Бхагават Гита Глава 6

Тарас Скворцов
(Джнана-йога, Путь Медитации)

1-2
Так сказал Господь Всевышний: «отрешен от действий йог,
Но он действует активно, чтобы свой исполнить долг
И вся суть, что в результатах всех трудов и действий он
Личной выгоды не ищет, от нее он отрешен

Личной выгоды не ищет всей душой единый с Богом
Кто же долг не исполняет, тот отнюдь не станет йогом

3
На ступенях нижних йоги результатов достиженье
Есть причиною работы, она средство продвиженья
Но для тех, кто на вершине есть причиной отреченье
от работы результатов ради Господу служенья

4
До ступени высшей йоги тот добрался положенья
Кто работает не ради личных выгод достиженья
Не для разных наслаждений тела, разума, ума
Ибо с тем, кто в отреченьи Личность Господа сама

5
Нужно знать, что человека ум его быть может другом,
Но материей быть может ослеплен и стать врагом
И ума освобожденье от влиянья чувства важно
А иначе будет личность у материи рабом

6
Другом будет ум такому, кто ум этот победил
Кто не смог – тому врагом он остается, как и был

7
Параматмы, «Я» Вселенной, Сверхдуши достиг уже
Йог, сумевший ум капризный подчинить своей душе
Между радостью и скорбью, между славой и хулой
Он различия не видит и обрел он свой покой
 
8
Кто посредством высших знаний жизнью удовлетворен
До ступени высшей йоги навсегда добрался он
Полностью собой владеет, что имеет - все равно
Золото или ком глины, бриллиант или стекло

9
Но еще такого выше тот, кто равно видит всех
И безгрешного святого, и упавшего во грех
Своего врага и друга, примирителей, нейтральных
Благодетелей сердечных и злодеев криминальных
 
10
Кто еще в начале йоги, должен жить в уединеньи
И искать всегда с Всевышним, с Господом соединенья
Не привязываться сильно ни к вещам и ни к желаньям,
Под контроль взять ум и чувства, применяя йоги знанье

11-14
Подобрав святое место или чистое, хотя бы
От людей других подальше нужно землю устелить
Не высоко и не низко подложить себе сиденье
Мягкой тканью, шкурой лани, траву куша застелить

Сесть в устойчивую позу. Позвоночник вертикально,
Спину, голову и шею, в одной линии держать
Устремить на кончик носа взгляд очей полузакрытых
подчинив свой ум и чувства, чтобы сердце очищать

Так, от секса отказавшись и избавившись от страха
Сконцентрировать вниманье на единственную цель
И на Мне сосредоточить свою душу в своем сердце
И принять Меня всем сердцем как своей всей жизни цель

15
Практикуя эту йогу - джнана-йогу, йогу знанья
Под контроль возьмет он чувства, ум, и все свои деянья
Станет он вполне свободен от мирского состоянья
И достигнет этой йогой трансцендентного сознанья

И в материи, когда он прекратит существованье
Царства Господа достигнет и в Мое войдет сиянье

16
И еще скажу, Арджуна: не для тех вся эта йога
Кто и ест и спит без меры - слишком мало или много

17
Кто режимы сна, питанья, постоянно соблюдает
Время отдыха, работы, правильно распределяет
Правильно в своей работе приложив свои старанья
Может йогой сделать легче матерьяльные страданья
 
18-19
Когда ум душой обуздан свое «я» он понимает
Тогда выгод матерьяльных получать он не желает
Человек же будет признан как достигший высшей йоги
То есть свЯзи с Абсолютом, Сверхдушой, с душою Бога

Как огонь, где нету ветра, ровным пламенем пылает
Так и ум тот постоянно свою душу понимает

20-23
В состоянии самадхи ум такой сам отвергает
даже тень мирских желаний - весь он душу созерцает
Счастье, радость и блаженство,йог такой в себе черпает
и от истины, достигнув,никогда не отступает
ибо знает - нету призов выше истины познанья
и среди тягчайших бедствий он свободен от страданья

24
Всем с решимостью и верой нужно йогой заниматься
От пути прямого йоги никогда не отклоняться
Матерьяльные желанья бросить все, без исключенья
Обуздав свои все чувства, все их в жизни проявленья

