Эти строки посвящаются Вам

Галина Клинкова
На звуковой дорожке (моя страница на сайте "Изба Читальня") песня: «Письмо учительнице». Слова: Михаил Танич, музыка и исполняет: Ян Френкель.

Сейчас в природе царствует осень… Нежная… Тихая…  Мягко золотится листва, парят в воздухе на серебряных нитях паучки, лучи  солнышка теплы и ласковы. Именно в эту  чудесную пору отмечается  замечательный профессиональный праздник - День учителя.
 
“Учитель, сколько надо любви и добра,
чтобы слушали, чтобы верили,
 чтобы помнили дети тебя“.

Так случилось,  что школа  и журналистика идут в моей судьбе рядом, с первого  же опубликованного материала.  Началом  был 1974 год,   статья «Вспомните…»  - о ветеране-педагоге из Средней Атубы  Наталье Евдокимовне Юдиной, награжденной орденом Ленина.

  Свои творческие работы я размещаю и на литературных сайтах Интернета,   радуясь  потом отзывам, которые идут со всех концов света. Сегодня хочу поделиться некоторыми из них  - на очерк «Побег зеленый выпрямить легко…», написанный  и напечатанный в газете «Звезда» четыре года назад, в связи с юбилеем системы образования Волгоградской области (95 -летие).  Героиня материала -  учитель - словесник из Куйбышевской средней школы А. А.  Горыкина.
 
Напомню отдельные моменты, отраженные в упомянутом очерке.
…Один из уроков риторики у семиклассников Альбина Анатольевна начала нестандартно. Она предложила ребятам написать письма – откровения, в котором будет их мнение о преподавании  ею предмета. Условие – говорить  только правду. Запомнился ей этот трогательный миг сотворения признания: особенная, почти осязаемая тишина в классе и склонившиеся над партами, старательно думающие мальчишки и девчонки…

Альбина Анатольевна показывала мне эти листочки  и … разводила руками…  Ребята – все - признались ей в любви.  Для примера одна только цитата:  «Дорогая Альбина Анатольевна! Эти строки посвящаются Вам…  Вы, как солнышко искристое, вошли в наш класс…»

Она  выполнила обещанное: написала каждому   ответ. В конце урока на следующем занятии раздала проштампованные на почте конверты.  Реакция была трогательная. Одна девочка  потом дома вставила листок в рамку. Мальчик доверительно дал родителям прочитать только ему предназначенные строки...

Я уверена, ребята всю жизнь будут бережно хранить эти  письма, которые станут  бесценными  реликвиями - весточками из их детства, памятью о школе и любимой учительнице, о самом светлом, чистом, невозвратном  времени... 
Очерк  мой неожиданно получил продолжение в откликах - добрых, сокровенных, исповедальных.

«С огромным интересом прочла Ваш рассказ об Альбине Анатольевне.
Она - замечательный человек и истинный учитель. Спасибо, что помогли мне испытать доверие к Вам, чтобы рассказать о своём педагоге, единственном, который оставил в сердце неизгладимый след. Это моя учительница из музыкальной школы, Людмила Васильевна.

Очень весёлая и очень строгая, она говорила: "Ну, ты - композииииииитор!", когда я, играя наизусть известные произведения и забыв ноты, начинала бодро импровизировать, надеясь, что не заметит…  Это она уговорила педсовет, устроив прослушивание, перевести меня из первого - в третий класс. Это она пришла ко мне домой и тихо попросила не бросать музыкальную школу, когда я, став подростком, однажды наотрез отказалась ходить туда.

Её последний урок для меня  случился семь лет назад. Мы созвонились, и она предложила приехать к ней. Захватив сладости к чаю и диск со своими новыми песнями, я радостно отправилась в гости. Мне открыла дверь - совсем не моя Людмила Васильевна. Очень бледная, худенькая женщина, без парика, который бы скрыл последствия перенесённой химиотерапии. Но она смеялась, как смеялась лишь она одна  умела на свете, радовалась мне,  обнимала, остолбенелую, и без умолку шутила, приговаривая: "А ведь и вправду ты стала композитором, Терезик!"
Она рассказывала мне о своих многочисленных планах, о задуманных путешествиях, разные забавные истории, вспоминала наши уроки. Я видела, как ей тяжело, и старалась энергичнее прихлебывать чай, мечтая, -  только бы не разреветься… Когда я уходила, она перестала улыбаться и серьёзно сказала мне, впервые: "Я тобой горжусь!"

Больше мы не виделись. Она исчезла, телефон и домофон - исправно гудели, а следы - потерялись. Её страницы в соцсетях - не действующие.
Может, она уехала к дочери в другую страну, как мечтала, а может, в иное путешествие – откуда не возвращаются…

Я счастлива, что Людмила Васильевна была моим Учителем. Сильная, яркая, мудрая, жизнерадостная и стойкая. Она помогла мне многое понять. В музыке и в жизни». (Тереза Шатилова, композитор и певица, Санкт – Петербург).
 
 «Очерк вызвал во мне бурю воспоминаний. Захотелось написать и о моей
любимой учительнице русского языка и литературы.

