Бхагават Гита Глава 2

Тарас Скворцов
 
               
 (санкхья-йога, конституция души, обзор Бхагавад-Гиты)


1
Увидав Арджуну в горе со слезами на глазах,
Кришна, демонов убивший, так, с сочувствием, сказал:

 2
«Дорогой мой друг, Арджуна, жизни цену знаешь ты
Как ты мог поддаться скорби, хоть и помыслы чисты
Знай же ты, что слабость эта таким людям не идет
Не на высшие планеты, а к бесчестью приведет

 3
О, сын Притхи, славный кшатрий, ты, карающий врагов
Это просто малодушье, ты же к битве будь готов».

 4-5
И сказал Арджуна: «Кришна! Как стрелу направлю в цель я
 В тех старейшин –Бхишму, Дрону, кто достоин поклоненья
Лучше жить бродягой нищим, чем в Учителя стрелять
Пусть он даже в заблужденьи, но нельзя с ним воевать

  6
Мы не знаем, что нам лучше- побежденный, победитель
Вон стоят там Кауравы, Дхритараштра их родитель
Мы убьем их, без сомненья, хватит силы, но тогда
Смысл жизни потеряем в этой жизни навсегда

 7
Ничего уж не пойму я, я ослаб и сердцем сник
Научи меня, прошу я, я твой верный ученик
 В чем мой долг не понимаю, верный путь мне укажи
Душу я тебе вручаю, что мне делать расскажи

 8
Я не в силах успокоить боль, что чувства иссушает
Не поможет мне и царство, даже то, что процветает
Даже власть как полубога эту боль не утолит
 Даже жизни мне не надо, так душа моя болит»
   
 9 
Так сказал герой, Арджуна, все враги его боятся:
 «О Вселюбящий! Решил я, что не буду здесь сражаться»
 
  10-11
О, потомственный Бхарата! Кришна там стоит спокойно
И с улыбкой отвечает: «не о том скорбишь о них
То, о чем скорбишь так сильно, этой скорби недостойно
Не скорбит мудрец о мертвых, не скорбит и о живых

  12
Никогда так не бывало, чтобы не существовало
Тех царей, стоящих в поле и тебя или меня
Никогда так и не будет, чтобы не существовали
Те цари, что там напротив, или ты или же Я

 13
Вот душа твоя, когда-то, в тело мальчика вселилась
Но потом ведь очутилась в теле юноши она
А со временем увидишь – твое тело изменилось
И себя ты обнаружишь уже в теле старика

Точно так же после смерти тело будет лишь другое
А душа твоя все та же - «я» ее ты называл
И все эти измененья тех совсем не беспокоят
Кто духовную природу человека осознал

 14-15
О, сын Кунти благородный, самый лучший из людей
Тот воистину свободный, кто и в счастье, и в беде
Из-за всяческих волнений не растерян, не ослаб
Не подвластен настроеньям, чувствам временным не раб

Время все меняет в жизни и бежит неудержимо
Наше счастье и несчастье словно лето и зима
И принять все это должен человек невозмутимо
Ибо это все есть чувства, но не Истина сама

 16
Те, кто Истину познали, знают – тело преходяще
А душа одна и в прошлом, в будущем и в настоящем
Существует то, что вечно, а все то, что преходяще
Как бы и не существует, иллюзорно в настоящем

Изучив природу тела, изучив души природу
Те, кто Истину познали, обрели свою свободу

 17
Что пронизывает тело, то никто не уничтожит
И никто людскую душу никогда убить не сможет

 18
Человеческие души малы и неизмеримы
Инструментами людскими не видны, не разрушимы
Только тело погибает от стрелы или булата
И поэтому, сражайся, о потомственный Бхарата

 19-20
«я» -духовно и не может ни убить, ни быть убитым
Только тело погибает в этой жизни, в этих битвах
Для души же изначальной нет ни смерти ни рожденья
Те, кто думают иначе, те в великом заблужденьи

21
Ты задумайся, о Партха, если ясно человеку
Что душа неразрушима, неизменная вовеки
Если он сумел однажды это ясно осознать
Может он убить кого-то иль заставить убивать?

22
Если тело непригодно, человек его бросает,
Как изорванное платье, и на новое меняет
Только душу человека не порвать и не рассечь
Разделить ее на части никакой не может меч

23
Не рассечь никак на части человеческую душу
Невозможно ее чем-то ни смочить, ни растворить
Никакой горячий ветер эту душу не иссушит
Никакой огонь не может душу пламенем спалить

24-28
Неделима, недвижима и умом непостижима
И невидимая глазу есть она всегда, везде
Неизменная вовеки есть душа у человека
Что скорбеть о бренном теле, если ясно все тебе.

