С дней сотворения

Геннадий Батаров 2
    

            Отрывок  № 9                Для  серьёзного  читателя
                из
        восточной  повести

              ЭЛЬМИРА



Когда  был  создан  человек  как  диво,
И  Богу  в  радость  столь  близким  стал,
Господь  в  отдохновении  учтиво
В  Эдеме  святостью  блистал.                1)
На  миг  всего  лишь  чад  оставил,
Но  дьявол-змей  жену  забавил                2)               
Своим  изысканным  коварством.
И  там,  где  зижделось   добро
В  их  головах, он  тут  же  потеснил
Структуры  мозга  пряным  плодом:               
Сознание  людское  разделил.               
Своё,  Богу  противное, зельё
Он  превратил, как  назидание, во  зло
Весьма  кощунственно  над  человеком.
С  тех  пор  немало  в  коварстве  тех,
Которые   во  имя  дьявола  так  дружат, –
Ради  забав  иль  яростных  утех.
И  Богу  вопреки  их  станы  множат.
Одним  из  них –  известный  нам  аул,
Где  поселился  шайтана  сын  Айткул,              3)
И  предводитель  банды  Кадырбек.
И  оба  в  лицедействе  превзошли  свой  век.
И  думают  о  том,  что  им  Аллах  поможет.               
       *                *                *
Бай  ликовал,  давно  не  тешил
Он  кровь  и  сердце  грубое  своё.
Так  сладострастьем  юным  грезил.
И  знать  не  хочет  ничего.
«Уж  с  ним  Эльмира. Скорее  в  полночь
К  ней  войду. — Вслух  думал  он. —
Кто  так  ещё  могуч, силён?!
Ничто  пред  ним  все!  Тени?  Прочь!
Ещё  он  смеет  вспомнить  юность…
Пока  не  стар…  Ах, сколько  лет?..
Зачем  себя  наивно  мучить!
В  округе  он, как скотовод, богат.
В   горах  его  отары  бродят,
И  нет  уж  счёта  им.
Так  кто  ему  перечить  смеет?!
Дерзит  кто  вызовом  своим!»
И  громче  огласил  свой  приговор:
— Айткул? Не  он  ли  тайной  окружённый,
Готовит  заговор  душевный…
А  дерзок  как?  И  тон  надменный,
И  взгляд  кощунственный  в  упор!
За  ним  всегда  идут  джигиты.
Не  раз  от  хитростей  капыров
Он  с  ними  лихо  уходил.
Ах,  он  влюблён  в  мою  Эльмиру,
Презренную  отступницу  ислама?!
Наперекор  божественному  миру!
Она  одна   мне   вслух   дерзила…
Так-так… Ну, что  ж, отдам  её  ему –
Всё  ради  дела:  бог  смолчит!
Но  только  вспомню  я  сначала
Моих  любовных  дней  начало.
А  там,  глядишь,  Аллах  простит…               
               
Он  к  ней  вошёл, спесивый  видом,
Своею  мыслью  осенён:
Обрюзгший, стар, покрытый  жиром,
И  запах  тления  был  в  нём…
Как  только  крик  шатёр  прорезал,
Собаки  взвыли,  всхлипнул  стон.
И  всё  вокруг  тоскливо  стало,
И  всё  напомнило  о  том
Как  мир  был  мрачен  весь  кругом.
Лишь  изредка  луна  блистала
Меж  туч,  и  издал`ёка  слышен  гром…               

Но  где  ж  Айткул?  На  что  решился?!
Неужто  с  мыслью  согласился,
Что  противленье  есть  чума,
А  жизнь  Эльмиры   так  незрима…
Но  нет!  Уж  всё  предвидено  и  чинно:
Взамен  Эльмиры  он  сумел
Втащить  в  шатёр  другое  тело.
А  Кадырбек?  Усердно, между  тем,
Сжимал  в  объятьях  грудь  Фатимы,
Своей  «неведомой»  жены
С  его  роскошного  гарема.
Но  как  коварен  букара! –
В  нём  мысль  подобная  не  зрела…
В  соседней  юрте  пред  Айткулом
Стоял  малыш  и  тут  же  вышел.
Лишь  из-за  туч  полночная  луна
Могла  б  услышать  их  слова,
Но  только  лай  собачий  слышен.               

