полк, где 29 января 1794 г. произведён в подполковники; в начале следующего года перешел в Сумской легкоконный полк, а 8 апреля 1796 г. — в Таврический Конно-егерский.

В царствование Екатерины II участвовал во Второй Турецкой войне, сначала на гребном флоте под Очаковым, под начальством адмирала Мордвинова, а затем, в составе Молдавской армии, при переправе чрез Днестр и Дунай. Был при взятии Бендер и Аккермана и на штурме Измаила, где (26 марта 1791 г.) был контужен в шею. Участвовал в знаменитой победе при Мачине, 31 марта 1792 г. удостоен ордена Святого Георгия 4 степени № 918 (492), за отличную храбрость, оказанную при взятии приступом крепости Измаила.

10 января 1798 г. произведён в полковники, 8 января 1799 г. — в генерал-майоры и 8 июня, уволен в отставку. Принят вновь на службу 27 декабря 1801 г., назначен комендантом в Одессу и шефом Ладожского пехотного полка. В 1816 г. он получил особое Высочайшее благоволение за труды по прекращению в 1812 г. бывшей в Херсонской губернии «заразы» (чумы) и награждён орденом св. Анны 1-й степени.

По болезни был 8 февраля 1819 года уволен от службы в чине генерал-лейтенанта, с мундиром и пенсией. В его честь названы село Коблево, улица в Одессе».              Википедия.

     Частью по страницам истории одесщины, николаевщины.
Мало кто знает, Фома – Томас сейчас, это томатный сок, марочное вино, курорт в Николаевской области. Улица в Одессе, село Коблево на берегу красивого Тилигульского лимана заповедных мест края. И… линия не такого уж дальнего родственника,  поэта Лермонтова!

     … Начало Коблево, было поселение и церковь, Троицкое. Кобле становится комендантом Одессы, вдоль лимана появляются поселения, Коблевка и Малая Коблевка. Место начинает быстро обживаться иноземными переселенцами, ссыльными, казаками, беглым народом.
В Одессе, улицы Коблевская, Торговая, Садовая и Дворянская, все дома на них, принадлежат коменданту. Дом генерала сохранился, в нём сейчас находится центр педиатрии им. Академика Резника.
От должности предводителя дворянства Херсонской губернии, улица Дворянская названа в его честь. Улица Торговая, современная шумная, бойкая, названа в честь Кобле, на ней располагались магазины коменданта. «Новый базар» сейчас, тогда был частью его, захватывал территорию торговых рядов.
Знаменитые сады города, Городской сад и сейчас, тогда владел им Дерибас.
Сад, от этого улица Садовая, сейчас застроенная, был принадлежностью коменданта Кобле.

     Заслуги генерала на пользу городу, всегда отмечались наградами, в том числе территориями.
Были периоды, когда Фома Александрович замещал градоначальника Одессы, за это получал благодарственные письма.
Руководя городом, организовывал карантинную защиту от эпидемии чумы. Известное, печальное, напоминающее о страшных событиях 19 века, эпидемия чумы, унёсшая многие жизни, насыпь горы «Чумка» в черте города. Эпидемии повторялись регулярно, заразу – микробы, привозили коммерческие суда, торговля из Одессы шла на все страны мира.
 
     Как серьёзный недостаток властей того времени и лично коменданта Кобле, разрешение хоронить умерших (чумных) граждан, известное 1-ое Христианское кладбище. Захоронены видные деятели времени, сооружены склепы, надгробия, как искусство.
Из – за опасности новой вспышки эпидемии чумы, «просыпающейся» заразы, в 30-х годах прошлого века, кладбище засыпали, ликвидировали.
Трактовка разная и политическая сноса захоронений, но причина одна, секретная, чтобы не было паники, появление неизвестных болезней. Источник был там, проснувшиеся вирусы со всего мира, и тропические непонятные, последствия порто – франко, в том числе.
Преображенское, 1-е Христианское кладбище, там покоились, звезда немого кино Вера Холодная, брат Пушкина Лев Сергеевич, родственница Пушкиных Идалия Полетика, другие известные люди Одессы, империи 18-го, 19-го веков.

     Женой у Томаса – Фомы, была красавица казачка Лиза. Дети.
Село Коблевка, позже переименовали в Анатольевку.
Помидоры в Северном Причерноморье появились, как «земляные яблоки». Комендант Кобле завёз семена из Италии и выращивали их поначалу итальянские переселенцы. Итальянская Одесса звалась, всё было итальянское с центральной улицей, Итальянская. Распространение в губернии томатов и помидорный бум он организовал через переселенцев - иноземцев.

