Бхагават Гита Глава 17

Тарас Скворцов
(Шраддхатрайа-вибхага-йога, Три Вида Веры)

1
И спросил Арджуна: «Кришна, каково же положенье
Тех людей, кто в полной вере совершает поклоненье
и в какой из гун природы пребывают эти люди
коль они не выполняют всех Писаний наставленья?»

2
И Всевышний так ответил: «вера может быть трех видов,
В соответствии с природой воплощенной здесь души,
То есть благостной иль страстной иль в невежестве погрязшей
От того она зависит- кто что в прошлом совершил

3
О, Бхарата, вера каждого зависит от сознанья,
Попадает воплощенный под различных гун влиянье
И тогда душа все склонности свои и проявляет
И присущий ей вид веры тут она и развивает

4
Люди в благостной природе чтут божественных дэватов
по их выбору, кого-то из святых полубогов
В гуне страсти почитают демонических асуров
А в невежественной гуне - духов тьмы и мертвецов

5-6
Кто аскезы сочиняет и терзает душу, тело
Сам страданья причиняет, чтобы удаль показать
Знай, что это от гордыни, это просто глупый демон
Есть в Писаньях все аскезы, те что нужно соблюдать
 
7
В соответствии трем гунам также есть три вида пищи,
также жертвоприношений и три вида дел благих
Между ними есть различья, в соответствии с их гуной,
И учитывать их нужно. Так послушай же о них
 
8
Молоко, его продукты, пища сочная, простая
Счастье, силу и здоровье человеку придает
Сроки жизни удлинняет, и все тело очищает
И приятна, и полезна тем, кто в благости живет

9
Потребление продуктов, где не в меру соли, перца
острых, пряных, кислых, горьких, и горячих, и сухих
Привлекает человека, кто подвержен гуне страсти
И болезни вызывает и страдания от них

10
Пища та, что постояла - три часа как уж готова,
та что стала разлагаться, пища с запахом дурным,
непригодная, без вкуса, из остатков чужой пищи,
может нравиться тем людям, кто есть в гуне темноты

11
В ходе жертвоприношений в гуне благости те люди
что приносят бескорыстно, долг от сердца исполняя
без желания награды, совершая все обряды
в соответствии с Писаньем, наставленья эти зная

12
Знай же ты, что, если кто-то ради благ материальных
 или славы совершает свое жертвоприношенье -
это действие гордыни, это люди в гуне страсти
даже если исполняют все обряды, наставленья

13
Если жертвоприношенье совершают без обряда
и без веры, и без мантры, и без Господу прасада
и без Гуру подношенья и без подношенья Мне
это жертвоприношенье совершается во тьме
 
14
Аскетизмом тела будет поклоненье Божествам
и брахманам, также гуру, просветленным существам
целибат, внутри и внешне чтоб блюлася чистота
отреченье от насилья, в поведеньи простота

15
Аскетизмом речи будет слов таких произнесенье
что других не беспокоят, не приводят их в волненье
что приятны, благотворны и правдивы без сомненья
также слов из Вед и гимнов, регулярное их чтенье

16
Аскетизм ума включает самоудовлетворенность
Очищение сознанья, чувств контроль, невозмутимость

17
Если эти три аскезы с бескорыстием и верой
Совершают постоянно в Богу преданном служеньи
То тогда эта тапасья будет благостной природы
То есть эти три аскезы иль самоограниченье
 
18
Есть такие, кто аскезы совершают из гордыни
Ради славы, уваженья, поклоненья от других
Но подобные аскезы совершают в гуне страсти
Да и нет в них постоянства, веры тоже нету в них
 
19
Есть в невежественной гуне просто глупые деянья
где самоограниченье станет самоистязаньем
также глупые тапасьи принимаются когда
они ради причинения кому-либо вреда

20
Благотворные деянья те, что делают из долга,   
без какой-либо корысти, также нужно разобраться -
коль для личности достойной, в нужном времени и месте,
то тогда дела такие в гуне благости творятся
 
21
Благотворные деянья из корыстного расчета
Или те, что совершают без желанья, неохотно
С сожаленьем о деяньи или по приказу власти
Все относятся к деяньям совершенным в гуне страсти

22
Благотворное деянье в помощь тем, кто не достоин,
свысока, без уваженья и без должного вниманья
не в то время, не в том месте, пользы людям не приносит
и деяние такое есть в невежестве деянье

23
ОМ ТАТ САТ – эти три слова от начала сотворенья
все брахманы пели с гимном и при жертвоприношеньи
ибо это к Абсолюту означает обращенье
и Всевышнему приносит это удовлетворенье

24
ОМ – вибрация такая Абсолюта означает,
Высший Дух или Брахмана и, поэтому, его
Пели при свершеньи жертвы, дел благих или тапасьи
Чтоб достигнуть первым словом до предела Моего

25
ТАТ – деянья этим словом человек Мне  посвящает
Ибо кто освобожденья от материи желает
Тот при совершеньи жертвы, дел благих или тапасьи
для себя взамен чего-то получить он не желает

26-27
САТ – есть «Истина» и значит эта Истина есть Я
И кто истинно Мне предан тоже Истина Моя
И все жертвы и деянья он свершает для Меня
Ибо цель его служенья есть поистине лишь Я

28
Но ни жертвоприношенья ни благие все дела
ни аскезы, о, сын Притхи, не приносят результат
если нет при этом веры в достижение Меня
и без Истины деянья называются АСАТ