Бахчисарай

Ната Плеханова
                „Тишина — язык Бога, все остальное — плохой перевод.“
                Джалаледдин Руми




     (Фонтан слёз)

Прошита повесть нитью лет, —
Про бренность золота и славы,
Великой доблестной державы,
Блистающей оружьем, нет...

Стоит, заброшенным, дворец,
Погас атлас, шелка, тюрбаны
Ушли... Лишь капают фонтаны,
Переливая бисер дней:
Любви, и боли, и теней
Невольников чужой земли,
Что, снаряжая корабли,
Нашли последний свой приют
В чертогах ханских там и тут:
Искусных воинов с крестом
Да дев с чарующим лицом,
Что сквозь решётки Соколиной*
Вдыхали солнечный восход
И любовались... А  народ
В ущелье средь высоких скал
Гирея-хана прославлял...

Давно те трубы отзвучали,
И хан гостей не привечает,
Дюрбе** забытые — в пыли...
Печаль впиталась в ком земли,
Где ветер прячет в листьях роз
Дождей слезинки, капли рос —
Как грусть невольниц тех времён,
Не называя их имён...

Но помнят тёсаные плиты,
Когда сквозь пригоршни мольбы
Владыка шёл в свои сады.
Тонул в нём плач, не видя дна,***
Хмелел в крови, не от вина.
И стон народов покорённых
Тонул в жестокости наёмных
Кривых безжалостных сабель —
Без доброты тот рос стебель.
На стук чужой глухое сердце —
Комок верблюжьей рыжей шерсти —
Гасил и звуки, и слова...
И страх людской несла молва.

Амура меч настиг чело
На склоне жизни обветшалой,
Готов был золото и славу
Отдать взамен лучистых глаз,
Что слёзы капали не раз...
Оживший каменный цветок
Пал к пленнице (у хрупких ног)...

...Но мир жесток... пустой гарем...
Сгорели страсти, и опалы...
По сводам арок обветшалых
Крадётся плющ в узорах стен...
Душа прекрасной Деляре****
Взметнулась птицей на заре,
А мрамор плачет вместо хана
Строками вечными Корана...*****

Скупой фонтан не выльет слёз
О том, что жизнь вся быстротечна
И всё проходит, всё не вечно...
Луч солнца брезжит поутру —
Смотреть на века суету;

В тиши кладбищенских камней
Таятся тени прошлых дней...

Бахчисарай — Кореиз
25–27.09.18


Соколиная* — название башни на территории гарема.

Дюрбе** — гробница-мавзолей в османской архитектуре, усыпальница знати либо известных духовных лиц. Обычно, отдельно стоящие, небольшого размера однокамерные здания, зачастую шести- и восьмиугольной формы.

*** — При восшествии на ханский трон, хан Гирей, боясь чьих либо поползновений на власть со стороны родни, приказал вырезать всех мальчиков, ростом выше колеса, в своём роду.

**** — (По легенде)...настал день, когда гарем хана пополнила маленькая девочка, совсем худенькая невольница. Ее имя было Деляре, а главный евнух, привезший столь лакомую добычу, чмокал губами от восхищения, расхваливая девушку. Новая невольница не дала старому хану любви и ласки, но Крым-Гирей ее полюбил. Впервые в жизни он узнал, что у него есть сердце. Что оно живое, может любить, страдать, болеть, радоваться. Но Деляре прожила совсем мало. Будто нежный цветок, которого лишили солнца, в неволе девушка угасла.

Мужчина на закате дней с трудом принимает любовь, больше всего его сердце чувствует боль. И если любимой суждено уйти из жизни, то сердце мужчины плачет кровавыми слезами. Только сейчас хан узнал, как сложно жить с человеческим сердцем. Тогда он нашел иранского мастера Омера и попросил его создать фонтан: «Заставь камень плакать, как плачет сердце мужчины, заставь его пронести мое горе через много веков!»