Но, быть может, полагаешь, что со смертью жизнь уходит
навсегда, и вместе с телом жизнь уйдет в небытие
Все равно, о сильнорукий, нет причины здесь для скорби
Нет причины не исполнить долг, призвание свое

Всякий видел, всякий знает – кто родился – умирает
И Вселенная сначала в непроявленном была,
А сейчас она явилась, существует и рождает
Но уйдет туда же снова и считай, что умерла
 
29
Есть такие -те что видят - видят душу словно чудо
Есть другие -  те про душу как про чудо говорят
Есть такие, те что слышат разговор про душу-чудо
Есть другие – хоть услышат, но понять не захотят

30
О, потомственный Бхарата, каждый в теле воплощенный
Никаким путем не может быть убитым никогда
И поэтому напрасно так горюешь ты, смущенный
Существа живые вечны, смерть не главная беда
 
31
О твоем напомню долге - ты не должен колебаться
 Каждый кшатрий должен смело за религию сражаться
Ради принципов священных на войне отважно драться
Для тебя нет дела лучше. Здесь не надо сомневаться

32
Знай, О Партха, счастлив кшатрий, кому выпало на долю
За религию сражаясь жизнь отдать на бранном поле
Счастлив будет он, сражаясь, счастлив будет умирая
И откроют после смерти перед ним ворота рая

33-34
Не исполнив долг свой – этим совершишь великий грех
Не сражаясь, скоро станешь ты посмешищем для всех
Если кшатрий потеряет свою воинскую честь
Это будет хуже смерти, справедливость в этом есть

35-36
Те друзья, что превозносят твое имя над собою
Посчитают тебя трусом, что покинул поле боя
И враги с презреньем станут о тебе все отзываться
Ждет тебя такая мука, коль не будешь ты сражаться

37
О, сын Кунти, вот твой выбор – либо будешь ты убит
И в небесном высшем царстве ты пребудешь знаменит
Либо царство завоюешь на Земле, чтоб наслаждаться
И сейчас один твой выбор – встать, с решимостью сражаться.

38
Так сразись во имя долга, вспоминать тебе не надо
 Ни про радость, ни про горе, про потери и награды
о победе ты не думай и забудь о пораженье
И греха тебе не будет, если вступишь так в сраженье

39-40
До сих пор я вел беседу в аналитики понятьях
И про душу, и про тело я рассказывал тебе
А теперь хочу об этом по-другому рассказать я –
Как избавиться от кармы в этой жизни и борьбе

Избавляется от страхов тот, кто выгоды не ищет
И потерь он не имеет на таком его пути
Ничего он не теряет, ничего он не боится
С шага первого, что смог он по тому пути пройти

41
Много целей и желаний у людей без главных знаний
Не тверды они в решеньях и их путь многоветвист
Но, кто вступит на дорогу, что ведет к служенью Богу
Тот одну лишь цель имеет, тверд в намереньях и чист

42-43
Веды многих увлекают и кого-то развлекают
Те истории, что в Ведах и цветастые стихи
Изучают, также, Веды для богатства иль победы,
Чтоб на высшие планеты улететь, чтоб снять грехи
Для высокого рожденья ради чувств всех наслажденья
Люди разные читают, изучают слово Вед
Не имея полных знаний, ради всяческих желаний
И при этом утверждают, что превыше цели нет

44
Если ум у человека весь охваченный стремленьем
К матерьяльному богатству, к чувств всех удовлетворенью
Если он обманут этим, то не примет он решенья
Чтобы Господу, однажды, начать преданно служенье

45
В Ведах много говорится о материи трех гунах
Матерьяльною природой управляют все они
От всех трех освободится тебе надо, О Арджуна
И всю двойственность навечно из себя ты изгони

Мысли про приобретенья иль чего-то сохраненья
Матерьяльные стремленья – ты от них освободись
От влиянья гун Природы так добьёшься ты свободы
И в духовной чисто жизни, в своем «Я» ты утвердись

46
Тот, кто полностью познает Наивысшего Брахмана
Тот и полностью познает назначение всех Вед
Можно что-то поливать ведь и водою из стакана
Но водою океана орошается Весь Свет

47
Ты одно имеешь право – только долга исполненья
Никогда искать не пробуй ты причин для уклоненья
А плодов твоих всех действий не считай себя причиной
Не твои плоды все эти, не должно тут быть сомненья

48
В неудаче и успехе оставайся ты спокоен
Исполняй свой долг, как должно, О Арджуна, славный воин
Исполняя долг, как должно, помни ты всегда про Бога
Это самообладанье и зовется словом йога

49
Что ведут к поступкам мерзким, ты отбрось все те желанья
Господу вручи себя ты, посвяти свои деянья
Господу плоды трудов всех посвящают мудрецы
А кто сам их потребляет – недалекие скупцы

