О театре и поиске вдохновения

Дмитрий Соснин Счастлив
Для театральных капустников.
По идее Хамитова Тагира Романовича.
По мотивам Е.Щварца.

Ученик (выходит и здоровается с кем-нибудь из зала). Идите смело! Никого тут нету!
Режиссёр. Если его и здесь нет, то я застрелю тебя, как зайца.
Ученик. Да я-то здесь при чем! Господи!
Режиссёр. Ищи вдохновение. Убью.
Ученик. Да где искать-то?
Режиссёр. Я почём знаю. Так бы и пришиб тебя.
Ученик. Да я то здесь причём?
Режиссёр. Ищи. Кому сказано?
Ученик. Ищу.
(В зал)
Вы вдохновение не видели?
Нет? Жалко.
(В зал к симпатичной)
Вы вдохновение? Симпатичная.
(Режиссёру).
Смотрите какое симпатичное вдохновение.
Режиссёр. Дурак, это не наше вдохновение. Неужели не видишь?
Ученик. А меня вдохновляет.
Режиссёр. Молчи. Пришибу. Нигде его нет, нет вдохновения. Зато везде толкутся окаянные они, злопыхатели. Ненавижу! А где толкутся злопыхатели, нет места вдохновению. Да еще тут же онихние поклонницы обсуждают онихние дела вкривь и вкось! А где толкутся онихние поклонницы, нет места вдохновению. Тьфу! Дурак ты!
Ученик. Господи! Да я-то тут при чем?
Режиссёр. Заруби себе на носу: если здесь есть они, злопыхатели, то мы уезжаем немедленно. Болван! Убить тебя мало!
Ученик. Да что же это такое? Да за что же вы меня, начальник, мучаете? Дайте мне сценическое задание.
Режиссёр. Молчи! Молчи, когда старшие сердятся! Ты чего хочешь? Чтобы я, настоящий режиссер, тратил задания даром? Нет, брат! Я для того и держу учеников, чтобы моя брань задевала хоть кого-нибудь. Семьи у меня нет, терпи ты. Сценарии получил?
Ученик. Получил ещё вчера. И когда шел обратно, то…
Режиссёр. Помолчи! Все получил? И тот, что в большом конверте?
Ученик. Все, все! И когда шел обратно, анонсы видел.
Режиссёр. К черту анонсы! Есть мне время заниматься глупостями, когда там внизу глупцы и завистники роют мне яму.
Ученик. А может, не роют?
Режиссёр. Роют, знаю я их!
Ученик. Ну и пусть. А мы выпустили бы чаек целую гору, или дракона – вот когда нас уважали бы… Они нам – яму, а мы им – чайку и дракона, ну и вышло бы, что мы молодцы. Выпустить бы…
Режиссёр. Осел! Выпустить бы… Как начнут они там внизу обсуждать каждую мою находку – с ума сойдешь! Такие он, мол, использовал приёмы, как в прошлом году, ничего не внесено нового в дело производство развития театра. А если, чего доброго, промахнешься, сфальшивишь? Я, который до сих пор работал без промаха? Молчи! Убью!
Ученик. А может я... выпущу... чайку.
Режиссёр. Ты? Чайку? Ты "Гадкого утёнка" сначала выпусти. Так бы и убил тебя.
(Очень мягко.)
А где же мой новый ученик?
Ученик. Там он, запутался в предлагаемых обстоятельствах.
Режиссёр. Молодец!
Ученик. Вот тебе и раз. Как же это так? Запутался и молодец?
Режиссёр. Ну и что? Во-первых, я его не знаю и могу ждать от него любых чудес. Во-вторых, он меня не знает и поэтому уважает без всяких оговорок и рассуждений. Не то что ты!
Звонит колокол.
Батюшки мои! Приехал кто-то! Честное слово, это какой-нибудь другой режиссёр. Нарочно нашёл новую пьесу, чтобы потом хвастать…
Стук в дверь.
Открывай, дурак! Так бы и убил тебя!
Ученик. Господи, да я-то здесь при чем?
Отпирает дверь. Входит Гастролёр, занесенный снегом, ошеломленный. Отряхивается, оглядывается.
Гастролёр. Куда это меня занесло?
Режиссёр. Идите к рампе, грейтесь.
Гастролёр. Благодарю. Это театр?
Режиссёр. Да. Хранитель сейчас выйдет. Вы режиссёр?
Гастролёр. Что вы! Что вы!
Режиссёр. Почему вы говорите с таким ужасом об этом?
Гастролёр. Я не люблю режиссёров.
Режиссёр. А вы их знаете, молодой человек?
Гастролёр. Да, мы встречались.
Режиссёр. Режиссёры – это самые достойные люди на земле! Это все честные, простые парни. Они любят свое дело. Они мажут актёров гримом, заставляют взбираться на театральные немыслимые вершины, блуждают по такой чаще сценарных перезамысловатых сюжетов, что даже зрителю приходится жутко. И делают они все это не из любви к наживе, не из честолюбия, нет, нет! Их ведет благородная страсть! Понял?
Гастролёр. Нет, не понял. Но умоляю вас, не будем спорить! Я не знал, что вы так любите режиссёров!
Режиссёр. Кто, я? Я просто терпеть не могу, когда их ругают посторонние.
Гастролёр. Хорошо, я не буду их ругать. Мне не до этого.
Режиссёр. Я сам режиссёр! Знаменитый!
Гастролёр. Мне очень жаль.
Режиссёр. Не считая мелких новогодних и корпоративных работ, я выпустил на своем веку пятьсот комедий, пятьсот драм, четыреста водевилей и девяносто девять мелодрам.
(Гастролёр вскакивает).
Чего вы вскочили?
Гастролёр. Играть мелодрамы – всё-равно, что для детей играть!
Режиссёр. Хороши дети! Вы видели их незамысловатые сюжеты? Попробуй сделать их интересными, запоминающимися, глубокими.
Гастролёр. Да это много проще, чем  ставить мыльные оперы. Одну и всю жизнь.
Режиссёр. Я так возмущен, что просто слов нет, придется дать вам роль.
(Кричит.)
Эй! Мальчуган! Принеси сюда пьесу! Живо! Сейчас я вас попробую, молодой человек.
Гастролёр. Мне все равно.
Режиссёр. Где же ты, мальчуган? Пьесу, пьесу мне.
(Вбегает ученик. В руках пьеса).
Гляди, ученик, и учись. Этот наглец и невежда сейчас будет попробован. Не жалей его. Он не человек, так как ничего не понимает в искусстве. Подай мне пьесу, мальчик. Что ты прижимаешь её к себе, как маленького ребенка?
Ученик 2. Вы обещали попробовать меня.
(Вбегает хранитель театральных традиций).
Хранитель знаний. Что случилось? А, понимаю. Дай ему пьесу, мальчик, не бойся. Пока господин знаменитый режиссёр отдыхал после обеда, я подсунул ему замечательного автора. Ролей на всех хватит.
Режиссёр. Проклятье!
Хранитель. Вовсе не проклятье, дорогой друг. Вы, старые скандалисты, в глубине души бываете довольны, когда вам подсовывают замечательных авторов.
Режиссёр. Нахал!
Хранитель. Ладно! Ладно! Начинай разбирать главную роль главного не симпатяги. И будет тебе вдохновение!
Режиссёр. Давай, черт с тобой. Мне бы разобрать главную роль главного симпатичного симпотяги.
Хранитель. Там есть такая. Хотя в нынешнем сезоне это не модно.
Режиссёр. Вот так-то лучше.
(ученикам).
Садитесь, мальчуганы. Завтра, когда я уже распределю роли, будем учить, искать мизансцены  и играть. Утром репетиция, вечером спектакль.
Ученики. Ура!
Режиссёр. В хлопотах и суете я забыл, какое это высокое, прекрасное искусство. Этот дурачок раззадорил меня.
Хранитель. Тише ты! В храме исскуства всё-таки. Тишина должна быть в храме.
(Отводит Гастролёра в дальний угол, усаживает за стол.)
Садитесь, пожалуйста, сударь. Что с вами? Вы нездоровы? Сейчас я вас вылечу. У меня прекрасная библиотека для проезжающих артистов… У вас жар? Если вы сходите с ума, есть замечательная роль принца Гамлета...
Или может вы уже желаете поступить в театр?
Гастролёр. Благодарю вас, жизнь свободного художника мне наиболее симпатична.
(Шепотом.)
Кто этот нервный человек?
Хранитель. Это просто знаменитый режиссёр, как он сам себя называет. Он уже добыл 50 дипломов о том, что он знаменит, и вызвал на режиссёрский батл 60 критиков своего таланта. Правда ни на один из них сам ни разу не явился. Потерял вдохновение. Давно ничего не выпускал. Вы понимаете меня?
Гастролёр. Благодарю вас. Да. Что он делает здесь?
Хранитель. Ищет вдохновение.
Гастролёр. Зачем оно ему.
Хранитель. Бороться за свою славу.
Гастролёр. Бороться за славу, что может быть утомительнее.
Режиссёр. Что вы там шепчетесь, обо мне?
Хранитель. О том, что ты уже завтра обретёшь таки вдохновение и выпустишь новую постановку!
Режиссёр. О, как Это верно. Обожаю, когда на мои работы глазеют с восхищением и шепчутся за спиной лестными эпитетами. Завтра Мы соберём полные залы, и я им всем покажу. Ученики, вперёд, как вы уже умеете, нас ждут великие дела! Начинаем читать новую пьесу...