Мастер захотел узнать, как хороша была девушка. Хан ответил: «Что сказать тебе о ней? Молодая, прекрасная, будто солнце, изящная, словно лань, кроткая, как нежный голубь, добрая, будто мать, нежная, словно утро, ласковая, как невинное дитя!»

Мастер слушал хана и думал: «Как же заставить камень плакать человеческими слезами?» Он сказал хану: — Что можно выдавить из камня, он молчалив. Но даже если твое сердце плачет, то и камень сможет. Даже у тебя есть душа, значит, она есть и у камня. Ты хочешь, чтобы камень воспроизвел твои слезы? Я сделаю это, камень будет плакать, будет говорить о твоем горе. Но он скажет и о горе мастера Омера. Пусть люди видят, какими бывают слезы мужчины. Узнай правду, хан. Ты отнял все, чем жила моя душа. Честь, семью, имя, родную землю. Никто не видел слез Омера, ведь плакало кровью мое сердце. Теперь люди смогут видеть мои слезы, каменные слезы, жгучие слезы мужчины. Слезы твоей любви, моей жизни.

Омер взял мраморную плиту и вырезал несколько лепестков цветка. Но сердцевину заменил на глаз человека. Из него мастер хотел заставить падать на каменную грудь тяжелые слезы мужского сердца, чтобы камень жгло годами, веками, бесконечно… Еще Омер создал на камне улитку. Это был символ сомнения. Ведь мастер понимал, что сомнения разрывают душу хана, что он думает о том, на что дана ему была такая жизнь: любовь, грусть, веселье, ненависть — все, что чувствует человеческое сердце.


***** — (Сура 3, Алю Имран, 160 аят) Если Аллах окажет вам помощь, то нет победителя для вас, а если Он покинет, то кто же поможет вам после Него? На Аллаха пусть полагаются верующие.
 «Нет победителя, кроме Аллаха» — эта надпись высечена в замковой крепости  Альгамбре (Испания) на холме Ла Сабика в 1239 году, выстроенной для резиденции мавританских халифов.
 И эта же надпись на арабском языке и повторенная шесть раз, присутствует на южном фасаде Воронцовского замка в Крыму (После присоединения Крыма к России в 1783 году) Она была написана, скорее всего, для местных жителей, чтобы они помнили, что всё совершается по воле Божьей, и то, что он, граф, живёт сейчас на их земле в этом дворце — это всё от Бога.

   Последний крымский хан получил европейское образование (его мать была итальянкой и обучала Шагина в Греции, Италии, Венеции). Он говорил на нескольких языках, сочинял стихи, носил европейское платье и бороду прятал под обширный галстук. Во время правления  Екатерины II, в результате военных действий, Крымское ханство получило независимость от Турции. И когда Шагин-Гирей  взошёл с помощь России на престол, он стал проводить в ханстве незамедлительные реформы, начав с перенесения древней столицы - Бахчисарай, имеющей оборонительное, но невыгодное расположение для торговых и политических связей (ещё он кушал за столом и при его дворе были христиане и другие иноверные, видя это, невежественная толпа говорила о своём хане как об отступнике от народных обычаев и верований). Начались  недовольства во главе с Чингизидами и прочей знатью, заканчивающиеся кровавыми подавлениями восстаний, хан всё больше прибегал к помощи  и покровительству России, в итоге чего и произошло присоединение. Сам Шагин-Гирей весною 1784 года оставил в Тамани свиту в две тысячи воинов, гарем и все свое имущество, погрузился на фрегат «Святой Николай» и направился через Таганрог в Воронеж, где ему было обещано ежегодное жалование 20 тысяч (и будущее ханство в Персии). Но спустя год, он попросился отбыть в Турцию. Скоро, по повелению столь любезно принявшего его турецкого султана, Шагин испытал на себе участь сверженных ханов - на острове Родос, вывезенный для отдыха, он погиб насильственной смертью, был удавлен шёлковым шнуром.
   По итогам первой мировой войны, в 1922 году, с карты мира исчезли: Австро-Венгерская империя, Российская империя и Османская империя, которая начала своё существование после падения Византии (Константинополя) в 1453 году и стала султанатом.