Три вида образования

Дмитрий Красавин
Отрывок из повести «Продай имение свое и раздай…» - https://www.proza.ru/2018/09/29/531
… К ряду хозяйственных построек, монастырским кельям и корпусу семинарии доступ любопытствующих был ограничен. Нас очень вежливо остановил один монах и попросил вернуться назад, присоединиться к толпе более дисциплинированных туристов и паломников.

Яша в попытках пролезть туда, где позволено быть только избранным, принялся врать, что у него есть сын, который якобы жаждет поступить в семинарию. Он, Яша, как отец, хотел бы для себя уяснить – чему тут могут научить его отпрыска? Каким человеком, с какими знаниями вернется сын домой?

Вряд ли монах поверил Яшиному красноречию, но обратно не погнал. Предложил присесть на лавочку и подождать, а минут через пять привел мальчика-семинариста и попросил того рассказать нам о задачах образования в семинарии.

Я не знаю, все ли семинаристы такие умные, каким оказался тот мальчонка, но его, а скорее всего его учителей, мысли и рассуждения о видах и задачах образования показались мне интересными, и я по памяти записал их для дальнейших размышлений.

И так, образование условно можно разделить на три вида. Первый – светское образование. Человек учится читать, писать; развивает свой ум; приобретает знания по географии, физике и т.п. Такое образование нейтрально по отношению к добру и злу. Развитый ум и светские знания можно с успехом использовать повсюду, в том числе и для более изощренного удовлетворения своих страстей, что и наблюдаем мы в современном мире.

Второй вид – внешнее нравственное, религиозное образование.
Человек изучает различные системы философии, психологии и нравственности; Святые Писания, творения Отцев церкви, богословие... Но изучает поверхностно, памятью и умом, то есть – внешне. Такое образование дает человеку внешнее абстрактное знание о том, что есть добро и зло, но так же, как и первый вид образования, не учит идти по пути богообщения.

Третий вид – образование внутреннее, духовное. Религиозные и нравственные истины постигаются не умом и памятью, а сердцем человека. Человеку дается возможность ощутить их опытным путем. Духовное образование, направленное к сердцу, позволяет ученику очиститься от всего мрачного, унылого, греховного и ощутить чистое радостное чувство богоподобия. Через свет богообщения человек достигает боговселения. "Я лоза, вы ветви: пребудете во Мне и Я в вас", – говорит Христос.
Можно много говорить о благодати, но постичь ее можно лишь опытным путем – сравнивая состояние своего внутреннего "я", своей души в благодатном и безблагодатном состоянии. Можно заучить фразу: "Блажени плачущии, яко тии утешатся", но только умеющий плакать, знает блаженство слез.

Беды современного общества в том, большинство людей в мире лишены духовного образования. Оттого у наших современников, как правило, развит рассудок, но недоразвиты возвышенные чувства сердца. Можно знать умом Библию, теологию и быть мерзавцем из мерзавцев. Знания ума – одно лишь любопытство. "Нужно умом в сердце стоять". Один старец говорил: "Вот у него ум, вот – сердце, а между ними каменная стена". Разрушить эту стену – вот в чем задача подлинного образования.

Семинарист, видя мою заинтересованность, рассказывал о видах образования достаточно долго и готов бы дальше развивать эту тему, но его позвал кто-то из друзей – подошло время вечерней трапезы. Опаздывать было нельзя. Дисциплина в семинарии как в армии – прежде всего. Извинившись за то, что не успел в достаточной мере полно осветить все интересовавшие нас вопросы, мальчонка побежал догонять свои семинарские дела.
Отрывок из повести «Продай имение свое и раздай…» - https://www.proza.ru/2018/09/29/531