И  вдруг  пред  ямой  кто-то  дышит,
И  шёпотом  уж  детский  голосок:
— Ты  жив,  Джусуп? — Я  жив,  дружок! —
И  радостно  глазами  ищёт
У  края  ямы.  Видит  он:
Стоит  мальчишка  лет  восьми,
Верёвки  вяжет  и  сопит…
Прошло  мгновенье  и  спаситель
Уж  опускал  к  нему  канат:
— Вот  нож  тебе! — и  тянет  руки
После  подъёма  вверх  Джусупа,—
Тебя  уж  ждёт  в  соседней  юрте
Дамира.  Она   тебе  знакома…
В  её  одеждах, в  темноте
Проникните  без  страха  оба
В  другую  юрту,  где  Эльмира
Быть  может… Я  вам  покажу  её.
               
Джусуп  пред  юртой.  О, что  слышит?!
Кто  звал  его?  Ведь  там – Эльмира!..
Он  торопливо  громко  дышит…
Рванулся  вновь.  И  вот  рука
Его  с  ножом  к  груди  пристала.
Он  с  силою, что  в  нём  была,
Вонзил  металл.  Уж  не  дышала
Сатрапа  грудь.  Но  не  она…
С  открытым  ртом  под  ним  лежала:
Пред  ним  испуганно  Фатима
Едва  дыханьем  повела…
Джусуп,  глядя  на  труп  и  кровь,
На  обнажённую  Фатиму, и  вновь,
Как  в  той  степи,  сказал: «Уже  пора…
И  ты  свободна. Не  мною  ты  отомщена:
Меня  опять «имели», но  здесь  уже  Дамира.
Идите  вместе  с  ней  туда,  где  будет  новь.
Мы  там  найдём  вас…».  Но  Фатима,
Нисколько  не  стесняясь  вида  своего,
Сказала: « До  встречи  новой  у  Айткула!..» —
И  нет  следа  от  памяти  былого...
О, женское  коварство!  От  плода  ль  пряного  того?..             4)
Джусуп  не  усомнился: «До  встречи, бедная  гетера! —             5)
И  тише: —  Уж  третий  раз  он  «поимел»  меня…
Поистине  коварная  натура!»               
                (123)
Примечания: 1) «…в  Эдеме  святостью  блистал»  –  « И  совершил  Бог  к седьмому  дню  дела  Свои, которые  Он  делал, и почил в день седьмой  от всех дел своих…», «Первая  книга  Моисеева. Бытие», 2:2.
2) «…змей  жену  забавил» – Господь заповедовал человеку, говоря: «от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева  познания  добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь», там же –2:17; «змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?», там же – 3:1; «и сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которые среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть; и сказал змей жене: нет, не умрёте; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло; и увидела жена, что дерево хорошо для пищи,и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его,и ела;и дала также мужу своему,и он ел», там же – 3:2-6. Змей исказил слова Бога о плодах  именно в раю, а речь-то шла о другом – о смерти от плодов познания добра и зла, но не о знании как таковом. Именно с этого момента и зародилось коварство в человеческой среде, а жена пошла на поводу именно змея-дьявола и заразила коварством мужа своего. Так трактует Библия.
 3) «…шайтана сын…» – шайтан есть злой  дух, дьявол. 4) «от плода пряного  того» — смотрите там же в 3: 2-6 по тексту речи библейской жены. 5) «…бедная  гетера» – гетера вообще есть подруга, любовница; в  древней Греции, откуда они и пошли,  женщина, ведшая свободный, независимый образ жизни, привлекающая мужчин своими артистическими способностями и образованностью; здесь же  Фатима вошла в сговор с Айткулом  против Кадырбека и одновременно против Джусупа, бывшего своего возлюбленного, о чём и сама его предупредила после убийства бая. К  слову, Джусуп хорошо знал и Библию, и  Коран, и другие святые книги различных вероисповеданий, что и позволяло ему сдерживать себя, сменяя  гнев на милость…
             Предыдущие отрывки повести смотрите в рубрике «Эльмира».
                123/36
                Вчерне –  1968 г., г. Фрунзе
                Набело –  1992 г.