50
Тот, кто Господу всем сердцем занят преданным служеньем
Даже в этой жизни может получить освобожденье
От кармических последствий и хороших и плохих
С помощью искусства йоги ты избавишься от них

51
Те, кто заняты всем сердцем только Господу служеньем
Те свободны и от смерти, и от нового рожденья
И они такого йогой достигают состоянья
Что становятся вовеки неподвластными страданьям

52
Когда выберется разум из материальных дебрей
То иллюзии не будут твое сердце волновать
И тогда все то, что слышал и все то, что ты услышишь
Будешь ты вполне спокойно это все воспринимать

53
Когда разум остается постоянно недвижимым
В состоянии самадхи, что умом непостижимо
Тексты Вед уж не волнуют в трансе самоосознанья
И Божественного в йоге достигаешь ты сознанья

54
Тут спросил Арджуна:  «Кришна,  как узнать того, кто в йоге
Кто единым стал с Всевышним, в трансе кто, того, кто в Боге,
Как и что всем говорит он,
 Как он ходит, Как сидит он?»

55
Кришна так сказал: « О, Партха, человек трансцедентальный
Понимает, что не главный этот мир материальный

Тот, кто действует не ради ублаженья чувств своих
Тот, чей ум от чувств свободен, независим он от них
Кто находит радость в чистом состоянии души
Тот воистину свободен, рад он Господу служить

56-57
Кто спокойным остается средь страданий всех трех видов*
Не ликует он от счастья, не горюет от обиды
Ни привязанность не знает, ни к чему-то отвращенья
И не знает страха, гнева, и не знает он смущенья
Кто не радуется слишком и не очень –то горюет
Ибо мир материальный мало чем его волнует
Кто страдания приемлет, как возврат, что был он грешен
Тот мудрец, исполнен знанья, ум его уравновешен

(*три вида страданий: страдания, причиняемые живым существам их умом и телом, страдания, которые нам причиняют другие живые существа и страдания, которые нам причиняют силы природы.)
58
Совершенное сознанье своим чувством управляет
Когда хочет проявляет, хочет - и не проявляет
Это так, как черепаха - хочет -  втягивает ноги
А захочет – выпускает, чтоб ползти ей по дороге

59
Человек на чувства может наложить ограниченья
Удержать контроль над чувством, не давать им наслажденья
И хотя контроль над чувством человеку удается
Но сам вкус к усладе чувства не уходит, остается
Только высшее хоть раз кто наслажденье испытает
 Утверждается на высшем, вкус свой к прежнему теряет
 
60-61
Человеческие чувства разум сильно увлекают
И мудрец бывает даже ими сильно увлечен
Только разум человека, что на Мне сосредоточен
Неподвластен всяким чувствам, управляет ими он

62
Человек сначала просто все объекты наблюдает
В результате наблюденья он чего-то в них желает
И того, чего желает для себя не заимев
Он впадает, в результате в огорчение и гнев

63
В результате гнева разум будет в полном заблужденьи
В результате заблужденья память падает в затменье
Если память вся в затменьи разум вовсе пропадает
И в материи колодец человек вновь упадает

64
На того, кто стал свободным от симпатий, антипатий
Кто для Господа всем служит среди всяческих занятий
Кто всех чувств своих хозяин и от долга не уходит
На такого человека милость Господа нисходит

65
И того, кто беспричинно эту милость обретает
Матерьяльные страданья все навеки покидают
И счастливо размышляя, концентрируясь на Кришне
Его крепкий разум скоро утверждается на Высшем

66
Кто не связан со Всевышним не имеет крепкий разум
А кто разум не имеет, в матерьяльном мире связан
Этот связанный, конечно, не имеет мир в душе
А в душе коль нету мира, то и счастья нет уже.

67
 Так как лодку сильный ветер в океан уносит сразу
Так единственное чувство может выключить весь разум

68
Потому, о сильнорукий, тот, кто чувством управляет
Крепким разумом и сильным, без сомненья, обладает

69
День того, кто пробужденный – ночь для всех других людей
Кто живет в материальном разном скопище идей
Но и день забот обычных для земного хитреца
Словно ночь без просветленья в представленьи мудреца

70
Как река поток желаний, неспокоен он всегда
Наполняет океан он, в нем спокойная вода
Нет ни мира ни покоя за желаньями бегущим
В мире тот, кто есть хозяин всем своим желаньям сущим

71
В мире тот, кто не считает, что он чем-либо владеет
Кто стремленья к достиженью всех желаний не имеет
 Своим «Я» земное тело никогда он не считает
И спокойствие по жизни только он и обретает

72
Вот таков духовной жизни путь святой, благочестивый
Тот, кто встал на путь на этот, тот поистине счастливый
Если в этом состояньи в смертный час он, то тогда
В царство Господа он входит после смерти навсегда