     Комендант Кобле Фома Александрович, на одесской, николаевской земле, память оставил заметную.
Пышные похороны, был «русскою душою», русским, но родственники настояли, отпевали по лютеранскому обряду, как и сестру, Генриетту Александровну, бабушку Марии Александровны Столыпиной.

     Мой жанр публикаций, мемуары.
Я ходил тропинкой Александра Пушкина. Он в Одессе, работал, служил в МИДе. Занимался встречей иммигрантов в одесском порту, учёт, контроль. Я много лет там проработал, служил в Пограничных войсках.
Александр Сергеевич себя и сотрудников «мидовцев» в романе в стихах «Евгений Онегин», назвал,
«… мы, ребята, без печали…».
Он тоже выполнял обязанности, как и я, контроль морских судов, лиц, пересекающих границы страны.
Михаил Юрьевич Лермонтов присутствовал в городе, через родственников и ему должное в памяти одесситов. Адмирал Мордвинов Н.С. и его жена Генриетта – дед и бабушка Марии Аркадьевны Столыпиной, а она двоюродной тёткой приходилась поэту!

     Брат бабушки Генриетты, Томас, принявший крещение, стал Фомой Александровичем Кобле. Государственный деятель империи, города Одессы, комендант и не раз исполнял обязанности Градоначальника Южной Пальмиры. Родственник, дядька Лермонтова!
Я жил в Одессе, ходил его тропинками, неким виртуальным образом, дуновение духа Лермонтова присутствовало, ощущал его, потому что увлекался «непечатными» биографиями великих в прошлом веке.

     По роду службы пограничником, жил несколько лет в городе Херсоне. В Николаеве получал квартиру с правом обмена на Херсон, так получилось. В Николаеве жила моя семья в ожидании обмена. Знал историю городов. Жил, работал в морском порту в Одессе много лет.
Пишу о знаменитых людях прошлого времени с ощущением, я их всех знал.
Как не знать, если передвигался дорогами, где и они бывали. Много раз был в селе Коблево, проезжал через него ещё больше раз. Из интереса путешествовал по заповеднику, знакомился с районом. Обращал внимание, был пограничником, на надписи, «пограничная зона».

     Мой дачный жилмассив в дачном районе на правом берегу Тилигульского лимана, что в 40 км. от Одессы на границе с Николаевской областью, я  там.
На левом берегу лимана раскинулось то самое, большое село Коблево, в 19 веке собственность Фомы Кобле. Сейчас, центр заповедника, современных развлечений, прекрасной природы, зон отдыха. Международные пути соединяет знаменитый мост над протокой две соседние области. Зная историю района, смотрю на водную гладь лимана или на рыбалке посматриваю на тот берег, периодически всплывает время, события, люди прошлого времени. Село по имени англичанина Томаса.
«Коблево - село в Березанском районе Николаевской области Украины. В состав входит также и курорт «Коблево» на Черноморском побережье — пансионаты и базы отдыха, дельфинарий, аквапарки, кафе и рестораны, другое. Коблево окружено виноградниками. Часть расположена на берегу Тилигульского лимана. Рядом расположен винный завод ОАО «Коблево».

     Село Коблево, в прошлом (поселение, застава) Постовое Херсонской губернии в составе Российской империи, было создано русским князем Г. Волконским в период Русско-Турецкой войны. Целью послужила организация перевалочного пункта для помощи раненным при нападении на Очаков и отдыха лошадей. В 1788 году Постовое было переименовано в Троицкое — в честь завершения строительства церкви, совпавшего с празднованием Святой Троицы. В 1792 году за успешное завершение Турецкой кампании и отменную службу Екатериной II Фоме (Томасу) Кобле были пожалованы земли (12 десятин) на левом берегу Тилигульского лимана, в честь которого и по сей день и названо Коблево».

     «Курорт Коблево. Это самый крупный курорт на Черноморском побережье Николаевской области, где могут располагаться одновременно более 25 тыс. отдыхающих. На территории курорта находится аквапарк «Коблево». В этом курортном местечке отдыхают люди из разных стран…
Сотни пансионатов, баз отдыха, развлекательных учреждений…
кино-концертный комплекс «Миллениум», аквапарк «Орбита», пляжный ресторан-клуб «Мама Пляж»,  дельфинарий «Немо», ночной клуб «Brazil».

     Знал бы воин, гражданин николаевщины и одесщины, Фома Александрович Кобле,  объём памятного о нём, когда он создавал государственность империи на вновь присоединённых территориях по результатам войн, в местах далёких столетий.
Через родственные узы своего рода, Мордвиновых, Лермонтовых, Столыпиных, вспоминается и поэт, прозаик Лермонтов. И многое памятное о нём тоже…


Конец 12 части.
Продолжение следует.
Вставка, портрет Кобле Ф.А.