…В наш 8"В" она пришла после окончания Днепровского Государственного университета. Филолог. Молодая, модно одетая, очень красивая. Необыкновенная… Все наши мальчишки сразу влюбились в учительницу.

На одном из уроков она предложила подискутировать на тему: "За что я люблю жизнь?" Каждый говорил  о своём, вспоминая интересные дни. Когда спросили меня, ответ был лаконичен: "Я не люблю жизнь".

Клара Ивановна, посмотрев внимательно на меня, задала этот вопрос другому. Я же думала... За что мне любить жизнь! Родители развелись. Воспитывалась то у отца, то у матери... В 14 лет была застенчивой и немногословной. Практически не имела друзей.

Однажды (тогда я считала, что случайно) Клара Ивановна, встретив меня  по дороге домой, когда я возвращалась  после занятий в спортивной секции, попросила помочь донести книги и  пачки тетрадей.  Жила  она в маленькой комнате в коммуналке. Эта комната мне показалась раем. Много полок с книгами, пианино, торшер, телевизор.  Радиоприемник с проигрывателем. У нас не было такого. Папа - инвалид Отечественной войны, получал очень маленькую пенсию, жили мы бедно.

И так случилось, что учительница  потом находила разные предлоги приглашать к себе. Мне нравилось бывать у Клары Ивановны.  Я полюбила наши беседы, как радость и праздник. Мы слушали музыку с пластинок… Впервые я узнала о судьбе Эдит Пиаф... Клара Ивановна не только читала мне стихи, но и рассказывала о поэтах. Угощала чаем…  Пыталась, конечно, подкормить.   У неё было особое понимание и сочувствие.  А я -  очень стеснительная… Дружба с учительницей  приподняла, возвысила меня, подарила уверенность в себе.   Куда-то исчезла угловатость.  Я стала ходить с высоко поднятой головой (эта привычка осталась во мне  до сих пор). Удивительно... Я полюбила жизнь!

К сожалению, общение наше длилось недолго. Клара Ивановна вышла замуж и уехала в другой город. Вскоре уехала учиться и я... Всегда с теплом в сердце и с благодарностью вспоминаю свою учительницу. Полюбив поэзию, я стала писать стихи. Жаль, что об этом не знает Клара Ивановна. Бывая в Украине,  всегда с благоговейным чувством иду к дому, где она жила. Там прошли самые счастливые дни моего детства».( Любовь Самойленко, поэтесса, Тула).
 
…Помню всех поимённо
Наставников - многих уж нет,
А тем, кто живы,- здоровья,
И низкий поклон и привет.

Светом наполнила сердце
Школьная эта пора.
Вы нам со знаньями вместе
Давали уроки добра.

Я помню: классе в шестом
Ко мне, простой ученице,
По бездорожью, пешком -
Директор пришёл в больницу…

Это Короткий Василий Иванович. Участник ВО войны, в инститyте yчился заочно в 40 лет, трyдно было  ему... Он  также еще и мой yчитель рyсского языка и литератyры.  Очень был добрый.  В шестом классе я помогала емy проверять yченические тетради.  (Валентина Жукова, поэтесса, Заслуженный учитель РФ, Вологодская область).
 
И вспомнились мне строки песни: "Да разве сердце позабудет того, кто хочет нам добра. Того, кто нас выводит в люди, кто нас выводит в мастера…" Не каждому Судьба дарит счастье - неизгладимый след в душе от человека, который был в его жизни... Ведь в трудную минуту всегда можно, прислонившись в памяти к дорогому образу, согреться его теплом и светом...  Отрадно, если это – твой школьный Учитель.

********************************     *******************************
Вместо эпилога.

…В одну из уже далёких,  но оставшихся в незабвеннности вёсен ушел в самостоятельную жизнь мой последний одиннадцатый класс. Каждый из детей унес с собой частицу сердца педагога. Тем более что класс был своеобразный. Осознавая себя личностями, ученики во всем предпочитали оставаться сами собой... И была среди них девочка-лидер. Елена, Лена. Аленка.

…Выпускной вечер. На стене зала - широкая лента-дорожка с двенадцатью разноцветными человечками. Эти фигурки - полушаржи на выпускников - дело рук самих выпускников. И мы, учителя, пытаемся узнать, кто есть кто...

Елена в длинном черном вечернем платье ведет программу. Несколькими часами раньше в школе на торжественном собрании после вручения аттестатов она разволновалась до слез и не могла говорить. Передала учителям лично от себя приготовленные  ею на компьютере «Благодарности». На  каждом бланке - свой текст. Впервые в истории школы выпускница таким способом выражала то, что шло от сердца, переполняло душу.
 
* * * * * * * * * *
Огромное спасибо за знания, которые Вы в меня вложили, за терпение, веру в меня. Именно благодаря Вам, Галина Николаевна, я стала самостоятельной, уверенной в своих силах.
Я признательна за всё хорошее, доброе, что Вы для меня сделали. Знайте, что лучше Вас в этой школе русский язык и литературу никто не преподаёт.
Ваша ученица
Скоблова Елена
21. 06. 03 г.

Все годы эти строки, адресованные мне,  лучистым солнышком светятся  передо мной в любую жизненную погоду…   Если ненастно – то разгоняют мрак и тучи…  дарят теплоту и вызывают счастливую улыбку.