25-26
Контролируя свой разум, в полной вере, без сомненья
Нужно ум сосредоточить на душе, без отвлеченья
Возвращая постоянно под контроль своего «я»
Погрузить свой ум в самадхи и связать с Вселенским «Я»

27-28
Йог, чей ум сосредоточен постоянно лишь на Мне
Высочайшей меры счастья достигает он вполне
Страсть и карма вся былая до него не достает
И тождественность тогда он «я» и «Я» осознает

29
И тогда своим всем сердцем связан он со Сверхдушой
И с сознаньем всякой твари, той что созданная Мной
И во всякой твари видит он Меня перед собой
И во Мне все твари видит он очищенной душой

30
Кто Меня во всем увидит, все творения во Мне
Постоянно Меня видит, не забудет обо Мне
И поскольку никогда Я не потерян для него
Он не выйдет никогда из наблюденья Моего

31
Йог такой, кто понимает, что и «я» и Сверхдуша
И душа живых всех тварей – вся единая, одна
Кто предался всей душою и с душою служит Мне
Независимо от действий вечно будет он во Мне
 
32
О, Арджуна, при сравненьи всех людей, познавших йогу
Величайшим из познавших полагаю я того
Кто рассматривает счастье и несчастье всякой твари
Так как собственное счастье и несчастье у него

33-34
Вновь Арджуна обратился и сказал: «О Личность Бога,
Мадху демона убивший!», а затем он так сказал:
«Я считаю, что мне будет непосильна эта йога
Та, которую здесь вкратце для меня ты описал

Ум людской мой по природе неустойчивый, тревожный,
И упрямый он и сильный. Как его мне обуздать?
И пытаться бесполезно. Это так же невозможно
как пытаться пранаямой ветром в небе управлять»

35-36
И Господь ему ответил: «Я согласен, крайне сложно
Ум держать свой под контролем, ибо переменчив он
Но описанною йогой обуздать его возможно
Постоянно практикуя, ум твой будет укреплен».

37-39
И спросил Арджуна: «Кришна! Как предписано Ученьем
человек все может делать если Ведам он привержен
Но достаточно ни силы, ни ума, ни отреченья
не имея, - может бросить.  Что же ждет его в дальнейшем?

Не получится ли так с ним, что, сойдя с одной дороги
А потом сойдя с обеих - и обычной той и йоги
он прибежища лишится и в другом и в этом мире
и погибнет, и растает словно облако в эфире?

Но не знаю я, быть может все напрасны опасенья
Никого, кроме Тебя нет, кто рассеет все сомненья»

40
И Всевышний так ответил: «О, Мой Друг! Не погибает
ни в другой ни в этой жизни сотворитель добрых дел
Ни в материальном мире и ни в области духовной
Зло его не одолеет, не постигнет злой удел

41
Йог такой, кто неудачлив, в новой жизни проживает
Среди праведников чистых на одной из их планет
И в семье почтенной, доброй и не бедной мать рождает
Его к этой новой жизни и живет он много лет

42
Или тот, кто неудачу потерпел в занятьях йогой
Может быть рожден в семействе, коих мудрость велика
В семье трансценденталистов, тех, кто знает Личность Бога
Но конечно эта участь для людей весьма редка

43-44
И родившись в этих семьях возрождает он сознанье
То, что в прошлой жизни йогой он тогда сумел достичь
И пойти стремится дальше, увлеченный жаждой знанья
Выше ритуальных знаний этот трансценденталист

45
Так он с искренним усердьем весь стремится к очищенью
В медитациях и в жизни быть стремится ближе к Богу
И приходит к высшей цели - «я» и «Я» соединенью
После многих многих жизней, что провел в занятьях йогой

46
Йог стоит аскета выше и философа любого
Выше тех, кто исполняет некий труд ради плодов
И поэтому, Арджуна, непременно стань ты йогом
Знай, такое мое мненье, к жизни йога ты готов

47
И из всех различных йогов тот на самой вышине
Кто всегда с великой верой пребывает весь во Мне
Тот, кто служит Мне с любовью, в мыслях кто всегда со Мной
И поэтому сильнее всех он связанный со Мной»