Садятся за стол, начинают читать...
Появляется Вдохновение.

Вдохновение.

Я ваше вдохновение,
Несу стихотворение!

(Аккуратно касается головы одного из учеников. После прикосновения актёры говорят воодушевлённо).

Ученик 1.

Пора за дело браться!
Прекрасная пора!
Не стоит волноваться,
Тут нечего стесняться,
Не нужно притворяться,
Бояться, межеваться
Покуда гимн театра:
"Вся наша жизнь игра"!

Режиссёр. Что с тобой?

Вдохновение касается второго ученика.

Ученик 2.

Удачи и смятенья
Всё спутано в судьбе.
Но с верой и везеньем,
Работой и терпеньем
Страница вдохновенья
Откроется тебе!

Режиссёр. Помогите, они сошли с ума.

Вдохновение касается режиссёра.

Режиссёр.

Избрав тропу любую
Смелей иди вперёд!
Тот не живёт впустую,
Кто будущим живёт!

Вдохновение касается Хранителя и Гастролёра.

Хранитель. (Режиссёру и Гастролёру)

А если ты споткнёшься,
Немного не дойдёшь,

Гастролёр. (Режиссёру)

Смотри внимательно вокруг,
Быть может рядышком твой друг,

Все. (Взявшись за руки)

И вместе взявшись за руки,
Пройдя все трудные шаги,
Ты своего добьёшься,
До цели доберёшься,
И вдохновение,
И истину найдёшь!

Выходят на поклон.

Песня о театре.

Занавес.