Обряды Руси Расии листапад октябрь 2018

Юрий Ильин Сибирь
Н А Р О Д Н Ы Й М Е С Я Ц Е С Л О В Ъ: л и с т а п а д ъ /октябрь7526 года от СМЗХ
(по материалам velesovkrug.ru)

 1 - ПЕРВОЕ, или МАЛОЕ, ОСЕННЕЕ СВАРОЖЬЕ (ПОКРОВ)
Сварог кроет Землю павшим листом да кличет Светлых Богов на Небо (в Сваргу). На Земле — конец осенних хороводов, начало зимних посиделок. Пора, когда осень «переламывается» на зиму.
В пору двоеверия на Руси отмечали Покров 1 листопада. С Покрова начиналась пора свадеб. О сём в народе рекли: «Придёт Покров, девке голову покроет», «Если снег Землю покрывает на Покров — счастливое предзнаменование для обручённых». Девушки, которым пришла пора выходить замуж, просили: «Покрой, Сварог, Мать Сыру Землю снежком, а меня женишком!» С Покрова крестьяне переходили на зимнее житьё в избах, начинали держать скотину дома — на зимнем корме. Тако же Покров — начало женских работ в избе.
На следующий день после Покрова обращались к Велесу и Макоши с просьбой защитить от нечистой силы, колдовских чар и злых наваждений. От злого очарования девушки просили Макошь (в христианстве - Устинью), а парни — Велеса (Куприяна).

4 - ПРОВОДЫ ЛЕШЕГО
 Прощание с Лесным Хозяином до будущей весны и благодарение за все его дары, собранные в лесу за лето.
В пору двоеверия на Руси - Ерофеев день. По поверьям, с этого дня перестают бродить по лесам последние Лешие (те, что не ушли под землю на Змейник Осенний). Чуя, что выходит их срок, Лешие порой ломают в лесу деревья, на полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам. Весь этот день по лесам воют ветры и слышатся стоны Леших. С первыми петухами Лешие проваливаются сквозь землю, чтобы вновь вернуться лишь будущей весной.

с 21 по 27 - ОСЕННИЕ ДЕДЫ (НАВЬЯ СЕДМИЦА)
Череда Святодней, предшествующих Осеннему Макошью (см. далее), седмица поминовения Предков, проведения тризн и иных поминальных обрядов. Проводы душ Предков в Ирий — до будущей весны.
В пору двоеверия на Руси субботу перед Дмитрием Солунским (26 листапада) называли Дмитриевскими Дедами и посвящали поминовению умерших родителей. Согласно легендам, в этот день Дмитрий Донской положил справлять тризны по воинам, павшим на Куликовом поле. Кузьминскими Дедами называли поминальную субботу перед днём Святых Космы и Дамиана (1 груденя/ноября), а Михайловскими Дедами называлась суббота перед днём Михаила Архангела (8 груденя).

30 - ОСЕННЕЕ МАКОШЬЕ (ОСЕННИЕ МОКРИДЫ)
Святодень, когда Мать Сыра Земля и Вода «засыпают» до будущей весны. О сию пору им приносят требы и просят у них прощения за «всё, чем досадили» им в завершающемся году. Тако же Святодень сей посвящён Матери Макоши — Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей всего сущего. В этот день жрицы Макоши моют и расчёсывают Кудели Судеб — распрямляют спутавшиеся нити, а тако же предрекают будущее. Для этого в чару с заговорённой водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами и смотрят: как легли чиры? По ним и прорекают судьбу.
В пору двоеверия на Руси отмечали две даты, посвящённые Параскеве Пятнице, почитаемой в народе Земляной и Водяной Матушкой
, Покровительницей браков и Целительницей болезней (особенно, происходящих от колдовства): 14 листопада — день Параскевы Трепальницы (лён трепали), и 28 листопада — день Параскевы Льняницы. В деревнях о сию пору начинали мять и трепать лён, готовя его для пряжи. Девки и бабы выносили вытрепанный лён на показ, устраивая «льняные смотрины».

с 31 на 1 груденя - ВЕЛЕСОВА (МАРИНА) НОЧЬ
 Чародейная ночь с 31 листопада на 1 груденя/ноября, когда Белобог окончательно передаёт Коло Года Чернобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого разсвета) широко распахнуты в Явь. Следующий день -1 груденя - иногда называют Мариным днём.